Реклама

НЕРАЗРУШАЮЩИЙ ПРОГРЕВ БЕТОНА

Строительный рынок Сибири

Дата публикации: 17.03.2008 Количество просмотров: 3524

В 2008 году, как и в прошлые годы, сибирские строительные компании столкнутся с динамичным ростом цен на стройматериалы. Основная причина - дефицит. За темпами строительства не поспевают ни цементные и кирпичные заводы, ни производители щебня и песка. Ожидается, что динамика роста цен на основные стройматериалы в 2008 году в регионах Сибири сохранится на уровне 50%. «Каждую строительную организацию, каждый строительный объект сегодня сдерживает дефицит стройматериалов и конструкций. Дефицит стал всеобъемлющим, не хватает практически всех строительных ресурсов. Понятно, что из-за этого начинают неадекватно расти цены на стройматериалы, что не вписывается ни в какую инфляцию и очень трудно учитывается и воспринимается рынком«, - констатировал в начале февраля на открытии «Стройсиба-2008» губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. По оценке участников рынка, в прошлом году стоимость цемента, щебня и песка в среднем выросла на 45-50%. Это при том, что в себестоимости строительства на материалы приходится около 70%, а в рыночной цене кв. м жилья - 40%.

Традиционно, по словам сибирских чиновников и руководителей строительных компаний, в 2008 году будет ощущаться дефицит цемента. При этом цементные заводы с каждым годом увеличивают свои мощности. Так, если крупнейший в Новосибирской области «Искитимцемент» по итогам 2006 года произвел 1,56 млн тонн продукции, то в 2007-м - 1,74 млн тонн, а в планах на 2008-й - уже 1,8 млн тонн. «Несмотря на такие темпы прироста, ситуация просто катастрофическая. Нет ни цемента, ни бетона, ни всего того, что основано на цементе», - подчеркивает губернатор. Однако на самом предприятии проблему дефицита видят в неумении заводов ЖБИ спланировать объемы закупок цемента. «Дефицит носит сезонный характер. Зимой ЖБИ приобретают цемента меньше, с наступлением строительного сезона начинается ажиотаж. Летний объем отгрузки цемента за месяц в два раза превышает зимний.

Ситуации дефицита в летний период можно избежать, если те же заводы ЖБИ будут планомерно, с запасом приобретать цемент в течение всего года. Об этом мы говорим давно, но пока покупатели нашей продукции предпочитают работать по старой схеме», - сетует первый заместитель генерального директора, директор по экономике и персоналу ОАО «Искитимцемент» Евгений Кожевников. Компания и дальше намерена наращивать мощности по производству цемента. На предприятии предусмотрено строительство технологической линии мощностью 1,3 млн тонн цемента в год. Таким образом, общая мощность завода к 2010 году составит 2,9 млн тонн. На эти цели компания с 2006 года намерена инвестировать 5 млрд руб., в 2007 году объем финансирования составил порядка 950 млн руб.

Большие планы по развитию цементных мощностей стоят перед алтайскими производителями стройматериалов. «В крае есть реальные перспективы по развитию цементного производства, которые позволят нам уже в ближайшие годы выйти на передовые позиции по выпуску этого стройматериала в СФО. К развивающемуся проекту увеличения мощностей на Голухинском заводе (ЗАО «Цемент») вскоре добавится строительство еще одного завода в Локтевском районе, которое намерен осуществить концерн «Алтайкоксохимстрой«. Интерес к проекту проявляют зарубежные инвесторы», - говорит председатель концерна «Алтайкоксохимстрой», президент Союза строителей и инвесторов Алтайского края Михаил Фокин. Необходимый объем инвестиций в проект - около 5 млрд руб., сроки реализации - три года, начало строительства намечено на 2008 год.

Завод будет производить цемент М-600 и М-700 "сухим" способом. Сегодня, по словам господина Фокина, стройкомплекс Алтая осваивает до 1 млн тонн цемента в год, при том что производит лишь 300-350 тыс. тонн. Приоритетно сегодня производство цемента и на Кузбассе. Как заявил  заместитель губернатора Кемеровской области по строительству Евгений Буймов, сейчас активно ведется модернизация цементных заводов в Топках, запланировано строительство новых цементных заводов в Яшкинском и Таштагольском районах. «В связи с масштабным строительством нам предстоит за два года построить новый завод по производству цемента в пос. Яшкино. Его проектная мощность - 2,6 млн тонн цемента в год: это по сути второй Топкинский завод. Кроме этого, мы утвердили проект по строительству нового Учеленского цементного завода в Таштагольском районе, его мощность - 1 млн тонн цемента в год», - подчеркивает чиновник. Большие задачи по производству стройматериалов, в том числе и цемента, ставят перед бизнесом и чиновники Омской области.

Сегодня необходимые региону 700 тыс. тонн цемента полностью ввозятся из соседних регионов - Кемеровской, Новосибирской и Свердловской областей. Отсюда власти намерены идти по пути создания собственных производств, ежегодно открывая не менее 20 предприятий, производящих цемент, железобетонные изделия, сухие строительные смеси. Согласно решению комиссии по инвестиционным проектам Министерства экономики Омской области, в скором времени на карте региона появится комбинат пористых материалов. Здесь будет налажен выпуск строительных блоков из ячеистого бетона. Объем финансирования проекта составляет 454,8 млн руб. В 2008 году объем производства стройматериалов в Омской области за счет ввода новых производственных мощностей вырастет на 25%. Всего же в 2007 году в Омской области произведено стройматериалов на 6 млрд руб.

Определенные сложности в 2008 году строители испытают и с дефицитом щебня. Особенно остро эта проблема встанет перед новосибирскими строителями. Еще в октябре 2007 года власти ввели ограничения на нагрузку автотранспорта на участке пос. Горный-Новосибирск и трассах Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий и Инская-Барышево-39-й километр автодороги К-19р. Таким образом, строителям было предложено перевозить основные объемы щебня не автотранспортом, а железной дорогой. К этому они оказались не готовы. «Помимо нашего региона, данная проблема лишь отчасти характерна для Томской области. Но там несравнимо меньшие объемы потребления щебня. Считаю, что проблема износа дорог из-за перевозки по ней щебня надуманная, - говорит президент Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирской области Константин Боков. - Введенные ограничения привели к тому, что некоторые предприятия стройиндустрии вынуждены были сократить объемы производства бетона на 20–50%. Такого никогда не было. Эта ситуация еще аукнется в летний период, когда потребности в бетоне наиболее высоки».

 По оценке эксперта, железнодорожным транспортом реально вывозить не более 40% щебня, притом что сегодня этот показатель - не более 10%. Препятствиями служат и нехватка подвижного состава, и то, что многие новые производители бетона не примыкают к железной дороге. «В вопросе транспортировки щебня нужно искать компромисс совместно с администрацией области и участниками строительного рынка. Запретами проблемы не решишь. Никто не предлагает разбивать дороги, все заинтересованы в том, чтобы они в любом направлении были в исправном состоянии, - говорит генеральный директор ООО «КПД-Газстрой», председатель комитета по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса Новосибирского облсовета Александр Савельев. - Да и сама ситуация абсурдна, когда строители вынуждены ломать голову над тем, как доставить щебень. Каждый должен заниматься тем, что он лучше всего умеет делать. Если мы умеем производить железобетон, то мы должны заниматься железобетоном, а не грузоперевозками. Специализацию в экономике никто не отменял«.

По оценке генерального директора СК «ПТК-30» Владимира Коновалова, дефицит стройматериалов и рост цен на них прежде всего связаны с пассивностью властей: «Государство недостаточно участвует в развитии строительной отрасли. Отсюда развитие хаотично. Парадокс: при наличии мощных пяти-шести осных машин с нагрузкой 10 тонн на ось ограничивать перевозку стройматериалов шестью тоннами на ось. Это лишь еще одна возможность для коррупции». По словам господина Владимира Коновалова, железнодорожным транспортом щебень выгодно возить лишь на большие расстояния, доставка автотранспортом от основных карьеров до производителя бетона на 40% дешевле. Остается характерным для строительной отрасли и дефицит кирпича, цены на который также продолжат динамично расти, несмотря на то что в сибирских регионах запланировано строительство новых кирпичных заводов. «Я еще в конце 1990-х годов ставил задачу производства в области не менее 1 млрд штук кирпича в год.

Тогда мы производили 250 млн штук и испытывали проблемы со сбытом. Многие надо мной смеялись. Сегодня уже не надо никого убеждать, но до 1 млрд нам еще далеко», - разводит руками губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Так, по итогам 2007 года в области было произведено порядка 406 млн штук условного кирпича. В частности, «Черепановский завод строительных материалов» в 2007 году расширил мощности на 30% - до 90 млн штук в год. «Дорогинский кирпич» увеличил производство втрое - до 40 млн штук в год. Но, по некоторым оценкам, дефицит кирпича в Новосибирской области в 2007 году достиг 150–250 млн штук. Нехватку материала строители восполняют поставками из Томской, Кемеровской областей, Красноярского края.

Ожидается, что по итогам 2008 года в Новосибирской области будет произведено порядка 500 млн штук кирпича. В 2009 году ЗАО «Фирма «Кирпичный завод» (Маслянино) увеличит свои мощности на 30 млн штук, «Первый строительный фонд» построит кирпичный завод мощностью 67 млн штук кирпичей в год. В 2010 году ожидается, что «Доволенский кирпич» прирастет на 50 млн штук, а «Сибирская промышленная компания» - на 63 млн. Впрочем, несмотря на ускоренное развитие кирпичного производства в Новосибирской области, качество продукции, по оценке Владимира Коновалова (ПТК-30), оставляет желать лучшего: «Кирпичные заводы работают устойчиво, но качество производимого кирпича осталось на уровне 20-летней давности. Кирпич, который мы везем из Красноярска или Ленинска-Кузнецкого, на порядок лучше. Глядя на него, радуешься».

Значительные задачи по росту производства кирпича в этом году будет решать и томский бизнес. Как рассказал заместитель начальника департамента строительства и архитектуры Томской области Анатолий Бондарев, в 2008–2009 годах производство кирпича в регионе увеличится с сегодняшних 125 млн штук до 205 млн штук. В частности, планируется увеличение мощностей на ОАО «Копыловский керамический завод» и на кирпичном заводе ООО «Томсклесстрой». Продукция будет поставляться в крупные города СФО. В Омской области в 2008 году будет запущен завод по производству теплоизоляционного кирпича мощностью 50 млн штук в год, а также завод силикатного кирпича мощностью 79 млн штук.

Сохранится в 2008 году высокий спрос и на ячеистый бетон, производство которого в регионах неуклонно растет. В конце прошлого года один из крупнейших в Сибири производителей этого стройматериала - завод «СИБИТ» (входит в структуру ОАО «Главновосибирскстрой») - увеличил мощности в два раза - до 360 тыс. куб. метров в год. Сейчас 40% продукции предприятия реализуется крупным новосибирским строительным компаниям (ПТК-30, «СтройМастер», «Кварсис», «ДИСКУС плюс»), которые используют его в основном для возведения стеновых блоков, перекрытий и теплоизоляции; менее трети - частным лицам, строящим индивидуальные дома. «В 2008 году вступит в силу новый ГОСТ на автоклавный ячеистый бетон, в разработке которого активное участие принимала наша компания.

Это позволит не только улучшить качество проектов и расширение сфер применения ячеистого бетона, но и поставить заслон материалам несоответствующего качества, выдаваемым за аналог нашего продукта», - отмечает брэнд-менеджер ОАО «Главновосибирскстрой» Олеся Петрова. «Мы предполагаем, что, несмотря на планируемый в 2008 году ввод в эксплуатацию нескольких кирпичных заводов, увеличение мощностей заводов железобетонной продукции, увеличение производства цемента, дефицит сохранится на прежнем уровне. Именно поэтому мы прогнозируем высокую динамику роста цен, особенно в период активизации строительно-монтажных работ (весна-лето)», - комментирует директор по маркетингу и сбыту ЗАО «Строитель» Сергей Агамян. Эксперты прогнозируют рост на стройматериалы в течение 2008 года на уровне показателей 2007-го.

Источник: газета "Континент Сибирь"

 

 

 

Назад

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9371
Участников online
15
Подписано
7210
Объявлений
2160
Компаний
5285
Новостей
13236
Форумов
24
Тем форумов
21757
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
895

Подписка