Реклама

Неразрушающий прогрев бетона

Рынок нерудных материалов в республике Карелия

Дата публикации: 29.11.2004 Количество просмотров: 3007

В последние годы в Карелии стремительно развивается производство камня и щебня для дорожного, промышленного и жилищного строительства. Только в нынешнем году в республике реализован ряд крупных проектов в сфере строительных материалов с общим объемом инвестиций 30-40 млн долларов. Введены в действие карьеры по производству щебня и габбро-диабаза - "Шокшинский" и "Райконкоски", щебеночный завод "Лобское-5" в Медвежьегорском районе (здесь находится одно из крупнейших в Европе месторождений гнейсо-гранитов); возобновил работу после модернизации "Сортавальский дробильно-сортировочный завод", скоро приступит к выпуску щебня реконструированный "Пудожский карьер", а в 2005 году начнет работать карьер "Прионежский габбро-диабаз". Если раньше, включая 2003 год, в среднем выдавалось по 8-10 лицензий в год на добычу строительного камня, то за 9 месяцев 2004-го выдано 20 лицензий. Ожидается, что к 2006 году выпуск высокопрочного щебня в Карелии удвоится.

Карельские кладовые

Основные потребители карельского камня - строительные компании Москвы и Санкт-Петербурга. Они же - главные игроки на карельском рынке каменной индустрии. Карьеры в Шокше и Райконкоски разрабатываются петербургскими компаниями "Горняк" и "ВАД". Карьером "Лобское-5" владеет одноименное московское предприятие. Сортавальский ДСЗ - собственность Группы компаний ПИК - одного из лидеров московского рынка недвижимости. Крупнейшие производители щебня в Карелии - московские предприятия ГУП "Мосавтодор" и ГУП "Питкярантское карьероуправление" (еще один лидер по щебню - ООО "Прионежский карьер", "дочка" местного ОАО "Карелнеруд"). Лидер по производству облицовочного камня - московский "МКК-холдинг". Как правило, обосновавшиеся в республике московские и питерские компании сами добывают, производят и используют строительный камень. Добывать самим в два-три раза дешевле, чем закупать у камнедобытчиков. К примеру, средняя отпускная цена на щебень по карельским предприятиям составляет 3-5 долларов за тонну, а в местах массового потребления (Москва, центр России) цена возрастает уже до 10-12 долларов - не столько из-за транспортных расходов, сколько в связи с коммерческими интересами поставщика.

Каменный бизнес стабилен и выгоден. Доход добываемой горной массы в щебеночной отрасли - порядка 5 долларов в расчете на 1 кубометр (на "Шокшинском карьере" - 5,7 доллара, на "Медвежьегорском щебзаводе" - 4,55 доллара, в "Питкярантском карьероуправлении" - 3,75). Доход при добыче шунгита - 18 долларов с тонны (ЗАО "Карбон-шунгит"), известковой муки и декоративного щебня - 9,5 доллара (Рускеальский МИЗ). Добыча облицовочного и отделочного камня дает от 65 (ЗАО "Кашина гора") до 85 (ЗАО "Интеркамень") долларов с тонны. В то же время, несмотря на резко возросшую активность бизнеса в добыче блоков облицовочного камня, объем производства до сих пор неадекватен имеющимся ресурсам. Сегодня из 20 разведанных месторождений гранитов эксплуатируется пять, из 18 месторождений диабазов - три, из четырех кварцитных - два.

География богатства

Большим "каменным" потенциалом, который может быть востребован в ближайшем будущем, обладают Медвежьегорский, Сегежский и Пудожский районы. Правда, в последнем нет железнодорожного сообщения и энергетических резервов. Особо богаты щебнем Беломорский (стоимостная оценка залежей, по расчетам Института геологии КНЦ, 400 млн долларов), Калевальский (250 млн долларов), Прионежский (200 млн долларов) районы и Сортавала (150 млн долларов). Блочным камнем богаты Питкярантский (1600 млн долларов) и Пряжинский (1000 млн) районы, Сортавала (850 млн), Пудожский район (550 млн), Вепсская волость (500 млн), Лоухский район (450 млн); шунгитом - Медвежьегорский район (800 млн долларов); камнесамоцветным сырьем - Лоухский район (400 млн долларов); полевым шпатом - Пряжинский район (200 млн долларов).

Однако добыча камня в основном ведется в южных районах республики, откуда не так далеко до основных потребителей - Москвы и Санкт-Петербурга. Карьеры располагаются вблизи транспортных путей: либо по побережью Онежского озера, либо вдоль железной дороги. В Лахденпохском районе запасы блочного камня не столь огромны (20 млн долларов), как в Пудоже или Лоухах, но для камнедобытчиков он интереснее, поскольку находится значительно ближе к Санкт-Петербургу и имеет развитую транспортную инфраструктуру. Есть надежда, что дело дойдет и до освоения глубинных карельских районов. Там, где нет необходимой инфраструктуры, все чаще применяются мобильные дробильные комплексы, модульные здания и автономные источники электроснабжения. "Если раньше мы проектировали только крупные карьеры с запасом камня на 80-100 лет, то теперь с помощью передвижных дробильно-сортировочных комплексов можем осваивать и небольшие месторождения с запасом камня на 40-50 лет",  говорит председатель республиканского комитета по лесному и горнопромышленному комплексу Владимир Аминов.

Каменный гость

Камнедобывающий бизнес требует длинных денег. Именно по этой причине местный капитал проигрывает соревнование московским и петербургским компаниям. Чтобы карьер себя окупил, нужно порядка восьми лет бесперебойной работы при 20% рентабельности. Например, по словам председателя совета директоров банка "Российский капитал" Алексея Иващенко, срок окупаемости карьера "Лобское-5", в который вложено порядка 10 млн долларов, составляет 7-10 лет. В Министерстве экономического развития Карелии рассказывают, что лицензий выдано много, а движения особого нет. Фирмы получают лицензии (цена вопроса - несколько десятков тысяч рублей), "столбят" территорию и на этом их активность заканчивается. На 1 сентября 2004 года зарегистрировано 73 получателя лицензии на щебень и 89 - на камень. Реально же работают десятка полтора. Ряд "замороженных" карьеров стоят в Беломорском районе, несколько - в Сортавальском и Лахденпохском. Причина банальна - потенциальные камнедобытчики не могут найти необходимых инвестиций для полноценного освоения месторождения.

В докладных записках правительства Карелии можно прочесть: "Учитывая, что объемы производства щебня в республике напрямую связаны с динамикой потребления на рынках Санкт-Петербурга и Москвы, а также конкуренцию со стороны Украины и Уральского региона, важно обеспечить присутствие и освоение недр Карелии крупных строительных компаний, контролирующих эти рынки". Правда, привлечь потенциальных инвесторов особо нечем. Есть льготы по некоторым региональным налогам, но в 2005 году из-за бюджетных трудностей льготы по налогу на прибыль для добытчиков известняка и щебня, рудодобытчиков отменяются. Это, как пояснили в правительстве, не касается предприятий-инвесторов: для них льготы по налогам на прибыль и имущество остаются. Еще инвесторы могут получить бюджетный кредит под 1/3 кредитной ставки ЦБ. В частности, с помощью такого кредита произведено техническое перевооружение Шокшинского карьера, разработан карьер "Прионежский габбро-диабаз", приобретено оборудование для компании "Интеркамень" (Вепсская волость).

Подводные камни

В Карелии еще много неосвоенных месторождений. По прогнозам Института геологии Карельского научного центра РАН, в ближайшее время на территории республики будут разрабатываться и перерабатываться: высокочистый кварц, мелкоразмерная слюда-мусковит, технический гранат, полевые шпаты, кварциты, диатомиты, минеральные краски-пигменты, высокопрочный и декоративный щебень, шунгиты, карбонатное сырье, камнесамоцветное сырье. В то же время серьезным сдерживающим фактором развития камнедобывающей промышленности является неразвитость транспортной инфраструктуры. Октябрьская железная дорога в состоянии вывезти в центральные районы 11-12 млн. тонн щебня в год. Возможности вывоза щебня водным транспортом 5-6 млн. тонн в год. Собственные потребности Карелии составляют 1-2 млн тонн. То есть на данный момент предельный объем производства щебня ограничивается 19-20 млн. тонн в год. И это при том, что уже сейчас в республике только по щебню выдано лицензий на 40 млн тонн добычи в год. Таким образом, для дальнейшего роста объемов добычи камня в Карелии требуются серьезные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры.

Источник: журнал "Эксперт Северо-Запад". При перепечатке или копировании данного материала ссылка на портал БЕТОН.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. 

 

 

 

Назад

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9389
Участников online
23
Подписано
7226
Объявлений
2163
Компаний
5287
Новостей
13236
Форумов
24
Тем форумов
21762
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
895

Подписка