Реклама

Неразрушающий прогрев бетона

Цементные амбиции Узбекистана

Дата публикации: 22.04.2009 Количество просмотров: 2966

В начале марта 2009 года, выступая на ташкентской международной выставке UzBuild-2009, зампредседателя правления АК «Узстройматериалы» (один из главных игроков на местном рынке стройматериалов) Рустам Исраилов заявил, что в течение 2009 года в республике может начаться строительство трех новых заводов общей мощностью 5,7 млн тонн и стоимостью более 700 млн долларов. Это позволит уже к 2013 году увеличить производство цемента в 1,6 раза до 10 млн тонн, и с учетом модернизации действующих производств довести к 2016 году общую проектную мощность цементников до 16 млн тонн. Для этого в АК «Узстройматериалы» планируют за пять лет с помощью иностранных инвесторов построить шесть новых цементных заводов мощностью 9,5 млн тонн и стоимостью 1,42 млрд долларов.

Повод для оптимизма дают производственные показатели цементников. В прошлом году совокупный экспорт цемента в физическом весе практически не изменился, да и в стоимостном выражении потерял не очень много. Лишь один игрок – ОАО «Ахангаранцемент» – сократил экспорт с 400 до 250 тыс. тонн из-за падения спроса в Казахстане. Остальные производители сумели диверсифицировать риски за счет более стабильных заказчиков в Афганистане и Туркмении. Надеясь на зарубежные рынки, а также национальную стройиндустрию, цементники не сворачивают инвестпрограммы. «Корректировки программы нет, мы от планов не отказались, работа у нас идет весьма успешно», – подчеркнул г-н Исраилов. «Мы относимся к складывающейся ситуации спокойно», – подтверждает гендиректор ОАО «Ахангаранцемент» Денис Доценко. Цементники уверены, что конъюнктура на рынке не станет им помехой. Главное для игроков – договориться с государством о совместных действиях.

И себе, и людям

В Узбекистане сумели сохранить базу цементной отрасли, доставшуюся в наследство от СССР. Причем с 2001 года предприятия наращивают объемы производства. За последние пять лет темпы роста производства в отрасли составляли в среднем 18% ежегодно. В этом году четыре компании, выпускающие 99% цемента в стране – «Кызылкумцемент», «Ахангаранцемент», «Бекабадцемент» и «Кувасайцемент» – планируют приблизиться к рубежу в семь миллионов тонн (в прошлом было 6,3 млн), при этом один миллион тонн отправится на экспорт. Во многом это заслуга иностранных инвесторов. За последние четыре года Узбекистан продал им три из вышеназванных завода; в госсобственности остался только флагман – АО «Кызылкумцемент» (производит 55% цемента, обеспечивает 70% экспорта). Российская «Евроцемент груп» приобрела 76% ОАО «Ахангаранцемент», казахстанское ТОО «Каспийские ресурсы» – ОАО «Бекабадцемент» и ОАО «Кувасайцемент».

Зарубежных игроков привлекают перспективы местного рынка. По расчетам «Узстройматериалов», к 2012 году потребности страны вырастут с нынешних пяти до 8-8,5 млн тонн цемента только за счет жилищного строительства. С учетом инфраструктуры, промышленных и соцобъектов – до 12 млн тонн, то есть почти в два раза больше нынешних мощностей цементников, которые и так загружены более чем на 90%. «Если в 2008 году мы еще сумели насытить рынок, то в последующие два года без увеличения мощностей дефицита цемента избежать будет уже трудно», – считает начальник отдела по сбыту ОАО «Кызылкумцемент» Санджар Джуманиязов.

Пожалуй, даже более привлекательны для инвесторов соседние рынки, куда уже налажен экспорт «серого вещества». По мнению главы правления «Узстройматериалов» Эркина Акрамова, потребление цемента странами Центральной Азии и Афганистана к 2012 году составит 34 млн тонн при существующих сегодня мощностях в объеме 18,5 млн тонн. Один Казахстан, с учетом госпрограммы жилищного строительства, к 2012 году должен потреблять не менее 10,2 млн тонн цемента. При этом реальная мощность пяти казахстанских заводов составляет лишь 4,9 млн тонн из 8,35 млн заявленных – результат изношенности оборудования. Заявленные инвесторами планы по строительству 21 нового цементного производства проектной мощностью 26,5 млн тонн, по мнению узбекских экспертов, вряд ли будут реализованы из-за негативного влияния кризиса. Учитывая сокращение импорта из России, дефицит на казахстанском рынке более чем вероятен. К тому же, по словам аналитика Central Asia investments Ильхата Тушева, местоположение казахстанских цемзаводов, которые строились в расчете на поставки в Россию, не позволяет им равномерно обеспечивать строительным материалом территорию страны. Узбекские заводы ближе к потребителям из Южного Казахстана.

Схожая ситуация в Таджикистане, где работает лишь один завод в Душанбе. Дефицит в 1,6 млн тонн уже к 2010 году – такова цена заявленной правительством масштабной модернизации инфраструктурных проектов, объектов гидроэнергетики – Рогунской и Санктудинской ГЭС. Правда, на этих планах может сказаться кризис. Но в любом случае остается Афганистан – главная надежда узбекских цементников. При всей политической и экономической нестабильности спрос на цемент здесь остается очень высоким. В последние два года афганская экономика импортирует до двух миллионов тонн цемента, главным образом из Пакистана. Пока Узбекистан поставляет сюда менее 200 тыс. тонн, но игроки уверены, что афганцы будут строить при любых политических режимах. «В худшем случае мы незначительно сократим экспорт, до уровня порядка 800 тысяч тонн, – считает Рустам Исраилов, – в лучшем случае возможен выход на 1,3 млн тонн».

Китайский рецепт

В ожидании растущего рынка Узбекистан решил погнаться сразу «за двумя зайцами» – возводить новые цементные заводы и модернизировать действующие. «Евроцемент груп» разработал инвестиционную программу развития завода в Ахангаране, направленную на развитие карьерного хозяйства, увеличение мощностей за счет приобретения новой техники, модернизации энергетического комплекса. Уже в 2008 году инвестор вывел предприятие на проектную мощность в 1,736 тыс. тонн цемента, а до конца 2011 года планирует увеличить мощности еще на 200 тыс. тонн, затратив на это порядка 20 млн долларов.

Предприятие в Ахангаране работает по «мокрой» технологии, связанной с использованием воды и большим расходом газа для сушки продукции, как и большинство других узбекских заводов. Но, в отличие от «Евроцемента», другие игроки намерены перейти на менее затратный «сухой» способ – с помощью китайских технологий. Они позволяют снизить затраты на строительство мощностей в два раза с привычного уровня в 200-250 долларов за тонну. «Каспийские ресурсы» объявили в прошлом году о подписании с китайской CFMC Engineering Co. контракта стоимостью 90 млн долларов на поставку оборудования для модернизации двух своих заводов. Китайская компания построит в Бекабаде новую линию по производству цемента «сухим» способом мощностью 850 тыс. тонн цементного клинкера. Реализовать проекты планируется до конца 2009 года – после этого компания надеется войти в число ведущих игроков.

«Кызылкумцемент», единственный завод, использующий «сухой» метод, тоже, возможно, привлечет китайцев. Первоначально ожидалось, что новую линию стоимостью 150 млн долларов поставят при помощи французской Satarem S.A, победившей в тендере. Но потом французы засомневались, и сейчас решается вопрос – не отдать ли заказ китайской CNC Machimpex, занявшей второе место. Еще один инвестор – польская Sky Bone, которая пришла на смену российской «ТБК-Инвест», не потянувшей строительство «трехмиллионника» в Джизакской области, также планирует привлечь китайского подрядчика. Польский инвестор намерен не только существенно нарастить объемы производства, но и расширить продуктовую линейку – наладить выпуск до 300 тыс. тонн тампонажного цемента для нефтегазовой отрасли. Есть планы по строительству производств «с нуля». Корейская Natural Cement, один из крупнейших игроков цементного рынка Юго-Восточной Азии, весной объявила о строительстве цементного завода мощностью 1,7 млн тонн в Сурхандарьинской области. Проект стоит 300 млн долларов, для его реализации создано СП с узбекским партнером.

Непостоянная планка

Помимо ожидаемого роста спроса успеху инвестпроектов могут способствовать хорошая сырьевая база, низкие цены на газ и электроэнергию внутри страны – правительство установило на ближайшие два года восьмипроцентный потолок роста цен на электричество и коммунальные услуги. Узбекский цемент привлекателен по цене – например, в январе на ташкентской бирже он продавался по 70 долларов за тонну, а казахстанский, несмотря на падение стоимости, в среднем продается по 90–120 долларов. По мнению начальника управления анализа и развития АК «Узстройматериалы» Акбара Мухиддинова, планы игроков более чем реальны: инвестиции в цементные мощности окупаются, если тонна цемента стоит больше 40 долларов.

Но есть и потенциальные барьеры – прежде всего налоговые. С 1 января 2008 года в республике был введен 75% налог на сверхприбыль для цементников. Ставка отсечения – 65 долларов за тонну – по словам участников рынка, забирала две трети прибыли. С начала этого года планку подняли до 90 долларов, что ослабило налоговый пресс, но все равно не способствует инвестированию в новые мощности. «Если действующие производства еще как-то могут жить по новым правилам, то для новых производств налог на сверхприбыль является весьма обременительным, поскольку необходимо время, чтобы вывести новый завод на высокую рентабельность», – считает г-н Мухиддинов. По его словам, цементники вышли в правительство с предложением отмены налога для новых производств на 10 лет – из них три года должны уйти на строительство и еще семь – на выход на проектную мощность. Пока предложение не одобрено. Более того, цементные производства не попали в перечень инвестпроектов, на которые распространяются налоговые льготы при вложении прямых иностранных инвестиций. По мнению участников рынка, все это практически закрывает дорогу новым проектам в цементной отрасли.

Дополнительным фактором риска является отсутствие инфраструктуры на месте строительства новых заводов – подъездных путей, ЛЭП, водных артерий. По расчетам АК «Узстройматериалы», только потребности в энергетических объектах под строительство новых мощностей составляют порядка 125 млн долларов, строительство транспортных коммуникаций, прежде всего железнодорожных – порядка 55 млн долларов. Инвесторы предлагают государству взять на себя расходы по их строительству, но в условиях кризиса это будет непросто, и указанные суммы пока не заложены в бюджет. Еще одна проблема – нехватка железнодорожных грузовых вагонов для перевозки цемента. Старые вагоны, которые имелись в распоряжении «Узбекистон темир йуллари», выходят из строя, а новых нет. Для обеспечения месячного объема перевозок сырьевых компонентов и готовой продукции только для вновь создаваемых мощностей необходимо около шести тысяч вагонов. В разрешении наметившихся проблем цементники уповают на государство, которое могло бы помочь, предоставив для инвесторов определенные льготные условия. Пока же большинству производителей приходится рассчитывать только на свои силы.

Источник: журнал "Эксперт Казахстан" №15 (Апрель 2009 года)

 

 

 

Назад

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9375
Участников online
28
Подписано
7214
Объявлений
2161
Компаний
5287
Новостей
13236
Форумов
24
Тем форумов
21759
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
895

Подписка