Дата публикации: 07.10.2005 |
Количество просмотров: 1973
|
Реализация Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан сталкивается с рядом трудностей, в первую очередь, связанных с быстрым ростом цен на основные строительные материалы. В некоторых регионах уже говорят о необходимости пересмотра цены на доступное жилье, но, поскольку, 350 долларов США за квадратный метр четко прописаны в госпрограмме, выход видится в экономии - за счет удешевления конструкций. То есть, попросту говоря, в снижении качества возводимомого жилья. Однако в чем причина безудержного роста цен на стройматериалы? Попробуем разобраться в этом на примере цемента, стоимость которого прямо влияет на общий рост цен на строительные материалы.
Цементное производство в Казахстане представлено пятью предприятиями: ОАО “Central Asia Cement”, ОАО “Шымкентцемент”, ЗАО “Семейцемент”, ОАО “Бухтарминская цементная компания” (управляющая компания – АО “Востокцемент” и Сас-Тюбинский завод. Последний выпускает цветные цементы в небольших объемах и не оказывает значительного влияния на рынок. Если сравнивать с 2001 годом, в 2004 потребление цемента в Казахстане выросло от 2 млн. 005 тыс. 412 до 3 млн. 885тыс. 882 тонн, то есть, практически, в 2 раза. С начала 2005 года потребление возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27 процентов. И все эти годы производство и темпы его роста значительно отстают от потребления цемента. Если в 2001 году отечественными заводами было произведено 1 691 212 тонн, то в 2004 году – 2 885 179 тонн. Рост только в 1,7 раза. В результате неуклонно растет объем импорта, достигший в 2004 году 1 000 703 тонн. То есть на долю импорта пришлось 26 процентов потребления. Практически это означает, что почти все строительство, скажем, в Алматы, ведется на привозном цементе. Всего же с 2001 по 2004 год объем импорта вырос в 3 раза, а дефицит цемента в республике устойчиво увеличивается. Распределение объемов потребления цемента по регионам отражает общую картину развития экономики. Самый высокий спрос наблюдается в Алматы и Астане, а также в Западном Казахстане.
Специалисты АО “Востокцемент” прогнозируют рост потребления цемента в республике до 8 миллионов тонн в 2009 году, то есть в два раза больше, чем в 2004-ом. Производство же, при условии ввода дополнительных мощностей, может возрасти у нас до 6 800 000 тонн. При этом дефицит цемента составит 1 200 000 тонн, и он будет восполнен за счет импорта, доля которого в этом случае составит 15 процентов, а не 26%, как в 2004 году. Надо отметить, что проектная мощность завода АО “Востокцемент” составляет 1 600 000 тонн цемента в год. Реально же в прошлом году произведено 805 000 тонн, то есть завод работает вполсилы. Сегодня компания уже инвестирует 12 миллионов долларов США для достижения проектной мощности завода, что позволяет считать будущее “Востокцемента” вполне оптимистичным. Планы увеличения производства разрабатывают и другие компании. Программа развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, утвержденная Правительством в конце прошлого года, предусматривает создание новых предприятий по выпуску цемента, в частности, в Актюбинской области. До сих пор мощности казахстанских заводов не были загружены из-за жесткой конкуренции с производителями России, Узбекистана и Кыргызстана. Дело в том, что высокие цены на горючее и постоянно растущие тарифы на железнодорожные перевозки повышают привлекательность импорта для областей, граничащих с этими странами. А меры, принимаемые Правительством для ограничения импорта, не обеспечивают реальных преимуществ для казахстанских производителей.
Интересно сравнить ситуацию, сложившуюся у нас, с тем, что происходит в Украине. Импорта цемента там практически нет. Их заводы, так же, как и наши, построены еще в советское время и работают на половину проектной мощности – как и у нас. Но строительный бум в Киеве способствовал повышению конкуренции среди продавцов цемента и – соответственно - снижению цен. В областях цемент стоит дороже. Причем у них цемент тоже в основном перевозят по железной дороге, тарифы которой растут так же, как и у нас. Правительство Украины ограничило ввоз цемента из России, установив квоту. Кроме того, российский цемент, с учетом транспортных расходов, дороже украинского. Российский холдинг “Евроцемент групп”, не имея другой возможности проникнуть на украинский рынок, купил два завода в Украине и теперь производит до 20 процентов украинского цемента. Словом, конкуренция на рынке Украины обостряется, а это, как известно, способствует снижению, или, на худой конец, сдерживает рост цен. В октябре прошлого года, выступая на IV Международной конференции “Цементная промышленность и рынок”, проходившей в Алматы, председатель правления АО “Востокцемент” Константин Морозов заявил, что в ближайшие 2-3 года произойдет значительный рост цен на цемент. Кроме повышения стоимости сырья, тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки, причиной подорожания цемента, по словам К.Морозова, может стать и необходимость значительных капитальных вложений в реконструкцию и расширение производства на отечественных заводах.
Президент казахстанской Ассоциации производителей цемента и бетона Сергей Терехов так же отмечал, что в долгосрочной перспективе рост цен будет обусловлен ростом экономики и инвестиционных затрат, необходимых для перевооружения заводов. Уже в то время, по его мнению, казахстанские производители цемента подошли к той цене, которая позволяет начать инвестиционные программы, а таковые разрабатываются всеми нашими заводами. Но цены продолжают расти и в этом году, и определяются они, конечно, в первую очередь соотношением спроса и предложения на рынке. Никто ведь не заставит производителя удовлетворяться “той ценой, которая позволяет…”. Как считают специалисты Комитета по делам строительства, в этом году особых причин для значительного повышения цен у производителей цемента не было. По их мнению, компетентные органы должны проявить интерес к одновременному повышению цен на цемент у всех отечественных производителей – на предмет ценового сговора. Впрочем, о сговоре шли разговоры и в прошлые годы, но, по-видимому, мы еще не доросли до того, чтобы в интересах общества и государства обуздывать аппетиты производителей. В странах Запада, где антимонопольное законодательство отшлифовано временем и большой практикой, а судебная власть достаточно независима от властей и больших денег, доказательством ценового сговора служит сам факт одновременного и необоснованного повышения цен. У нас же, судя по всему, таким доказательством могут быть только явка с повинной и чистосердечное признание этих самых производителей.
Подорожание цемента происходит не только у нас. В России, в связи с фактической монополизацией рынка холдингом “Евроцемент груп”, цены повышаются так же дружно и быстро. И ссылаются российские производители, конечно, на ту же необходимость модернизации производства. Российская Федеральная антимонопольная служба, в связи с жалобами на поведение “Евроцемент груп”, начала расследование ситуации. В мае “Евроцемент” объявил о повышении цен на 20%. Но строительные фирмы из разных регионов России утверждают, что в действительности компания предлагает им покупать наиболее востребованные сорта на 40-70% дороже, чем в апреле. Потребители бросились на юг, в Новороссийск, где о повышении цен не объявлялось. Там, видя наплыв покупателей, решили, что упускать случай нельзя, и тоже подняли цены. В среднем на 30%. Конечно, в России, как и у нас, сомневаются, что антимонопольщикам удастся заставить “Еврохолдинг” снизить цены. Как правило, в судах компаниям удается отбиваться от претензий антимонопольных служб. Если глядеть в корень, стремление производителей цемента, да и других стройматериалов, повышать цены до пределов платежеспособности потребителей продиктовано простым желанием поучаствовать в тех сверхприбылях, которые получают от реализации жилья строительные каомпании. А участники рынка, не получающие таких сверхприбылей, – попросту заложники ситуации.
Рассуждая логически, можно предположить, что цены на цемент перестанут расти так быстро тогда, когда производители цемента и других стройматериалов добьются прибылей, сравнимых с таковыми у застройщиков. И, наверное, это должно произойти именно за счет повышения цен на цемент, потому, что ни о каких предпосылках для снижения цен на недвижимость никто не говорит. Сокращение импорта, само по себе, прямого влияния на цены не окажет. Положительная сторона этой борьбы титанов в том, что рост цен на рынке стройматериалов, уменьшая прибыль строительных компаний, заставит уйти с рынка мелкие, маломощные. Останутся только самые крупные, а это, в свою очередь, должно положительно сказаться на качестве строительства. Кстати, о прибылях. Не так давно были обнародованы результаты проверки, проведенной управлением ЧС по Южно-Казахстанской области на заводе “Шымкентцемент”, принадлежащем французской фирме “Italicement group”. Здесь обнаружены многочисленные нарушения пожарной и промышленной безопасности. Как считают специалисты управления, некоторые здания могут разрушиться из-за скопившейся на крышах цементной пыли. И это – после всех прошлогодних и позапрошлогодних повышений цен! Повышение цен на цемент автоматически влечет за собой удорожание строительных деталей, в состав которых входит цемент. С этим никто не спорит, но насколько это отражается на конечной стоимости жилья – здесь единодушия нет. Строители говорят о значительном повышении себестоимости квадратного метра, но другие, вполне осведомленные специалисты – например, эксперты, – считают, что в стоимости дорогих квартир доля цемента не так уж велика – от 3 до 5%, по разным оценкам.
Другое дело – доступное жилье. На его стоимость повышение цен на цемент может серьезно повлиять, дав рост в 10-15 процентов. И это чувствительно, если учесть, что жилье по госпрограмме должно стоить не более 350 долларов за квадратный метр. Предел, установленный самим Президентом, никто не вправе отменять. Каков же выход? Сегодня имеется договоренность между Комитетом по делам строительства и четырьмя компаниями – производителями цемента. В Соглашении записано буквально следующее: “…заключать годовые договора на прямые поставки цемента в течение 2005-2007 годов с компаниями-победителями конкурсов по строительству объектов жилья, финансируемых за счет государственных средств в рамках госпрограммы… Поставку осуществлять по средним ценам заводов-изготовителей на дату поставки”. Далее утверждается “готовность отечественных частных компаний к открытому партнерству с государством в построении в нашей стране социально-ориентированного общества”. Во всяком случае это попытка противостоять рыночной стихии для того, чтобы выполнить обещание Президента народу. Конечно, в результате подорожания цемента больше всего страдают те строительные компании, которые строят именно недорогое жилье. Так или иначе, но повышение цен на цемент служит полновесным фактором, влияющим на общий уровень цен на рынке жилья. А о снижении цен или их стабилизации за счет полного удовлетворения спроса, при всех стараниях государства стимулировать развитие производства стройматериалов, говорить еще рано.
Ссылка по теме: http://www.inform.kz/showarticle.php?lang=rus&id=138319