Реклама

НЕРАЗРУШАЮЩИЙ ПРОГРЕВ БЕТОНА

Текущий обзор цементной промышленности России от журнала "Building Life"

Дата публикации: 27.09.2004 Количество просмотров: 5111

Цементная промышленность в России сегодня с трудом удовлетворяет потребности строителей. Высокие неконтролируемые издержки, низкая эффективность и сильный износ производственных мощностей тормозят развитие. Если в ближайшее время ситуация не изменится, цемент станет дефицитным товаром. Госстрой РФ планирует к 2005 г. увеличить объем вводимого жилья более чем в 2 раза по сравнению с 2002 г., с учетом же замены ветхого и аварийного жилья - темпы строительства должны возрасти в 2,5 раза. Однако уже сейчас ясно, что обеспечить такой объем потребления цемента невозможно при существующих мощностях цементных заводов без модернизации производства и совершенствования технологий. По оценкам Александра Бабенко, вице-президента ЗАО «Росгражданреконструкция», для этого понадобиться около $3 млрд. инвестиций. Михаил Киселев, исполнительный директор «Союза цементников», объясняет планы Госстроя: «Они опираются на данные Госкомстата, по которым в России числится заводских мощностей с годовым объемом производства около 73,3 млн. т. цемента. Однако при средней степени износа оборудования заводов свыше 67%, предельная мощность составляет максимум 50-52 млн. тонн в год». Филарет Галичев, председатель совета директоров «Евроцемента» - крупнейшего игрока на цементном рынке – считает, что если не привести в порядок мощности, скоро цемент нельзя будет приобрести и за $200. Уже сегодня дефицит наблюдается в центральном регионе, прежде всего – в Москве и Московской области,  где потребление цемента в 2003 г. превзошло производство почти на 30%.

Главные цифры за 2003 год

  • 41 млн. т. цемента произвели российские заводы, что на 8,7% больше 2002 г.
  • 1384 руб. стоила тонна цемента на рынке, при себестоимости производства за тонну 500 руб. и отпускной цене завода менее 600 руб.
  • $820 млн. составили продажи цементных заводов, при средней рентабельности 11,7%
  • 60% произведенного цемента приходится на марку М-400

Мощности, производство и потребление цемента по регионам России

Показатели, млн. т.

Россия

Центральный

Центрально-черноземный

Приволжский

Южный

Северо-западный

Мощности

72,9

10,0

8,3

14,6

8,8

4,2

Производство

41,0

7,8

6,1

8,3

6,6

2,8

Потребление

35,4

10,6

2,1

6,6

5,4

2,5

Источник: Госкомстат РФ, 2003

Наша марка

Цементная промышленность в СССР была первой в мире по всем параметрам, мы производили более 80 млн. тонн цемента в год. В последний раз больше этой цифры было произведено в далеком 1990 г. Сегодняшний уровень в 2 раза ниже  – в 2003 г. российские заводы произвели 41 млн. тонн цемента. Рост производства составил всего 3 млн. тонн или 8,7% к 2002 г. В 2004 г. цементники обещают произвести около 45 млн. тонн. Для сравнения, китайская цементная отрасль, крупнейшая в мире, в год производит более 600 млн. тонн и прирост производства в год здесь составляет примерно 15%. Сегодня российский цемент производят 53 завода, где трудятся около 40 тыс. человек. И по числу заводов и по количеству рабочих мест отрасль за десятилетия изменилась незначительно. Однако средняя рентабельность заводов в 2003 г. составила 11,7%, а текущую производительность труда эксперты оценивают в 20-25% от уровня США.

Главные проблемы

  • Высокая неконтролируемая себестоимость
  • Низкоэффективное производство
  • Высокий износ основных средств
  • Низкая консолидированность
  • Слабая дистрибуция

Из 53 заводов 46 работают по полному циклу. Из них только 4 завода, производящие 15-20% от общего объема цемента, работают по «сухому» способу. В мире же 90% цемента делается по «сухому», который позволяет экономить около 40% на топливе. Учитывая, что 50-55% в себестоимости цемента - это электроэнергия и газ, экономия получается существенной. Сейчас топливо дорожает в среднем на 20% в год, - примерно на столько же растет цена цемента. Пока заводы выживают за счет низких внутренних цен на топливо, но если их поднимут до уровня мировых, перехода на «сухую» технологию заводам не избежать.

Структура себестоимости производства цемента

  • 23.6% – топливо
  • 22.3% – сырье
  • 17.1% – электроэнергия
  • 11% – оплата труда
  • 10.7% – прочие материальные затраты
  • 4.5% – социальные нужды
  • 2.5% – амортизация основных фондов
  • 8.3% – прочие затраты

Источник: ассоциация «Союзцемент»

Основные потребители цемента в России - производители железобетонных конструкций и асбестоцементных изделий, а также строительно-монтажные организации. Спрос с их стороны устойчиво растет на 10-12% в год. Основной рынок сбыта – Москва и Московская область, куда уходит около 30% цемента. Чуть больше потребляют совокупно Приволжский и Южный регионы.

Кто покупает цемент

  • 52% – производители железобетонных конструкций
  • 25% – производители строительно-монтажных работ
  • 18% – производители асбестоцементных изделий
  • 5%  – население

Источник: ассоциация «Союзцемент»

Тонна цемента у российского завода стоит чуть более 20$, на мировом рынке – существенно дороже - до $140 в США и до $80 в Европе. Казалось бы, низкая себестоимость российского цемента легко позволяет его экспортировать. Но на экспорт в год из страны уходит всего около  1 млн. тонн цемента - транспортировать на длинные расстояния его не выгодно. По этой же причине примерно 1 млн. тонн. импортируется в Россию – в некоторые регионы выгоднее доставлять цемент из Казахстана и Украины.

Зыбкий фундамент

При всей своей технологической убогости и ветхости, цементные заводы представляют значительный интерес для покупателей. Почти все крупные заводы расхватали, как горячие пирожки, 20 из 53 нашли профильных владельцев. Больше других купили компании «Евроцемент» и «Интеко». «Евроцемент» - игрок на рынке производства строительных материалов, ориентированный на горизонтальную интеграцию. «Интеко»-строительная компания, реализующая через покупку цементных заводов вертикальную интеграцию. Кроме этих компаний на рынке представлены несколько крупнейших мировых игроков цементного рынка: мировой лидер из Франции Lafarge, номер два – швейцарская компания Holcim. При этом остается еще значительная часть заводов, чьи владельцы, как правило, региональные промышленные группы, ожидающие выгодного предложения для продажи.

Крупнейший завод

«Мальцовский портландцемент» – крупнейший цементный завод в России и Европе, принадлежащий компании «Евроцемент». Основан 105 лет назад с начальной мощностью 49 тыс. т. в год. За свою историю произвел около 125 млн. т. цемента, из них 3,6 млн. тонн (или 9% всего рынка) в 2003 г. В 2004 г. планируется достичь рекордной производительности в 3,78 млн. т. Цель вполне достижима, учитывая, что в июне завод добился рекордной месячной выработки в 406 тыс. т. Цемент отгружается более чем в 30 российских регионов и за рубеж. Три вида портландцемента получили сертификат соответствия требованиям евростандарта EN 197-1:2000, поэтому предприятие имеет право отгружать тарированный цемент во все страны Евросоюза. Средняя зарплата на заводе равна 7 тыс. руб., что в 2 раза больше среднего заработка рабочих в Брянской области, где расположен завод. Расходы на природоохранные мероприятия в 2003 г. составили более 30 млн. рублей.

За последние 10 лет владельцы заводов практически ничего не инвестировали в модернизацию или новые производства. В принципе, этого и не требовалось. Главная задача была заполнить существующие мощности. Сейчас, когда загрузка мощностей приближается к 100%, компании для расширения бизнеса будут вынуждены либо строить новое, либо модернизировать имеющееся.

Обещанные инвестиции

В 2003 году Lafarge объявила о намерении вложить до 2008 г. 170 млн. евро в расширении производства своего завода «Воскресенскцемент» 1,5 млн. тонн в год до 2,5 млн. т. Фактически, речь идет о строительстве нового завода. Таким образом, Lafarge стремится увеличить свою долю на московском рынке, растущего на 10-15% в год, с 17% до 20% и более.

По мнению инвестиционного банкира, который провел несколько сделок в цементной отрасли и потому не афиширует свое имя,  немногие игроки «потянут» такие инвестиции. Например, построить новый завод, работающий по «сухому», с мощностью около 1 млн. тонн в год обойдется не дешевле $120 млн. Консультанты из McKinsey & Company еще в 1999 году оценили другие альтернативы для завода мощностью 1,5 млн. тонн цемента в год при загрузке 60%. Оказалось, что наиболее эффективный способ – это переход на «полумокрую» технологию. Однако и этот способ пока популярности не снискал. Пока не хватает денег.

Варианты повышения эффективности

Технология

Размер инвестиций ($ на тонну)

Ежегодная экономия на трудозатратах ($ на тонну)

Ежегодная экономия на энергии ($ на тонну)

Общая ежегодная экономия ($ на тонну)

Срок окупаемости инвестиций при ставке дисконтирования 25%

Переход с угля или мазута на газ при мокрой технологии

10

0,2

5

5,2

2 года

Модернизация старого производства, использующего мокрую технологию и газ (переход к «полумокрой» технологии)

5

0,2

2,5

2,7

2 года

Переход к сухому способу от современного производства с мокрой технологией и использованием газа

50 (с нуля)

0,5

5

5,5

невыгодно

Переход к сухому способу от устаревшего производства с мокрой технологией и использованием газа

50 (с нуля)

0,7

7,5

8,2

20 лет

Автоматизация фасовки цемента

3

0,6

0

0,6

10 лет

Источник: McKinsey & Company, 1999

Из-за необходимости объемных инвестиций, ожидающих владельцев заводов при попытке активизировать производство, на рынке останется не более 3-5 игроков, у которых отчетливо просматривается перспектива стать глобальными профильными игроками. Мировой опыт также доказывает высокую потребность отрасли к концентрации активов у небольшого числа компаний. Например, в Англии всего 3 цементные компании, во Франции – 4. В России финансовые инвесторы, для которых цементный бизнес не является профильным, тоже не задерживаются: «Альфа-групп» продала Holcim свой цементный холдинг «Альфа-цемент», «Атон» продал свои заводы «Интеко», а «Евроцемент» планирует выйти на биржу в ближайшие годы. Для владельцев компании это не только шанс получить деньги на развитие бизнеса, но и возможность получить рыночную оценку бизнеса и после продать его по справедливой цене.

Крупнейшие цементные заводы

Завод

Расположение

Производство в 2002 г., тыс. т.

Владелец

Мальцовский портландцемент

Брянская обл.

3591,3

Евроцемент

Мордовцемент

Жигулевские стройматериалы

2337,5

Мордовцемент

Новоросцемент

Новороссийск

2232,9

Heidelberger

Осколцемент

Белгородская обл.

2218,8

Интеко

Белгородский цемент

Белгородская обл.

1616,5

Интеко

Топкинский цемент

Кемеровская обл.

1614,0

Сибконкорд

Липецкцемент

Липецкая обл.

1487,0

Евроцемент

Михайловцемент

Рязанская обл.

1430,0

Евроцемент

Источник: исследовательский центр Building

Крупнейшие игроки цементного рынка России

Холдинг

Заводов

Производство в 2003 г., млн. т.

Евроцемент

5

> 7

Интеко

5

> 5

Lafarge

2

> 2

Holcim

2

> 2

Heidelberger

1

> 2

Сибконкорд

2

> 2

Парк-групп

2

~ 1

Группа РАТМ

1

~ 1

Всего

20 из 53

~22 из 41,7

Источник: исследовательский центр Building

При всей очевидности надвигающегося кризиса «недопроизводства»,  владельцы не спешат с крупномасштабной модернизацией заводов и инвестированием. Тех денег, которые они зарабатывают сейчас, хватает только на залатывание дыр. Эксперты из «Союза цементников» говорят, что для компаний сейчас главное – повысить рентабельность. Поэтому дефицита цементной продукции уже в ближайшие годы России не избежать.

Хороший дефицит

Возможно, именно этого и добиваются цементники. Импортировать цемент из дальнего зарубежья невыгодно: по морю много не привезти, по железной дороге тоже – у нас колеи разные. С ближнем зарубежьем таких проблем не возникает, однако транспортировать оттуда цемент в активно потребляющие его центральные районы. В итоге от угроз внешней конкуренции цемент избавлен, в крайнем случае, можно поднять пошлины, как это сделала Украина по отношению к российскому цементу. В этой ситуации дефицит цемента внутри страны станет отличной возможностью для поднятия цен. Действительно, российские цены на цемент – базовый материал строительной отрасли - в несколько раз меньше европейских. При этом цены на недвижимость в европейских столицах, включая и Москву, уже сопоставимы. Несоответствие очевидно. Учитывая, что цемент в себестоимости квадратного метра готового жилья занимает не более 4%, повышение цен на цемент даже в два раза существенно не повлияет на стоимость недвижимости. Цементники и раньше пытались поднять цены «без повода» на 40%, но тогда они повергались жесткой критике со стороны строителей, и приходилось отступить. Теперь такой повод появляется. Однако сами цементники от такого пути развития ситуации открещиваются, обещая повышать цены только в соответствии с ростом цен на топливо и транспорт.

Факторы роста

Союз цементников обращает вниманием еще на один момент – отпускная цена завода за тонну цемента меньше рыночной в 2 раза. Если завод продает тонну за $20, то на рынке она стоит уже $40 и больше. И если у заводов средняя рентабельность 11%, то у посредников – несколько сотен. Фактически, основная прибыль от цемента - а это почти $800 млн. - остается в кармане посредников. Убрать их из этой цепочки, - и появляется шанс повысить рентабельность заводов до 100%. Еще один источник прироста отрасли – повышение производительности заводов Михаил Киселев из «Союза цементников» убежден, что необходимо вводить практику использования отходов различных отраслей: «Использование техногенных продуктов, например, шлаков черной и цветной металлургии или золы ТЭС, позволяет на 10% повысить производительность, а использование горючих отходов - снизить на 15-25% расход природного топлива». Однако для этого необходимы соответствующие распоряжения Правительства РФ, ожидать которых цементники могут долго. Еще одна деталь. Цементный бизнес – сезонный. Зимой заводы стоят. Именно в это время происходит ремонт и модернизация мощностей. Доходов практически нет, а расходы, в том числе – на зарплату рабочим -  почти такие же, как и в пик сезона. Для устранения этого дисбаланса заводы даже пытаются на предприятиях других отраслей найти для своих сотрудников рабочие места на зимний период. «Союз цементников» упорно пытается добиться изменения налогового режима для заводов – снижения объема отчисления налогов зимой за счет их увеличения летом. Однако пока этой инициативе пока было не суждено сбыться.

Факторы роста рентабельности в цементной отрасли

  • Консолидированное повышение отпускных цен заводами
  • Сокращение цепочки дистрибуции
  • Использование в производстве техногенных отходов
  • Переход на «полумокрую» технологию производства
  • Вывод за штат персонала во время не сезона

 

Негадкий утенок

В скором времени российская цементная отрасль из «гадкого утенка» может превратиться в «белого лебедя». Как в сказке. Скоординированные действия игроков, направленные на повышение рентабельности, могут сделать эту отрасль одной из самых доходных – исчезнут лишние звенья в цепочке продаж, поднимутся цены на цемент, повысятся производительность. Возможно, из-за роста цен на цемент, поднимутся цены на недвижимость, но как уверяют цементники – незначительно. Однако уже сейчас они готовятся отбиваться от нападок строителей, которые наверняка будут списать на цемент продолжающийся рост цен недвижимости. Строители же в приватных беседах пообещали в случае увеличения цен на цемент «принять меры», но какие конкретно - не уточнили. Только две строительные компании могут оставаться спокойными при любом исходе дела - «Интеко» и «СУ-155». Свои активами в цементной отрасли они обеспечили себя «строительным хлебом».

Источник: журнал "Building Life"

При перепечатке или копировании данного материала ссылка на портал БЕТОН.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Назад

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9363
Участников online
27
Подписано
7202
Объявлений
2151
Компаний
5285
Новостей
13234
Форумов
24
Тем форумов
21752
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
893

Подписка