|
Обзор цементного рынка в Китае
Позиции мирового лидера по производству цемента Китай удерживает уже на протяжении последних 20 лет. Сейчас его доля в мировой цементной отрасли превышает 50%. Но в условиях кризисного падения спроса на цемент в мире только масштабные стройки внутри страны спасут местные цементные заводы от миллионных убытков, затоваривания складов и банкротства, а миллионы китайских тружеников – от безработицы.
Время "бить камни"
Цемент (в переводе с латинского "битый камень") – один из самых востребованных строительных материалов в Китае, и равноценной замены ему сегодня нет. Он применяется для изготовления бетонных и железобетонных блоков, строительных растворов, асбоцементных изделий. Начиная с 1985 года Китай занимает первое место в мире по объемам производства цемента, а его доля на мировом рынке данного строительного материала сейчас составляет 53%. Объемы внутреннего производства цементной отрасли КНР демонстрируют стабильную динамику роста, несмотря на политику китайских властей, направленную на оптимизацию издержек и обновление производственной базы отрасли в целом. Так, в 2006, 2007 и 2008 годах темпы роста производства цемента в стране составили соответственно – 15,71%, 9,96% и 2,9%. Как ожидается, в 2009 году в Китае будет выпущено 1,6 млрд т цемента. При условии скромного показателя роста ВВП КНР – 6% – в 2010 году цементное производство в стране превысит 1,7 млрд тонн и к 2015 году достигнет 2,1 млрд тонн.
Динамика производства цемента в Китае в 2005–2009 гг.
*Данные на сентябрь 2009 года
Источник: Ассоциация производителей цемента КНР
По прогнозам экспертов Ассоциации производителей цемента КНР, объем производства материала в стране в ближайшие несколько лет будет увеличиваться. Это обусловлено не только растущей потребностью в продукте, но и освоением новых технологий его производства, модернизацией производственной и технологической базы отрасли в последнее время.
Война за цемент
Впрочем, несмотря на общий подъем цементной промышленности, ежегодные темпы роста объемов производства продукта постепенно замедляются. Если в 2006 году показатель составил 115,71%, то в 2009-м он прогнозируется на уровне 114%. Сокращается количество рабочих, занятых в отрасли, закрываются предприятия. Согласно данным статистического бюро КНР, в 2008 году на территории Китая насчитывалось 5066 заводов по производству цемента(в 2007 году их было 5487). Кризис, а также стратегия китайского правительства, нацеленная на закрытие устаревших и нерентабельных производств, вынудит мелкие и неконкурентоспособные предприятия прекратить деятельность. По прогнозам сотрудников статистического бюро, в текущем году в стране "выживет" лишь 5000 цементных производств, а уже в 2010 году их число составит всего 3500. Напомним: часть китайских цементных предприятий в Пекине и окрестностях была вынуждена приостановить деятельность из-за соображений экологической безопасности накануне Олимпийских игр 2008 года.
Динамика количества работников цементной промышленности Китая, 2004–2008 гг.
Источник: Ассоциация производителей цемента КНР
Прогрессивные перемены на китайском рынке цемента определяются рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
Провинции, лидирующие по количеству цементных фабрик, расположены преимущественно в восточной, центральной и южной частях Китая. Основные районы производства цемента в Китае, 2008 г.
Источник: Ассоциация производителей цемента КНР
По объему производства продукции лидирует провинция Шаньдун, показатель которой в 2008 году превысил 138 млн т цемента, что составляет 9,9% от общего объема его производства в КНР. Среди остальных провинций – лидеров по объемам производства цемента – можно отметить Цзянсу, Чжэцзян, Гуандун и Хэнань, показатель которых в 2008 году превысил 90 млн т. Непрерывный рост объемов производства цемента в Китае стимулируют развернувшимися по всей стране масштабными стройками. Емкость внутреннего рынка продолжает стремительно расти. Использование цемента в Китае главным образом сосредоточено в столице, больших городах, на территории дельт рек Янцзы и Чжуцзян, а также по маршруту Пекин – Тяньцзинь – Таншань. Большинство импортного цемента направляется в Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, провинции Юньнань и Гуйчжоу.
Проблемы роста
В настоящее время из 5000 функционирующих в Китае цементных заводов 2000 работают себе в убыток. Спровоцировали такую ситуацию некоторые меры китайских властей. В частности, политика предоставления льгот для размещения цементных производств в западных провинциях страны. Проблема экономического характера усугубляется еще и загрязнением окружающей среды. В настоящее время центральное правительство запретило предприятиям использовать устаревшее оборудование для производства цемента, однако власти на местах по-прежнему поощряют предпринимателей к открытию цементных заводов, чтобы увеличить число рабочих мест и укрепить местную экономику. Еще одна причина убыточности предприятий заключается в видимой легкости извлечения прибыли. Для производства цемента не требуется высокотехнологичное оборудование – необходимые станки просты в обращении и при этом с высокой производительностью и низкой себестоимостью готового продукта. Поэтому немало частных инвесторов вкладывают деньги в цементный бизнес, рассчитывая на легкую и быструю прибыль. Как следствие, появляется множество небольших заводов, которые не могут найти покупателя для своей продукции.
Кроме того, рынок сбыта цемента сужается, как шагреневая кожа, еще и благодаря растущей конкуренции с иностранными производителями. Правительство Китая предоставляет льготы зарубежным инвесторам. Привлекая иностранцев, Китай стремится перенять опыт западных стран и использовать их передовые технологии. В основном инвесторы приходят в цементную отрасль из таких стран, как Швейцария, Япония, Германия, а также Гонконг и Тайвань. Их доля составляет около 10% в общем объеме производства. Для основных поставщиков цемента высокая рентабельность является очень привлекательной причиной начать бизнес в Китае. Они сотрудничают с фабриками Поднебесной, создавая совместные предприятия, или открывают собственные. По официальным данным, в 2007 году в цементную промышленность Китая из-за рубежа было инвестировано $5 млрд. Иностранные финансовые вливания делают рынок цемента Китая более конкурентоспособным. Однако фактически они "перекрывают кислород" многим местным цементным заводам. Отрицательным фактором является и то, что возвращаемая налоговая ставка при экспорте цемента сначала была понижена до 11%, а с 1 июля 2007 года и вовсе аннулирована. Объемы производства десяти ведущих китайских цементных заводов, 2008 г. Источник: Ассоциация производителей цемента КНР
Постоять за ценой
Анализ цен на цемент в Китае показывает, что материал подорожал за почти шесть лет на 26,7%.
Твердый импорт Китай является крупнейшим производителем и потребителем цемента в мире. Но, несмотря на колоссальные объемы собственного производства материала, Китаю все же приходится импортировать сырье из Таиланда, США, Германии, Японии и некоторых других стран. Объясняется это тем, что стоимость цемента в названных регионах еще ниже, чем в Китае. Впрочем, доля импорта в общем объеме потребления цемента в стране на сегодняшний день незначительна.
Источник: Главное таможенное управление КНР
Китай импортирует цемент и из других стран, но меньшими партиями. В частности, из Индонезии, Великобритании, Гонконга, Швейцарии, Дании, Канады, Индии, России, Мексики.
Источник: Главное таможенное управление КНР
Нерентабельный экспорт
Итак, Китай является крупнейшим в мире производителем цемента. Большинство вырабатываемой продукции потребляется внутри страны (более 90%). И хотя объемы экспорта китайского цемента незначительны, он пользуется неизменным спросом у зарубежных стран. Однако экспортные показатели в последнее время снижаются. Это связано прежде всего с политикой государства, направленной на оптимизацию объемов производства и совершенствование промышленной базы.
Источник: Главное таможенное управление КНР
Показатели экспорта в натуральном выражении неизменно уменьшаются. Это связано со снижением, а затем и с полной отменой возвращаемой ставки экспортного налога в июле 2007 года. Данная мера государственного регулирования сделала невыгодным для многих китайских производителей поставку продукции за рубеж. Тенденция снижения незначительно отразилась на стоимостных показателях экспорта.
Среди основных импортеров можно выделить десять стран, которые в 2008 году закупили 69,1% продукции в стоимостном выражении от общего объема китайского экспорта. Резкий подъем экспорта в последние два года зафиксирован в таких странах, как ЮАР, Казахстан и Россия, которые входят в число основных импортеров китайского цемента. Современная Россия – крупный импортер цемента Удовлетворить растущие потребности страны в состоянии лишь Турция и Китай. Если говорить о китайском цементе, его поставки в Россию затрудняются сложностями при транспортировке, сомнительным качеством, а также сроками и формами оплаты. Основным способом доставки китайского цемента в Россию является транспортировка морем через ОАО "Восточный порт" (Приморский край). Доля железнодорожных перевозок по Сибири из прибрежных районов Китая составляет 22%. Доставка цемента из Поднебесной в Россию сегодня – мероприятие недешевое. Стоимость перевозки материала из Китая, например, в Восточный порт в первой половине 2009 года составляла $50 за т, в настоящее время – $60. Высокая цена перевозки объясняется тем, что зачастую поставляемые судами грузы не сформированы в контейнеры, в результате чего транспортные расходы резко увеличиваются. Иногда издержки на транспортировку даже превышают стоимость самого цемента. Кроме того, Россия не имеет специального порта для выгрузки сыпучих продуктов (таких, как цемент), а некоторые порты европейской части нашей страны не могут принять корабли с большим объемом груза. Таким образом, цемент после прибытия в Восточный порт доставляется по железнодорожной Транссибирской магистрали в другие города России. Три дороги На сегодняшний день существует три сухопутных маршрута доставки китайского цемента в Россию. Один из них проходит через территорию Монголии (из порта Erlianhot). Но пока не урегулированы некоторые вопросы между Монголией и железнодорожным департаментом Китая. В частности, нет общей позиции по размеру оплаты при пересечении границы. Такой вариант логистики не особо привлекает экспортеров. Второй путь транспортировки в Россию – из Маньчжурии. Это позволяет избегать пересечения границы с третьей страной. Маньчжурия располагается на северо-востоке Китая, цена на цемент на ее территории ниже, чем в других регионах КНР, и есть возможность отгрузки на российские товарные составы. Кроме того, Маньчжурия располагается вдоль наших границ. Однако технические (инфраструктурные) возможности принятия больших объемов цемента соседними российскими регионами ограничены, а доставка товара в западную часть страны требует больших транспортных издержек. Последний экспортный путь в Россию лежит из порта Алашанкоу провинции Синьцзян через Казахстан. Это кратчайший из трех маршрутов, поэтому затраты на транспортировку цемента в этом случае наименьшие. В ближайшие несколько лет появится еще один путь экспорта цемента из Китая в Россию-через Северную Корею. В этом году началась реконструкция железной дороги (долгое время она не функционировала, так как была слишком старой и не соответствовала требованиям безопасности, ее пропускная способность составляла 200 000 тонн грузов в год). К началу 2010-го пропускная грузоспособность дороги вырастет как минимум в десять раз. По оценке экспертов, из 800 000 тонн цемента, ежегодно закупаемых российскими строителями в Китае, около 200 000 можно будет доставлять по этому пути. Китайский обман Недостатками экспортного бизнеса Китая являются срок и форма оплаты. Оплата посредством аккредитива популярна при международных деловых операциях, но в Китае предприниматели, как правило гарантийное письмо, по которому, впрочем, существует много разногласий между российскими банками и предприятиями. Помимо этого, российские покупатели китайского цемента очень озабочены качеством приобретаемой продукции. Хотя справедливости ради надо сказать, что доля использования в Китае технологических процессов производства сухого цемента возрастает, и качество готового продукта также значительно улучшилось за последние годы. При этом китайские импортеры порой просто перемаркировывают свой цемент под тайваньский или турецкий бренд, чтобы продать его на нашем рынке... Все это дает право говорить о том, что экспорт цемента из Китая в Россию простым не будет. Источник: http://www.chinapro.ru:80/rubrics/13/4185/ |
|