Реклама

НЕРАЗРУШАЮЩИЙ ПРОГРЕВ БЕТОНА

Интервью с председателем Совета директоров ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" Филаретом Гальчевым (2003 год)

Дата публикации: 27.02.2003 Количество просмотров: 3709

По просьбе генерального директора компании «Журнал «Цемент» Л. Герман и издателя журнала «International Cement Review» Д. Харгривза председатель совета директоров компании "Евроцемент" Филарет Ильич Гальчев любезно согласился дать интервью. Интервью прошло в форме беседы, основное содержание которой приведено ниже.

- Г-н Гальчев, Вы достаточно новый человек в цементной промышленности, не могли бы Вы немного рассказать о себе?

Родился сорок лет назад в Грузии, в многодетной семье, по национальности – грек, по образованию – горный экономист. С 17-ти лет живу в Москве, защитил кандидатскую и докторскую диссертации в области угольной промышленности и в течение многих лет занимался угольным бизнесом. Но каждый имеет право на периодические изменения, а мне лично перемены чрезвычайно импонируют.

- С чем связана Ваша «измена» угольному бизнесу?

Угольные разрезы нашей компании были одними из самых крупных в мире, мощностью порядка 40 млн. т. Этот бизнес был интересным, серьезным, но ориентированным исключительно на энергетику, что, в связи с реформированием РАО ЕС России, обусловливало необходимость более глубокой кооперации с энергетиками для производства окончательного продукта – электроэнергии, как это и происходит во всем мире. У нас было два варианта – продать бизнес или следовать предложенной схеме, и мы приняли решение продать. В этой угольной компании мы достигли многого, и я удовлетворен тем, что мы продали хорошо налаженное дело.

- Почему Вы остановились именно на цементной промышленности?

Изучение российской промышленности в целом показало, что известная определенность с точки зрения раздела сфер влияния уже достигнута в топливно-энергетическом комплексе, в металлургии, крупном машиностроении и многих других отраслях. Ряд проблем, возникших у «Штерн Цемента», обусловил необходимость изменения собственника компании, что вызвало интерес у крупнейших холдингов мира, таких как Heidelberger, Lafarge, Holcim и др. Положение дел в цементной промышленности мы изучали в течение трех месяцев, и нам стало ясно, что цементный бизнес – дело весьма перспективное: есть база, есть рынок, производи, продавай. Зарубежные компании хотели получить «Штерн Цемент» практически бесплатно, что в современной России уже невозможно. Вопрос приобретения нами этой компании был решен с предыдущими владельцами в течение нескольких дней.

- Что Вы можете сказать о структуре акционеров?

Контрольный пакет акций контролируется менеджментом, а остальные сведения можно получить на нашем сайте в Интернете.

- Какие первоочередные проблемы стоят перед Вами?

Первая-корпоративные проблемы, далее-производство, систематизация финансов и сбыта. Пока мы далеки от идеала, но уже достаточно продвинулись. Сейчас мы начинаем заниматься проблемами совершенствования структуры управления и внедрением системы управленческого учета с консалтинговым подразделением компании КРМG, а затем – проблемами международного аудита. Эти крупные позиции мы должны завершить в течение года. Я полагаю, что через 2 года наши акции появятся на международном рынке, и их котировки в ближайшие 10 лет будут ежегодно расти.

- Как Вы оцениваете сегодня российский цементный рынок?

Это постепенно растущий рынок, и я бы отнес его к категории стабильного, потому что в последние 3 года мы видим рост потребления до 9% в среднем, а если взять Центральную часть России 12-13%. Особо здесь следует выделить Москву и Московский регион. Прирост в цементной промышленности выше, чем в остальных отраслях, однако существующий темп недостаточен. В этом году мы предполагаем рост около 6% при заложенном приросте внутреннего валового продукта 3-4%. Относительно цен и их движения хочу отметить, что сейчас цена цемента у потребителя составляет 28$ за тонну, и думаю, что в этом году она должна возрасти. Это связано с тем, что практически все предприятия старые и их необходимо приводить в порядок, иначе скоро цемент нельзя будет приобрести и за 200$. Повышение цены в интересах государства, строителей и, конечно, в наших интересах, потому что мы хотим, чтобы заводы эффективно работали, и хотим стабильно зарабатывать. С другой стороны, существует определенная диспропорция в отраслях экономики. Так, цена на нефть в России соответствует мировому уровню, цена на металл, используемый в строительном комплексе, составляет порядка 380$ при мировой цене – 180-220$; цемент стоит 28$, а на мировом рынке – до 140$ в США и до 80$ – в Европе. При этом квадратный метр в Москве, Петербурге, Екатеринбурге стоит так же, как в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио. Несоответствие цен очевидно.

- Будут ли наращиваться производственные мощности цементных предприятий холдинга, и если да, то за счет чего будет это происходить: за счет строительства новых заводов, путем приобретения действующих предприятий или за счет коренных реконструкций?

Строительство нового завода мощностью 1 млн.тонн цемента в год стоит от 100 до 150 млн.$. В данной ситуации такое вложение средств нецелесообразно. Недавно мы приобрели на Урале завод сухого способа производства – «Невьянский цементник». Расширение компании за счёт присоединения других цементных заводов в настоящий момент не входит в наши планы – нас устраивают те объёмы, которые мы имеем сейчас, но не исключено, что в будущем мы рассмотрим вопрос приобретения отдельных предприятий в других странах, как это делают все крупные мировые компании. Далее, основным направлением нашей деятельности мы считаем приведение в порядок действующих заводов. Сейчас изучается вопрос реконструкции Липецкого завода с переводом двух печей, работающих по полусухому способу, на сухой, что позволит увеличить мощность завода с 1,7 млн. тонн до 2,8 млн. тонн в год и потребует вложений порядка 30 млн.$. Мы сделаем завод, который не будет уступать ни одному европейскому, не останавливая предприятие и используя его инфраструктуру. У нас очень хорошая компания для выработки решений о модернизации предприятий. В состав компании входят пять заводов, которые сейчас загружены на уровне 80-95%. Это самый высокий показатель в цементной промышленности России. Мы имеем завод, Савинский, который работает на угле, два завода сухого способа производства, две печи полусухого способа производства и еще две печи, которые могут работать на мазуте. На сегодняшний день у нас есть возможность на собственном опыте оценить достоинство разных способов производства цемента на разном топливе и выяснить эффективность того или другого способа производства на том или другом заводе.

- Проблемы увеличения объёмов производства цемента, на Ваш взгляд, связаны с технологией?

Скорее с эксплуатацией и, на мой взгляд, в большой степени – с руководством. Большинство заводов в последние 10 лет работали без реконструкции на уровне мощности 20-30%. Например, Савинский завод, который в 2001 году. отгрузил 250 тыс.тонн цемента, в 2002 году. выпустил около 500 тыс. тонн, причем основную долю продукции – после включения завода в нашу компанию. В этом году мы планируем произвести там порядка 800 тыс.т. В следующем году, по нашим расчетам, завод будет работать на уровне 90-92% с нормальным коэффициентом использования его мощностей и достигнет уровня 1,1-1,15 млн. тонн цемента. Одним из существенных моментов в увеличении объёма производства является повышение производительности труда. Возвращаясь к Савинскому заводу, отмечу, что производительность труда там составляла 400-540 т на человека. Мы ввели норматив – 1100 тонн при нормированном бюджете. Достижение этого показателя соответственно позволит существенно увеличить зарплату персонала, которая уже поднялась с 2,5 тыс. рублей до уровня в среднем 6,0 тыс. рублей. На Липецком и Михайловском заводах запланирована производительность 1400-1450 тонн, на Мальцовском заводе достигнут показатель порядка 1750 тонн. В принципе, привести в порядок компактные заводы (Савинский, Михайловский, Невьянский) можно быстро и без серьёзных капиталовложений. Самый сложный в этом смысле, но и самый в настоящий момент эффективный – Мальцовский завод, состоящий из двух производств, старого и нового, занимающий огромные площади и фактически выпускающий сегодня 3,8 млн.тонн цемента.

- Какие объёмы производства цемента Вами запланированы на ближайшее время?

В этом году мы планировали произвести 8,285 млн.т, но это был скорее амбициозный план и мы его скорректировали на 7,716 млн.т, что составляет прирост в 9,8%. Это реально и позволяет нашим предприятиям спокойно его выполнить.

- Ваша компания, вероятно, имеет самую глубокую вертикальную интеграцию в России (терминалы, бетонные заводы, производство сухих смесей и т.д.). Собираетесь ли Вы и дальше развивать такую структуру компании?

Во-первых, сегодня мы имеем очень развитую и разветвленную сбытовую сеть. Во-вторых, наша компания – единственная и самая крупная, имеющая в Москве два элеватора, общий объём которых более 30 тыс.т хранения единовременно, что обусловливает хороший рынок сбыта в этом регионе (имеются в виду как крупно- , так и мелкооптовые потребители). В состав компании входят 4 бетонорастворных мини-завода, асфальтобетонный завод в Москве, предприятие по производству минерального порошка, используемого в основном на асфальтовых заводах, совместно с компанией Dyckerhoff завод по производству сухих смесей и завод железобетонных конструкций в Брянской области. Расширение производства сухих смесей в настоящий момент под вопросом, поскольку наши взгляды с зарубежным партнером на перспективы этого производства различаются. Мы ведем переговоры и надеемся прийти к взаимоприемлемому решению. Все, что касается непосредственно бетона, растворов – это реально.

- Потребление цемента имеет сильно выраженную сезонность-в первом квартале оно почти вдвое меньше, чем в третьем. В то же время на I квартал приходятся максимальные расходы на ремонтные работы. Что делается в компании для выравнивания загрузки цементных заводов и компенсации временного разрыва в продажах?

Мне кажется, это результат плохого планирования. Во-первых, отсутствуют оперативные сведения о продаже цемента. Во- вторых, ремонты при нормальном рынке необходимо планировать ежемесячно. Добавлю, что «Евроцемент» – одна из немногих компаний, которая к 1 апреля имела на складах товара в виде клинкера 530 тыс. тонн и цемента – 320 тыс. тонн. К 1 апреля мы закончили ремонты на всех заводах и сейчас имеем основания говорить, что рынок – есть, и к зиме мы придем с нормальным бюджетом, но при этом должны оптимизировать численность работающих таким образом, чтобы в летний период заработки были больше, а зимой – треть персонала отправить отдыхать.

- Существует большой разрыв между необходимостью постоянного совершенствования производства на базе новых технических и технологический решений и уровнем квалификации персонала. Затрагивает ли эта проблема Ваш холдинг и если да, то предполагаете ли Вы осуществлять какие-то меры по ее решению?

Сегодня действительно не хватает специалистов, поэтому, с одной стороны, для обучения молодежи необходимо максимально использовать потенциал той возрастной группы, которая имеет опыт и комплекс знаний, полученных в советские времена. Я всегда относился с большим уважением к седым волосам, поэтому в нашей компании работает старшим вице-президентом Кущиди Виктор Иванович, которому 70 лет и которому я не стесняюсь говорить, что мы будем использовать его знания и ждем от него подготовки через год - два - три стольких-то и таких-то специалистов. На наш новый завод на Урале мы пригласили большого специалиста в области цемента – Платонова В.С. С другой стороны, мы сейчас занимаемся проблемой подготовки специалистов в институтах.

- Вы оплачиваете их обучение?

Пока нет, эта программа сейчас в разработке, но оплачивать обязательно будем. Вообще не только у нас, во всей цементной промышленности, как и во многих других отраслях, сегодня действительно дефицит кадров. В советские времена все хотели быть космонавтами, инженерами, военными. Во время перестройки все хотели быть банкирами или бандитами и перестали учиться, а сейчас поняли, что образование – это база, с которой надо начинать, и соответственно вырос конкурс в институты на технические специальности. Большие проблемы и с научно-техническими специалистами, которых необходимо привлекать для решения многих стоящих перед нами задач. Но научными институтами в последние годы никто не занимался и это беда, потому что наука почти умерла.

- Скажите, пожалуйста, старый коллектив у Вас сохранился? Планируете ли Вы сокращения?

Мы поменяли в основном управленческий персонал и упорядочили структуру управления по численности. Это называется оптимизацией структуры. Сокращение численности не является нашей целью, главная цель – повышение производительности труда, о чем я уже говорил.

- Какой Вы видите политику холдинга в вопросах экологии? Планируете ли Вы утилизировать отходы других отраслей?

Экологические проблемы у нас такие же, как и на других заводах. При покупке «Штерн Цемента» нам было известно, что цементная промышленность имеет серьёзные экологические проблемы, а также то, что часть претензий по нарушениям экологии не обоснована. Но мы знали, с чего начнем, и составили программу, которую начали реализовывать. Например, на Мальцовском заводе были старые плохие электрофильтры, что обусловливало ежегодные потери до 100 тыс.т необходимого нам цемента. Подсчитали расходы и быстро заменили старое оборудование на новое. Все отчисления, связанные с экологией, мы регулярно производим, но требуем вернуть эти суммы нам для организации собственной экологической службы, а это немалые деньги. Так, на Мальцовском заводе в этом году 2,5 млн.$ было затрачено чисто на экологию, а весь комплекс мероприятий в этом направлении обошелся более чем в 10 млн.$  по всем заводам. Относительно использования отходов. Отходы других производств мы не используем, кроме, конечно, шлака, имеющего сертификаты с полным анализом.

- Как обстоят дела с ценами на топливо?

Цены сейчас более или менее упорядочены. Положительно, на мой взгляд, то, что принят закон об увеличении тарифов на железнодорожные перевозки, электроэнергию и газ один раз в год. Это дает возможность нормального планирования. Цены на энергоресурсы, видимо, будут и дальше расти, но не такими темпами, как хотели бы производители, а скорей всего на уровне 20% в течение двух, максимум трех лет. В этом году тарифы на электроэнергию повысились на 14%, на железнодорожные перевозки – на 16% и на 22% – по газу, что обусловило общее повышение себестоимости цемента приблизительно на 10%. Думаю, что цены будут расти постепенно, неагрессивно, но выше, чем закладываемый уровень инфляции.

- Каковы планы Вашей компании по экспорту?

В настоящее время мы экспортируем цемент в Литву. Ведутся переговоры с рядом зарубежных компаний в европейских государствах о поставках нашей продукции. Но, как вы знаете, сегодня в Европе избыток цемента, поэтому наша деятельность направлена в основном на Россию.

- В Западной Европе наблюдается очень большая консолидация промышленности. В Англии, например, всего три цементные компании, во Франции – четыре. Как Вы думаете, в России такая консолидация возможна?

Скорее всего так оно и будет. Если компании типа Lafarge, Holcim, Italcementi и др., которые сегодня присутствуют на Российском рынке, поймут, что Россия – это не банановая республика и здесь уже давно нельзя покупать за три копейки, они могут здесь остаться. Монополизация – всегда вопрос, и по-моему, в любой отрасли должна существовать конкуренция. С другой стороны, мелкие собственники эту конкуренцию вряд ли выдержат, поэтому я полагаю, что с течением времени в России будет три, максимум четыре крупные компании, в числе которых, надеюсь, будет и «Евроцемент», потому что мы не та компания, которая покупает, красит, приводит в порядок и продает. Нет. Мы здесь надолго.

Источник: журнал "Цемент и его применение", №2 от 2003 года

 

 

 

Назад

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9365
Участников online
51
Подписано
7206
Объявлений
2118
Компаний
5281
Новостей
13218
Форумов
24
Тем форумов
21735
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
883

Подписка