Реклама

Неразрушающий прогрев бетона

Добыча и транспортирование сырьевых материалов

Дата публикации: 04.03.2006 Количество просмотров: 6015

Добыча и транспортирование сырья-важнейшие технологические переделы производства. Доля затрат на добычу сырья составляет около 10% общих расхо­дов. В каждом отдельном случае способ добычи должен быть тщательно обоснован. Его выбору предшествует анализ химического состава, физических свойств сырья: влагоемкости, водопроницаемости, плотности, предела прочности при сжатии и др. В процессе разработки карьера путем опережающих разведочных работ уточняют свойства сырья и условия его залегания. Если пласты породы сравнительно по­стоянны по мощности и химическому составу, то про­бы отбирают из борозд глубиной 5-10 см. Если состав пластов неоднороден, пробы берут из шурфов или сква­жин, закладываемых в шахматном порядке на участке, намеченном к разработке в ближайшие 3-5 лет.

Рас­стояние между точками отбора проб не более 30-50 м. Результатом этих работ является карьерная сет­ка, которая фиксирует химический состав, свойства и условия залегания сырья и позволяет правильно орга­низовать работу карьера. Ее периодически дополняют данными анализа добываемого сырья, а также проб из скважин, получаемых при проведении буровзрывных работы. Добыча сырья производится открытым способом. В зависимости от свойств разрабатываемых пород, объ­ема вскрыши и других факторов принимают опреде­ленную систему разработки месторождения. Под тако­вой понимают порядок выполнения вскрышных, добычных, транспортирующих и других работ, обеспечиваю­щий заданную производительность, экономичность, ра­циональное использование сырья при безопасных усло­виях труда.

Вскрышные работы

Слой горной породы обычно зак­рыт пустой породой, поэтому в комплекс горнодобываю­щих работ входит ее удаление (вскрышные работы). Их проводят с опережением по отношению к добыче сырья. Выбор системы вскрышных работ определяется мощ­ностью залежи, характером ее залегания, мощностью вскрыши, рельефом местности и т. д. Вскрышные рабо­ты составляют одну из крупных расходных статей карь­ерного хозяйства. Затраты на них в значительной мере определяют конечную стоимость сырья. Вскрышные ра­боты осуществляют бульдозерами, экскаваторами, скре­перами или гидромеханическим способом (размыва­нием породы струей воды, подаваемой под давлением).

При разработке вскрыши большой мощности (15-20 м и более) наиболее эффективны бестранспортная и отвально-транспортные системы, когда выемку и пере­мещение вскрышных пород производят роторными или шагающими экскаваторами в выработанное простран­ство карьера. Если один экскаватор не может переме­щать вскрышу непосредственно в отвал, возможна крат­ная перевалка, при которой один экскаватор перемеща­ет породу в промежуточный, а другой - из промежу­точного в постоянный отвал. Карьеры разрабатывают одним или несколькими уступами. Высоту уступа задают исходя из физико-механических свойств разрабатываемых пород, применяемого оборудования, горно-технических и кли­матических условий. Она составляет для твердых пород 10-15 м, мягких 8-10 м. Для скальных пород, раз­рабатываемых с помощью взрывов, высота уступа не должна превышать 20 м.

Добыча сырья

Разработка твердых и плотных горных пород производят, как правило, взрывом. Буровзрывные работы обеспечивают как отделение породы от горного массива, так и дробление негабаритных кусков. Взрывчатые вещества (аммонит, аммонал и другие) размещают в шпурах или скважинах, располагаемых в определенном порядке вдоль фронта уступа. Шпуры-углубления в горной породе диаметром до 75 мм и глубиной до 5 м; скважины имеют диаметр 5-300 мм и глубину более 5 м.

Бурение шпуров и скважин осуществляют буровыми машинами ударно-канатного или вращательного буре­ния. Действие первых основано на свободном падении в скважину бурового снаряда массой 500-3000 кг. Сна­ряд поднимают на высоту 0,6-1,2 м, затем сбрасыва­ют в породу рабочим наконечником, поворачивая после каждого удара вокруг центральной оси на 20-40°С. Диа­метр скважин и расстояние между ними устанавлива­ют в зависимости от свойств разрабатываемой породы. Для легкодробящихся трещиноватых пород рекоменду­ется повышенный диаметр скважин и соответственно большая масса зарядов, размещаемых на значительном расстоянии один от другого. В трудновзрываемых мо­нолитных породах проходят скважины меньшего диа­метра, но размещают их ближе одну к другой. Глубина скважины, как правило, на 10-15% должна превы­шать высоту уступа.

После взрыва часть кусков породы может превосхо­дить размеры кондиционных фракций. Для дробления негабаритных кусков применяют накладные заряды. Их помещают на поверхности взрываемой породы, покрывают забойкой и взрывают. Иногда для дробления не­габарита используют и механические способы, напри­мер с помощью перфораторов. Взорванная порода гру­зится на транспортные средства экскаваторами.

В последнее время взамен буровзрывных работ на­чали применять механическое рыхление. Оно позволяет вводить в эксплуатацию значительные запасы разведан­ного сырья, находящиеся во взрывоопасных зонах. При­меняют навесные тракторные рыхлители, разрабаты­вающие породы с пределом прочности при сжатии до 190 МПа. Эффективность их работы зависит от струк­туры, прочности и трещиноватости пород. Применение рыхлителей снижает стоимость добычных работ на 15-20 % и увеличивает безопасность их ведения за счет ликвидации взрывов.

Добычу мягких пород (мел, глина и другие) производят прямой экскавацией одноковшовыми или роторными экскаваторами, которые выполняют сразу две операции: отделение породы от пласта и погрузку готового сырья. Возможно применение для добычи мела и глины спе­циальных комбайнов, изготовляющихся на базе ротор­ного экскаватора и производящих одновременно добы­чу и размучивание сырья (перевод мела и глины в шлам с влажностью 50-60%).

Транспортирование сырья

Для доставки сырья на за­вод используют железнодорожный и автомобильный транспорт, воздушно-канатные дороги, ленточные кон­вейеры, гидротранспорт. Применение железнодорожного транспорта эффек­тивно при перемещении значительных объемов сырья на расстояния более 8 км. Основное достоинство желез­нодорожного транспорта: надежность работы в любых климатических условиях, невысокий расход энергии и рабочей силы. Однако его применение связано с боль­шими капитальными затратами.

Автомобильный транспорт целесообразно применять для перевозки материалов при сложном рельефе по­верхности, малых объемах перевозок, а также неболь­ших (до 8 км) расстояниях. Его преимуществами яв­ляются подвижность и маневренность, минимальные ка­питальные затраты. Однако высокая стоимость обслу­живания и ремонта машин повышает затраты на транс­портирование, особенно при больших расстояниях. Его преимуществами яв­ляются подвижность и маневренность, минимальные ка­питальные затраты. Однако высокая стоимость обслу­живания и ремонта машин повышает затраты на транс­портирование, особенно при больших расстояниях.предназначены для перемеще­ния рыхлых и мелкокусковых пород на расстояние 1-6 км при благоприятных климатических условиях.

Кон­вейерный транспорт хотя и связан с большими капи­тальными затратами, дешев в эксплуатации, высоко­производителен, обеспечивает поточность транспортиро­вания, что создает благоприятные предпосылки для его автоматизации. Распространение этого способа транс­порта сдерживается некоторыми его недостатками: не­обходимостью предварительного дробления материалов, высоким износом лент, зависимостью качества достав­ляемого продукта от климатических и метеоусловий.применяют для транс­портирования сырья по сильно пересеченной местности. Они просты и надежны в работе, требуют минимума обслуживающего персонала, но связаны с большими капитальными вложениями при строительстве. служит для перемещения материалов, пере­рабатываемых на карьере в шлам мокрым способом. Его применение обеспечивает удобство эксплуатации и создает необходимые условия для комплексной автома­тизации производства. .

Ленточные конвейеры предназначены для перемеще­ния рыхлых и мелкокусковых пород на расстояние 1-6 км при благоприятных климатических условиях. Кон­вейерный транспорт хотя и связан с большими капи­тальными затратами, дешев в эксплуатации, высоко­производителен, обеспечивает поточность транспортиро­вания, что создает благоприятные предпосылки для его автоматизации. Распространение этого способа транс­порта сдерживается некоторыми его недостатками: не­обходимостью предварительного дробления материалов, высоким износом лент, зависимостью качества достав­ляемого продукта от климатических и метеоусловий. Они предназначены для перемеще­ния рыхлых и мелкокусковых пород на расстояние 1-6 км при благоприятных климатических условиях. Кон­вейерный транспорт хотя и связан с большими капи­тальными затратами, дешев в эксплуатации, высоко­производителен, обеспечивает поточность транспортиро­вания, что создает благоприятные предпосылки для его автоматизации. Распространение этого способа транс­порта сдерживается некоторыми его недостатками: не­обходимостью предварительного дробления материалов, высоким износом лент, зависимостью качества достав­ляемого продукта от климатических и метеоусловий.

Воздушно-канатные дороги применяют для транс­портирования сырья по сильно пересеченной местности. Они просты и надежны в работе, требуют минимума обслуживающего персонала, но связаны с большими капитальными вложениями при строительстве. Их применяют для транс­портирования сырья по сильно пересеченной местности. Они просты и надежны в работе, требуют минимума обслуживающего персонала, но связаны с большими капитальными вложениями при строительстве.

Гидро­транспорт служит для перемещения материалов, пере­рабатываемых на карьере в шлам мокрым способом. Его применение обеспечивает удобство эксплуатации и создает необходимые условия для комплексной автома­тизации производства. Он служит для перемещения материалов, пере­рабатываемых на карьере в шлам мокрым способом. Его применение обеспечивает удобство эксплуатации и создает необходимые условия для комплексной автома­тизации производства.

Рост объема добычи на карьерах требует совершен­ствования технологии горнотранспортных разработок, в частности перехода от цикличных видов транспорта к транспорту непрерывного действия. Действующие уста­новки непрерывного транспорта (ленточные конвейеры, гидротранспорт) являются звеньями циклично-поточной технологии, которая обеспечивает снижение транспорт­ных расходов на 25-35% и повышение производитель­ности труда рабочих карьеров в 1,5-2 раза. Следующая ступень в совершенствовании техноло­гии добычи и переработки твердого сырья-создание непрерывной технологии горнотранспортных работ с переработкой (дроблением) взорванной горной массы в передвижных дробильных агрегатах непосредственно на карьере и последующим транспортированием системой ленточных конвейеров на завод.

 

Назад

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9390
Участников online
22
Подписано
7227
Объявлений
2163
Компаний
5287
Новостей
13236
Форумов
24
Тем форумов
21762
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
895

Подписка