Так все-таки есть в стране дефицит цемента или нет? В последнее время мнения на этот счет разделились. Если еще в конце лета – начале осени царило всеобщее взаимопонимание, сводившееся к словам "Цемента не хватает", то ближе к началу зимы появились оппозиционные мнения. Так, вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев, комментируя результаты заседания президиума совета по реализации нацпроектов, заявил в интервью СМИ, что "Дефицита цемента в стране нет", а в повышении цен на этот товар заинтересованы производители. ИАА SeaNews попыталось восстановить ход "цементной истории" и проследить путь этого груза: какими путями он к нам едет, и какими, напротив, отправляется из России в другие страны.
Летом одной из самых "горячих" тем в СМИ стал стремительно дорожающий цемент. Пристально отслеживались все проекты, так или иначе связанные с этим грузом, внимательно присматриваться к рынку стройматериалов начали и политики. Так, в августе 2007 года Герман Греф, на тот момент еще возглавлявший МЭРТ, обещал внести в правительство постановление о снятии таможенных пошлин на цемент. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявлял о необходимости покончить с монополизмом производителей цемента. Высокими ценами на этот товар обеспокоился Юрий Лужков. А, например, визит губернатора Петербурга Валентины Матвиенко в Белоруссию в октябре журналисты тут же нарекли "поездкой за цементом".
Начали появляться проекты, которые способствовали бы увеличению предложения. Так, все тот же Дмитрий Медведев по долгу службы (как куратор нацпроекта "Доступное жилье") в октябре рапортовал, что "еще порядка 30 регионов выразили желание войти в программу [по созданию новых предприятий в индустрии стройматериалов] со своими объектами, их ввод в строй в среднесрочной перспективе может обеспечить прирост производства цемента на 30 млн. тонн". Администрация Петербурга задумалась о строительстве специализированного причала для приема цементных грузов.
В Комитете по транспортно-транзитной политике SeaNews подтвердили, что от правительства города в Комитет поступило задание рассмотреть возможность организации доставки импортного цемента через питерский порт. "Перевалочным пунктом" должен был стать "Морской порт Санкт-Петербург". Однако в итоге было решено, что строить специализированный терминал по обработке цемента в Питере достаточно сложно. Груз доставляется в порт в биг-бэгах, следовательно, потребуется возводить складской комплекс. Сделать это в нынешних условиях, при имеющемся дефиците площадей будет непросто. Проще грамотно организовать заход судов с цементом и выгрузку груза на универсальных комплексах. Чем же было вызвано такое внимание к "порошкообразному строительному вяжущему материалу"?
Нынешнее лето ознаменовалось резким ростом цен на цемент. Однако искать виноватого бесполезно. Виной тому – целый комплекс причин, причем далеко не всегда носящих отрицательный характер. Например, увеличение объемов строительства в стране. Вполне логично на волне выросшего спроса поднять и цены. И ведь, думается, никто не рискнет обвинить строителей в том, что они "слишком много строят". Однако не только в увеличении спроса дело. По мнению участников рынка, производство пока отстает от выросших потребностей. Так, по некоторым данным, существующие заводы могут обеспечить лишь порядка 60% необходимого объема. С другой стороны, по словам Владимира Пономарева, производственных мощностей в России хватит, чтобы строить 60-70 млн кв м в год, а сейчас строят около 50 млн кв м.
Таким образом, теоретически, мощности превышают спрос. Конечно, правительство требует довести объемы строительства до 140 тыс. кв м в год, и тогда-то для дефицита появились бы "законные" основания. Однако до такого роста надо еще дожить. Другой вопрос – а производят ли эти теоретические мощности необходимые рынку объемы, и если да, то идут ли эти объемы на внутренний рынок? Кроме того, если учесть, что, по некоторым данным, за 9 месяцев текущего года цены на цемент выросли на 66%, у производителей мог возникнуть вполне законный вопрос – зачем увеличивать производство, если можно просто повысить цены.
Однако цена не определяется простым соотношением внутреннее производство/спрос. Цемент импортируется в страну и экспортируется из нее. А этим летом возникли проблемы с поставками дешевого китайского цемента – закупочная цена на заводах в Поднебесной составляла порядка 40 долл. за тонну, в 2,5 раза ниже, чем в России, однако доставка контейнеров российским заказчикам увеличивала себестоимость тонны как минимум в три раза, поскольку контейнерные линии наотрез отказывались давать баржи-цементовозы для доставки данного груза в Петербург и Новороссийск, мотивируя это тем, что суда неделями стоят в портах, ожидая разгрузки.
Отправить контейнеры без проблем можно было лишь до дальневосточных портов, но дальнейшая доставка по железной дороге в западную часть России делала общую стоимость доставки совершенно невыгодной. К концу сентября китайские предприятия готовы были поставлять цемент по цене 70-90 долл. за тонну, однако дешевая доставка и таможенное оформление по-прежнему оставались проблемой. Кроме того, сначала производителей, а затем перекупщиков обвиняли во взвинчивании цен – спекуляция, однако. В народе бытует мнение, что свою отрицательную роль сыграла будущая Олимпиада-2014. В преддверии огромных объемов строительства (напомним, практически все заявленные олимпийские объекты существуют пока только в проекте, да и помимо спортивных сооружений строить в Сочи будут много и дорого) – так вот, вполне естественно, что цены летят вверх.
В итоге за 8 месяцев рост цементного рынка в целом по России составил 9-12% (тогда как усредненный мировой рост – только 4-6%). И хотя производители уверяли, что к декабрю ситуация наладится и цены пойдут вниз, им никто не верил. Похоже, зря. По данным Московской фондовой биржи (МФБ), если летом дефицит цемента составлял приблизительно 60%, то с сентября на бирже уже наблюдался его профицит, и цена начала снижаться. По итогам октябрьских торгов - на 2,7%, а на начавшихся торгах в ноябре - еще на 2,5%. За 9 месяцев текущего года, по данным Госкомстата, в стране было произведено 46 млн тонн цемента, что превышает аналогичный показатель прошлого года на 13%. Причем в сентябре производство по сравнению с августовским уровнем снизилось на 2,2%, хотя против показателя сентября все-таки отмечался рост – на 7,3%.
Что касается импорта и экспорта, то нам показалось интересным проследить не только основные точки входа/выхода цемента, но и соотношение объемов и цен. По итогам первого полугодия 2007 года общая стоимость импортированного цемента в Россию составила 18,6 млн долл., что на 70,6% превышает стоимость цемента, ввезенного за аналогичный период прошлого года (10,9 млн долл.). Рост общей стоимости цемента непосредственно связан с ростом объема импортируемого цемента, хотя сложно не заметить, что объемы рост объемов далеко не столь динамичный: за 6 месяцев 2007 года объем импорта цемента составил 178, 6 тыс. тонн (+29,5%). Наибольший объем импортного цемента на границе был оформлен на Таганрогской таможне – 19,3 тыс. тонн (-50,9%) (Смотрите График №2). В стоимостном выражении по объему импорта лидирует Калининградская таможня – 1,6 млн. долл., что в 5,3 раза больше прошлого года (Смотрите График №1).
График №1. Динамика импорта цемента через крупнейшие таможенные пункты (в стоимостном измерении) за 6 месяцев 2006-2007гг.:
График №2. Динамика импорта цемента через крупнейшие таможенные пункты за 6 месяцев 2006-2007гг.:
Самой большой объем цемента был ввезен в Россию с Украины - 78,6 тыс. тонн (+16,3%) общей стоимостью 6 млн долл. (рост в 2 раза) (Смотрите Графики №№3-4).
График №3. Динамика поставок цемента из крупнейших стран-экспортеров (в стоимостном выражении) за 6 месяцев 2006-2007гг.:
График №4. Динамика поставок цемента из крупнейших стран-экспортеров за 6 месяцев 2006-2007гг.:
Наибольший объем импорта цемента в стоимостном выражении приходится на Калининградскую область – 3,5 млн долл., это в 2,5 раза выше аналогичного показателя прошлого года (Смотрите График №5). Самый большой объем импортируемого цемента был завезен в Ростовскую область. В этот регион было направлено 33,9 тыс. тонн цемента - на 13,7% меньше, чем за 1 полугодие предыдущего года (Смотрите График №6).
График №5. Динамика импорта цемента в крупнейшие регионы России (в стоимостном выражении) за 6 месяцев 2006-2007гг.:
График №6. Динамика импорта цемента в крупнейшие регионы России за 6 месяцев 2006-2007гг.:
Экспорт цемента по итогам января-июня 2007 года сократился на 28,1% - до 905,2 тыс. тонн. Снизилась и заявленная таможенная стоимость вывезенного товара – на 6%, до 65,3 млн долл. Список таможенных пунктов, через которые экспортировался цемент, возглавляет Новороссийская таможня. Через нее прошло 248,7 тыс.т. (-54,8%) экспортного цемента на сумму 9,2 млн долл. (-50%) (Смотрите Графики №№7-8).
График №7. Динамика экспорта цемента через крупнейше таможенные пункты России (в стоимостном выражении) за 6 месяцев 2006-2007гг.:
График №8. Динамика экспорта цемента через крупнейше таможенные пункты России за 6 месяцев 2006-2007гг.:
Основной объем российского цемента отправлялся в Казахстан. Экспорт в эту страну составляет 437,8 тыс. тонн на сумму 38,1 млн долл. Объем по сравнению с прошлым годом снизился на 21,8%, а вот цена осталась практически на том же уровне (-1%) (Смотрите Графики №№9-10).
График №9. Динамика отправок цемента из России в крупнейшие страны-импортеры (в стоимостном выражении) за 6 месяцев 2006-2007гг.:
График №10. Динамика отправок цемента из России в крупнейшие страны-импортеры за 6 месяцев 2006-2007гг.:
Источник: портал БЕТОН.РУ со ссылкой на ИАА SeaNews