Реклама

Новая статья. "Управление рисками при организации производства автоклавного ячеистого бетона"

Дата публикации: 16.10.2007 Количество просмотров: 1825

При осуществлении проекта строительства завода по изготовлению изделий из автоклавного ячеистого бетона (газобетона) необходимо определить основные риски, с которыми можно столкнуться при реализации проекта. Возможность управления рисками, понимание их особенностей именно в конкретном проекте, позволяют инвестору организовать эффективное управление проектом, избежать ошибок, которые могут привести к непредвиденным затратам и даже поставить под угрозу саму идею реализации инвестиционного проекта.  Существуют четыре основных типа рисков: технические, производственные, финансовые и политические риски. Поскольку на последний вид рисков возможно минимальное воздействие, в связи с этим их можно только учитывать, а управлению подлежат первые три.

Технические риски возникают в процессе строительства и пуска завода и связаны со следующими факторами:

  • ошибки в проекте;
  • задержки в получении согласований, разрешений и проведении необходимых экспертиз;
  • задержка в создании производственной инфраструктуры промышленной площадки;
  • нарушение календарного графика строительства завода подрядчиками и поставщиками;
  • задержка в поставке технологического оборудования;
  • нарушение сроков проведения строительно-монтажных работ в связи с неготовностью вспомогательных устройств, конструкций и сооружений;
  • непредвиденные остановки производства во время пуско-наладочных работ и ввода завода в эксплуатацию из-за неготовности отдельных производственных участков для функционирования в режиме единого автоматизированного комплекса;
  • несоответствие основных видов сырья технологическим требованиям в период пуско-наладочных работ и длительный подбор подходящих рецептур и соответствующего технического регламента;
  • низкое качество готовой продукции, высокий процент брака в процессе пуско-наладочных работ и первое время после ввода в эксплуатацию.

Именно эти риски оказывают непосредственное влияние на самый уязвимый и затратный период реализации инвестиционного проекта. Создание производственной инфраструктуры является важнейшим техническим этапом при строительстве завода, включающим в себя различные организационные моменты, связанные со своевременным получением технических условий, согласований и разрешений. Необходимо отметить, что подключение заводской инфраструктуры к действующим инженерным сетям и коммуникациям требует значительных денежных средств для оплаты технологического подключения, при этом в различных регионах плата за подключение, например, к электрическим сетям может существенно отличаться. В связи с тем, что производство газобетонных изделий является непрерывным технологическим процессом, то очень важно в процессе создания производственной инфраструктуры своевременно решить вопросы бесперебойного обеспечения электроэнергией и природным газом для предотвращения риска несанкционированных отключений. Любое отклонение от утвержденного графика строительства сразу же приводит к увеличению срока реализации проекта, а, следовательно, к финансовым издержкам.

В связи с тем, что на этой стадии, как уже указывалось выше, необходимо получение многочисленных согласований со стороны сторонних организаций, оплаты технологических подключений, то значительно возрастают риски увеличения сроков и удорожания строительства. Несвоевременная поставка оборудования, как основного, так и вспомогательного, приводит к переносу сроков монтажа, что при наших климатических особенностях может значительно увеличить сроки готовности оборудования к проведению пуско-наладочных работ. В связи с тем, что завод представляет собой современное автоматизированное производство, то от качества проведения монтажных и пуско-наладочных работ зависит надежность и устойчивость функционирования отдельных технологических участков в рамках единого комплекса. Для осуществления постоянного контроля качества исходных сырьевых компонентов, автоматического подбора рецептуры, неукоснительного контроля качества готовой продукции завод обязательно должен иметь в своем составе производственно-техническую лабораторию.

Для управления подобными рисками необходимо очень скрупулезно разработать исходно-разрешительную и проектно-сметную документацию, тщательно подойти к созданию службы технического заказчика и выбору генподрядчика. Неоправданная, зачастую, экономия на оплате услуг дирекции строящегося объекта и проектировщиков может привести к гораздо более значительным затратам, приводящим к резкому увеличению стоимости проекта в целом. На этой стадии реализации проекта необходимо учитывать значительную роль именно “человеческого фактора”, позволяющего неформальным образом решать многие достаточно сложные организационно-технические вопросы. Как показывает опыт эксплуатации аналогичных предприятий, в первый год после ввода завода в эксплуатацию существуют риски существования значительного объема бракованной продукции и, соответственно, сложности с выходом на проектную мощность, что связано с необходимостью длительного подбора требуемой рецептуры и определением технических регламентов. Таким образом, технические риски, возникающие в процессе создания производства, сменяются производственными рисками, возникающими в ходе эксплуатации завода, к которым следует отнести следующие:

  • увеличение стоимости основных сырьевых материалов;
  • ухудшение их качества;
  • значительные колебания стоимости поставок сырья в течение года;
  • сбой в календарном графике поставки сырья;
  • увеличение стоимости природного газа и электроэнергии;
  • увеличение расхода трущихся и быстро изнашивающихся частей, упаковочных материалов и тары;
  • недостаточное использование или отсутствие возможности использования сопутствующей продукции и отходов основного производства;
  • увеличение расходов на техническое обслуживание в соответствии с установленным регламентом и его периодичность;
  • недостаточная квалификация персонала;
  • нарушение персоналом производственной и трудовой дисциплины.

Производственные риски напрямую оказывают влияние на процесс эксплуатации и качество готовой продукции, и, следовательно, на финансовый результат проекта. Очевидно, что рост тарифов на потребление природного газа и электроэнергии имеет объективный характер и будет продолжаться, что необходимо сразу учесть при планировании проекта. А вот для уменьшения негативных последствий от прогнозируемого роста цен на вяжущие материалы, особенно высокого качества, и возможных перебоев в поставке сырья, необходимо разработать комплекс соответствующих мероприятий. В частности, можно на стадии проектирования заложить в проект увеличенный объем складов для хранения этого вида сырья, чтобы обезопасить себя от резких ценовых колебаний, носящих, в основном, сезонный характер. При использовании установки по помолу комовой извести немалые капитальные затраты на приобретение подобного оборудования будут компенсированы в дальнейшем снижением затрат на гарантированное получение негашеной извести требуемого качества. Устойчивое обеспечение производства песком можно организовать путем приобретения готового песчаного карьера или строительства нового.

Необходимо отметить, что значительные капиталовложения в создание собственной сырьевой базы строительного песка (доля песка в производстве газобетона достигает 65-70%) будут со временем компенсированы стабильным обеспечением этим сырьем по конкурентной цене и требуемого качества, а также возможностью продажи песка сторонним организациям. Для снижения затрат на приобретение используемых в производственном процессе расходных материалов и принадлежностей целесообразно использовать только согласованные с фирмой-поставщиком технологического оборудования материалы. Опыт аналогичных предприятий свидетельствует, что, например, “фирменные” резательные струны имеют в 1,5-2 раза больший срок службы с соответствующим соблюдением на всем протяжении этого времени требуемых геометрических размеров изделий. Использование качественных сырьевых компонентов, расходных материалов, строгое соблюдение персоналом технических регламентов и производственной дисциплины позволят снизить риск внеплановых ремонтов и остановок, оказывающих существенное влияние на эффективность производства. Постоянное же внимание руководства к “человеческому фактору” также является неотъемлемым элементом управления производственными рисками.

Управление финансовыми рисками является чрезвычайно важным моментом в ходе реализации проекта. В конечном итоге, именно финансовые показатели проекта являются определяющими при анализе инвестиционной привлекательности. Для того, чтобы эффективно управлять финансовыми рисками необходимо определить, из чего будет складываться состав затрат на реализацию проекта. Затраты на реализацию инвестиционного проекта по строительству газобетонного завода можно разделить на три основные составляющие: предпроектные и подготовительные работы, проектная часть и, собственно, реализация проекта.

Предпроектная часть и подготовительные работы включают в себя:

  • проведение соответствующих маркетинговых исследований;
  • определение критериев выбора промышленной площадки;
  • анализ сырьевой базы региона, где предполагается строительство завода;
  • разработка бизнес-плана;
  • выбор форм и источников финансирования.

Затраты на проектирование будут складываться из следующих частей:

  • стоимость разработки основных технических решений;
  • стоимость разработки исходно-разрешительной и проектно-сметной документации;
  • затраты на получение технических условий, согласований и экспертных заключений;
  • затраты на проведение геологических работ и химико-физического анализа сырьевой базы.

Стоимость реализации проекта будет определяться следующими составляющими:

  • приобретение земельного участка для организации промышленной площадки, создание дирекции строящегося предприятия;
  • при необходимости приобретение (аренда) действующего песчаного карьера или земельного участка для разработки месторождения и строительства нового карьера, получение соответствующих лицензий;
  • создание инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • строительство производственных, вспомогательных и складских зданий, инженерных конструкций и сооружений;
  • приобретение технологического и вспомогательного оборудования, машин, механизмов;
  • монтажные и пуско-наладочные работы;
  • подбор и обучение персонала.

При строительстве завода стоимость оборудования будет складываться из:

  • оборудование, конструкции и материалы, поставляемые только фирмой-производителем;
  • оборудование, конструкции и материалы, которые могут быть поставлены фирмой-производителем, а могут быть для снижения затрат предоставлены заказчиком по согласованию с фирмой или изготовлены по предоставленным фирмой образцам и чертежам (автоклавы, формы, тележки и т.д.);
  • оборудование, конструкции и материалы, которые предоставляются только заказчиком (компрессоры, емкости, трубопроводы, рельсовые пути и т.д.);
  • монтажные и пуско-наладочные работы, выполняемые только специалистами фирмы-изготовителя;
  • строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, выполняемые силами заказчика.

Исходя из вышеперечисленного, стоимость завода будет определяться, как совокупность следующих составных частей:

  • стоимость земельного участка (промышленной площадки) для строительства завода;
  • затраты на создание необходимой производственной (инженерной и транспортной) инфраструктуры для функционирования завода, в т.ч. оплаты технологического подключения к инженерным сетям;
  • затраты на решение задачи гарантированного обеспечения основными видами сырья;
  • стоимость разработки исходно-разрешительной и проектно-сметной документации, затрат на получение согласований, разрешений и экспертиз;
  • стоимость строительства зданий, конструкций, сооружений, площадок и проездов;
  • стоимость поставки машин, механизмов и оборудования, монтажных и пуско-наладочных работ;
  • затраты на подбор и обучение персонала.

Таким образом, финансовые риски будут определяться следующими моментами:

  • ошибки в расчетах при финансовом планировании проекта;
  • несоблюдение графика финансирования проекта по срокам и объемам, что приводит к увеличению срока реализации проекта и, следовательно, финансовым потерям;
  • незапланированные затраты при создании производственной инфраструктуры и строительстве завода из-за значительного удорожания стоимости материалов и услуг;
  • возникновение дополнительных расходов на оплату труда иностранных специалистов на стадии монтажа и наладки из-за изменения сроков запуска производства в связи с неготовностью или неисправностью вспомогательного оборудования;
  • резкое удорожание основных сырьевых компонентов вследствие дефицита качественного сырья;
  • увеличение издержек из-за увеличения периода пуско-наладочных работ;
  • низкий объем реализации готовой продукции из-за резкого уменьшения объемов строительства;
  • ухудшение условий кредитования в случае привлечение заемных денежных средств.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что для эффективного управления финансовыми рисками необходимо построить финансовую модель, которая будет детально учитывать все этапы и составные части проекта. Построение такой модели позволит не только учесть в расчетах максимально возможные виды затрат, определить оптимальные сроки реализации проекта, рассчитать его окупаемость и доходность, но и произвести анализ эластичности проекта к таким ключевым параметрам, как стоимость промышленной площадки, оборудования, сырья и т.п. Следует особо подчеркнуть, что финансовое планирование проекта необходимо провести на предпроектной стадии для наиболее рационального планирования финансовых ресурсов и минимизации воздействия возможных финансовых рисков. Определение предполагаемых рисков и методов по предотвращению или уменьшению их воздействия позволит повысить инвестиционную привлекательность проекта и эффективно управлять его реализацией.

Автор материала:   Литвак С.Г. - сотрудник отдела инвестпроектов СДМ-Банка.

Источник: портал БЕТОН.РУ. При перепечатке или копировании данного материала ссылка на портал БЕТОН.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

 




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
17773
Участников online
15
Подписано
15320
Объявлений
1357
Компаний
5536
Новостей
13974
Форумов
24
Тем форумов
19259
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
585

Подписка




Политика конфиденциальности