|
Аналитика. "Рынок демонтажа зданий и расчистки территорий Санкт-Петербурга"
В последнее время Развитие рынка демонтажа и сопутствующих услуг свидетельствует о качественном росте строительного бизнеса. Девелоперы все более заинтересованы в том, чтобы весь комплекс работ «нулевого цикла» выполняли специализированные компании: снос строений и демонтаж оборудования, подготовка котлованов, работы по замене и прокладке инженерных сетей, наконец, вывоз и утилизация строительного мусора, а также рекультивация грунтов. Рост рынка демонтажа создает предпосылки и для развития перспективного направления бизнеса, связанного с переработкой строительных отходов для вторичного использования. Два титана Рождение рынка демонтажа зданий относят к середине 1990−х годов, когда стали появляться первые компании, заявляющие о своей «разрушительной» специализации. В основном речь шла о выполнении отдельных работ, и еще никто не претендовал на предоставление комплекса услуг по подготовке строительных площадок. «Рынок начал складываться приблизительно в 1995 году, – говорит Игорь Тупальский, председатель совета директоров Ассоциации по сносу зданий, которая является сейчас одним из двух лидеров рынка демонтажа. Тогда движущей силой был отнюдь не дефицит пятен под застройку. Промышленные предприятия, прекращавшие свое существование, стремились продавать сначала самые ликвидные активы – металлолом, металлоконструкции, оборудование, а затем уже дело доходило до сноса зданий из металла. В этих условиях создавались структуры, которые затем стали основой ассоциации. Нашим первым и самым сложным проектом оказался заказ на демонтаж гигантских металлоконструкций на "Северной верфи", который мы получили в 1997 году. Далее последовали проекты по выносу из центра небольших предприятий, а затем и крупных производств, таких как "Пигмент" в Московском районе». По словам Тупальского, холдинговая компания «Ассоциация по сносу зданий» окончательно сформировалась в 2003 году, хотя входящие в нее структуры вели активную деятельность уже в 2000−2001 годах. Холдинг наряду с профильной компанией, выполняющей работы по демонтажу зданий и подготовке территорий, включает структуры, занимающиеся переработкой отходов, грузовыми перевозками, эксплуатацией землеройной и строительной техники, лизинговым бизнесом, охранной деятельностью, предоставлением юридических услуг в сфере недвижимости и т.д. Второй ведущий участник рынка - ООО «Терминатор» - создавался в 2002-2003 годах как консорциум действующих структур. «В 2002 году руководители нескольких компаний – строительной, автотранспортной, а также предприятия, занимающегося поставками и обслуживанием строительной техники, приняли решение о создании головной компании, которая выйдет на рынок с предложением специализированных работ, – рассказывает генеральный директор ООО „Терминатор“ Кирилл Орт. Фактически мы создавались под эгидой города и были нацелены прежде всего на участие в городской программе по демонтажу и сносу "хрущевок" для освобождения территорий под новую застройку. Я работал тогда в другой фирме, занимаясь вопросами снабжения объектов строительства инертными материалами, и был приглашен на должность генерального директора компании "Терминатор". Однако городская программа по разным причинам не состоялась и нам пришлось самим крутиться, развивая компанию, вкладывая средства в свой бренд, и, откровенно говоря, поначалу мы даже не догадывались о перспективности этого рынка». К изначальным конкурентным преимуществам компании «Терминатор» участники рынка относят то, что ее возглавил сын Александра Орта, одного из наиболее влиятельных городских чиновников в сфере строительного рынка (в настоящее время – начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы Конкурентный раздел Объем петербургского рынка демонтажа зданий составляет, по оценкам Тупальского, около 80 млн долларов (это непосредственно снос строений, земляные работы, выемка фундаментов, продажа вторичных стройматериалов). Объемы работ возрастают ежегодно как минимум на 50-60% (если несколько лет назад Оставшиеся 10% распределяются между Лидеры рынка несколько различаются по структуре своих заказов. По словам Кирилла Орта, около 20% общего объема заказов ООО «Терминатор» составляют работы, финансируемые из городского или федерального бюджета, и 80% – заказы частных инвесторов. Что же касается Ассоциации по сносу зданий, то соотношение между частными и государственными заказами – сто к одному. «Мы не работаем с госзаказом, потому что он не работает с нами и я не вижу особой необходимости выпрашивать бюджетные заказы, – говорит Тупальский. – Конечно, не буду скрывать, я могу поискать себе лоббиста в структурах администрации города и найти его, но зачем? Большая часть наших клиентов – люди достаточно состоятельные не только в финансовом плане, но и в политическом и административном. Не думаю, что у них возникают Уверенность председателя совета директоров Ассоциации по сносу зданий в прочности позиций на рынке становится понятной, если принять во внимание состав постоянных клиентов и масштаб заказов. Заказчиками компании являются, например, корпорация «ЛЭК» (в числе крупных проектов – демонтаж производственных корпусов и оборудования заводов «Вулкан», «Пигмент», «недостроя» Медицинской академии послевузовского образования на проспекте Просвещения и т.д.), компании «Агроторг» (сеть магазинов «Пятерочка»), «Доринда» (гипермаркеты «О’Кей»), «Невский синдикат», «УНИСТО», группа компаний «ИСТ» и др. Среди реализуемых сейчас проектов – снос зданий офицерских общежитий на Литейном проспекте (заказчик – «Петербургстрой»), демонтаж корпусов завода «Россия» на Свердловской набережной Компания «Терминатор», по словам Кирилла Орта, особенно тесно сотрудничает с такими заказчиками, как «Лента», Корпорация Возрождение Самодостаточная стабильность Руководители Крупные строительные компании все более осознают, что не нужно изобретать велосипед. Вспоминается показательный случай. Мы сносили семиэтажное здание, а на соседнем объекте работало несколько десятков гастарбайтеров. Они неистово ликовали, когда им наконец удалось обрушить небольшую стену. Посмотрев на весь этот балаган, девелоперы сказали, что впредь будут иметь дело только с профессионалами». В нынешнем году Ассоциация по сносу зданий инвестирует в техническую базу около 9 млн долларов (закупили грузовики, экскаваторы, гидроножницы, гидромолоты и т.д.). «Это непростой бизнес с точки зрения технологий, в нем очень велика затратная часть, и на арендуемой технике его не построить, – поясняет Тупальский. Если техника берется в аренду, при сложном демонтаже – на весьма длительный срок (к примеру, аренда экскаватора с гидромолотом стоит 25 тыс. рублей за восьмичасовую смену), то выходит, что работаешь в основном на того, кто дает технику в аренду». И, кстати, Тупальский объясняет, что заказ на демонтаж стадиона им. С.М. Кирова ценой 139 млн рублей для его компании является «сверхприбыльным», прежде всего благодаря наличию большого парка собственной техники. Ассоциация по сносу зданий выступает в качестве субподрядчика московской компании «Мосстройтрансгаз», которая победила в конкурсе, предложив наименьшую цену. Кирилл Орт считает эту стоимость заниженной: другие претенденты готовы были выполнить работы за 160-165 млн рублей (соглашаясь снизить цену лишь на 3-4%). Руководитель «Терминатора» заверяет, что входящие в консорциум компании также расширяют свою техническую базу, в том числе техника приобретается в расчете на работу на конкретных объектах: «У нас достаточно серьезные вложения, но я не люблю называть цифры: зачем Проблема правил Основные проблемы развития рынка представители бизнеса связывают со сложностями согласования документации на выполнение демонтажных работ. Включая, разумеется, согласования КГИОП (подробнее см. интервью с Верой Дементьевой, председателем КГИОП На общую стоимость работ влияют согласованные условия утилизации отходов. Заказчик должен платить за то, что они вывозятся, допустим, не на ближайшую несанкционированную свалку, а за 50-70 км - в специально предназначенные для складирования места. В среднем цена работ по демонтажу колеблется в пределах 900-1200 рублей за кубометр здания «в твердом теле». Но если возрастает сложность работ в силу требований КГИОП, то цена может достигать 200-300 долларов за кубометр. Проблемой является и несовершенство законодательства, касающегося переработки стройматериалов. Производство вторичного бетонного щебня, переработка кирпича и древесины – чрезвычайно перспективное направление бизнеса. Помимо того что вывоз недробленых отходов экономически невыгоден с точки зрения себестоимости перевозок, вторичные стройматериалы пользуются на рынке большим спросом (в том числе в дорожном строительстве). Но их легальному применению в массовых масштабах препятствует отсутствие ГОСТов, санитарных норм и т.д. (сейчас подобные стройматериалы приравниваются, по сути, к мусору). Тем не менее, как подчеркивает Тупальский, сегодня можно заниматься производством и продажей вторичного бетонного щебня. Компания, имеющая специальную лицензию, должна получать в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга лимиты на дробление железобетонных отходов, которые образуются при демонтаже конкретного здания. Иными словами, в каждом случае необходимо доказывать, что данный материал экологически чист и пригоден для дальнейшего применения. Холдинг намерен активно развивать деятельность по переработке стройматериалов. В частности, планируется строительство на отдельной площадке за городом дробильного комплекса по переработке бетона. И, кстати, Ассоциация по сносу зданий входит в Ассоциацию рециклинга (возглавляемую президентом компании Ссылка по теме: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2006/37/demontazh_i_snos_zdaniy/
|
|