|
Аналитика от портала БЕТОН.РУ. "Цементный рынок России. Итоги первого квартала 2006 года"
Обзор цементного рынка России. Итоги первого квартала 2006 года (Обзор подготовлен на основании статистических данных по железнодорожным отгрузкам цемента по территории России) Как ни парадоксально, но при всех ожиданиях и прогнозах об увеличении потребления цемента в 2006 году, никакого существенного увеличения в первом квартале не наблюдалось. Мало того, суммарный объем первых трех месяцев года понизился по сравнению с предыдущим на 0.5% и составил 5.478 тысяч тонн (здесь и далее речь идет только об отгрузках цемента с цементных заводов железнодорожным транспортом). Однако, на наш взгляд, из этого нельзя делать вывод об ошибочности прогнозов, т.к. во многом на эту ситуацию повлияли сильнейшие морозы, которые на долгое время установились в центральных регионах России. Так же немаловажную роль сыграла позиция холдинга ОАО “ЕВРОЦЕМЕНТ груп”, который практически обязал всех своих потребителей перейти с 1 января 2006 года на новые договоры, условия которых, по мнению многих участников рынка, являются кабальными. И конечно, нельзя упускать из вида, что это была первая зима, на протяжении которой практически все цементные заводы отгружали свою продукцию исключительно на условиях 100% предоплаты. Не самая благоприятная ситуация была и на строительном рынке, многочисленные скандалы со строительными пирамидами не могли не сказаться на потреблении цемента и его производных. Эти четыре фактора, на наш взгляд, и повлияли на то, что тот рост потребления, который предсказывался в этом году цементными аналитиками, не произошел в первом квартале этого года.
Таблица №1. Отгрузки цемента с ведущих цементных заводов России в первом квартале 2006 года:
Бессменный лидер среди цементных заводов, 4-х миллионник ОАО “Мальцовский портландцемент” впервые за последние несколько лет, а может быть и за всю свою историю, уступил пальму первенства “Себряковскому цементному заводу”, который не всегда входил даже в тройку сильнейших заводов России. Помимо “Мальцовского портландцемента”, сильно сдал свои позиции и ОАО “Осколцемент”. В общем, первый квартал охарактеризовался сильным падением отгрузок с предприятий холдинга ОАО “ЕВРОЦЕМЕНТ груп” и таким же сильным ростом отгрузок с остальных цементных заводов (Смотрите Таблицу №2)
Таблица №2. Цементные предприятия, входящие в холдинг ОАО “ЕВРОЦЕМЕНТ груп”:
Хотя, возможно, эта характеристика выглядит несколько иначе. Заводы, не входящие в холдинг ОАО “ЕВРОЦЕМЕНТ груп”, отпускали цемент по ценам несколько ниже, чем у основного конкурента, чем оттянули на себя максимально возможное количество потребителей. И если мощностей этих заводов хватает на удовлетворение 50-60% спроса в зимнее время, то в период “сезона” этих же мощностей хватит, в крайнем случае, на 25-30%. А если вести речь о центральных регионах России, то эти цифры могут быть еще меньше, ведь большая часть заводов Евроцемента расположена именно здесь. Так что потери Евроцемента вполне можно назвать временными, и, начиная со второго квартала ситуация скорее всего будет меняться в его пользу. Цены на рынке Цена цемента по сравнению с первым кварталом 2005 года выросла примерно на 65%, если в марте 2005 года закупочная цена на портландцемент ПЦ500-Д0 ж/д транспортом (с учетом тарифа до Москвы и НДС) составляла порядка 1250-1300 руб/тонна, то в марте этого стоимость того же цемента равнялась уже 2080-2100 руб/тонна. В центральных регионах в отличие от 2005 года за первые три месяца мало кто из заводов производил повышение отпускных цен, были лишь небольшие корректировки “под Евроцемент”, в результате которых на 1 апреля 2006 года цены практически всех заводов вышли на уровень цен “ЕВРОЦЕМЕНТ груп”, дальше пойти никто не рискнул. В Сибири, где влияние компании “ЕВРОЦЕМЕНТ груп” не столь заметное, цены выросли до уровня 2350-2400 руб/тонна, что, однако не вызвало заметного понижения спроса, а отразилось лишь на том, что цемент производства заводов Сибири перестал быть интересен в центральных регионах, в которых пользовался устойчивым спросом первую половину квартала. Рынок Москвы и Московской области Город Москва и Московская область является крупнейшим российским регионом по потреблению цемента, на его долю приходится до 30% общероссийского объема. По этой причине, каждый производитель цемента старается по мере своих сил и возможностей отгружать на московский регион свою продукцию. Особенно это заметно в зимнее время, когда спрос и платежеспособность “своих” локальных рынков понижается. В первом квартале этого года на московский регион шла отгрузка с 24 цементных заводов. Соотношение поставок выглядело следующим образом:
Таблица №3. Поставки цемента в Москву и Московскую область в первом квартале 2006 года:
Каждый из остальных 7-ми заводов отгрузил на московский регион менее 10 тысяч тонн. Как видно из Таблицы №3, помимо заводов, для которых московский рынок является постоянным рынком сбыта цемента, в первом квартале этого года на московский регион производили отгрузку и такие “случайные” здесь заводы, как ООО “Топкинский цемент”, ОАО “Искитимцемент”, ОАО “Новотроицкий цементный завод”, ООО “Атакайцемент” и цементные заводы Республики Беларусь. Будет ли присутствовать цемент этих заводов на московском рынке во втором и третьем кварталах остается под большим вопросом, хотя здесь во многом ситуация будет зависеть от ценовой политики “ЕВРОЦЕМЕНТ груп”. На этом фоне любопытно проанализировать позицию “Евроцемента” на московском рынке за первые три месяца этого года.
График №1. Доля заводов холдинга “ЕВРОЦЕМЕНТ груп” на рынке Москвы и Московской области:
Как видно из графика, доля заводов холдинга “ЕВРОЦЕМЕНТ груп” имеет тенденцию к постоянному росту, и выросла с 37.9% в январе до 53.7% в марте. Прогноз на второй квартал 2006 года Во втором квартале 2006 года ситуация на рынке, по крайней мере в центральной части России, будет во многом зависеть от того, кто и как будет поднимать цены, а то, что цены на цемент будут подняты не сомневается почти никто. Самый предсказуемый вариант: первым поднимает цену “ЕВРОЦЕМЕНТ груп”. В таком случае, за довольно короткий период времени все остальные заводы “подтягиваются” к этой цене и все остаются довольны. На отгрузках остальных заводов это практически не сказывается, а отгрузки заводов “Евроцемента” растут за счет общего роста рынка. Второй вариант: “ЕВРОЦЕМЕНТ груп” держит цену, а остальные заводы производят ее плановый подъем. При этом варианте, будут наблюдаться массовые “миграции” потребителей в сторону “Евроцемента”, что приведет к бурному росту отгрузок с заводов холдинга. Однако, эта ситуация вряд ли будет иметь долгосрочную перспективу, т.к. с трудом можно представить, что “Евроцемент” будет держать свою цену ниже прочих заводов продолжительное время. Третий вариант: цены не растут. Вариант не интересный ни одному производителю цемента, поэтому его можно исключить. Существует, конечно, еще и четвертый вариант. Ни для кого не секрет, что после того, как “Евроцемент” принял политику единой цены для всех потребителей вне зависимости от их объема потребления, а так же ввел 100% предоплату продукции - от него отвернулись многие крупные дилерские компании и компании, которые по разным причинам не в состоянии платить за цемент вперед. Дилеры ушли на другие заводы, а компании, которые не в состоянии платить предоплату ушли к дилерам, которые их кредитуют. В результате сложился довольно крупный пласт потребителей, которые просто не в состоянии работать ни с “Евроцементом” ни с каким другим заводом, если он выдвигает требования по 100% предоплате, а сегодня это требование практически всех цементных заводов России. Так вот, четвертый вариант как раз и заключается в том, что бы перетянуть этот пласт потребителей на себя. Для этого “Евроцементу” всего-навсего необходимо пересмотреть свою ценовую политику и предоставить дилерам определенные льготы. Принятие такого решения не только укрепит положение “Евроцемента” и существенно увеличит его продажи, что ему возможно и не нужно в преддверии “сезона”, сколько пошатнет позиции цементных заводов не входящих в холдинг. Кстати, если бы такое решение было принято своевременно, зимнего “провала” отгрузок с “Евроцемента” могло бы и не быть. Администрация портала приветствует помощь аналитических служб компаний, работающих на рынке стройматериалов при подготовке обзора за второй квартал 2006 года. Свои пожелания, отзывы, мнения, а также материалы и статьи Вы можете высылать на наш электронный адрес: marketing@beton.ru. Данный материал был подготовлен аналитической службой портала БЕТОН.РУ. При полной или частичной перепечатке данного материала ссылка на портал БЕТОН.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|