Реклама

Новая статья. "Критерии успеха на рынке товарного бетона с точки зрения компании "СЗНК"

Дата публикации: 31.05.2005 Количество просмотров: 1226

Критерии успеха на рынке товарных бетонов и растворов с точки зрения Холдинговой Компании «СЗНК» (г. Санкт-Петербург)

 

В последние годы проводится довольно активная модернизация строительной индустрии, выражающаяся в техническом переоснащении, «омоложении» штата и, наконец, в росте заинтересованности в новых разработках и технологиях. Одним из примеров качественных изменений в отрасли является триумф монолитной технологии возведения зданий. Если в советские времена подавляющее большинство жилых и социальных объектов строилось из панелей, сейчас значительную долю заняли конструктивные типы домов с использованием монолитной технологии. В Санкт-Петербурге, например, предложение по монолитным и кирпич-монолитным домам составляет около 65% от общей площади. Применение этой технологии, а также общий рост строительства в Санкт-Петербурге вызвал увеличение потребности в товарных бетонах и растворах, что отмечено на Диаграмме 1:

 

Диаграмма 1.

 

 

Сюда не включены объёмы, выбираемые физическими лицами, а также объекты, находящиеся в Ленинградской области. В 2005 году, по нашим прогнозам, объём потребления достигнет 2,1 млн. м3. Ещё в 2001-2002 годах существовал дефицит в бетонах и растворах, обусловленный небольшим числом производителей. Конкуренцию нельзя было назвать интенсивной, иногда потребители бетона «становились в очередь» на заводы. Благоприятная обстановка, высокая рентабельность и относительно небольшие инвестиции привлекали новых игроков. В первую очередь, ими становились посредники, обеспечивающие доставку продукции на объекты и работающие с несколькими производителями. Иногда такой посредник мог осуществлять поставки с 15 предприятий. Коренным образом ситуация изменилась в начале 2003 года, с приходом на рынок проекта «45 минут», объединившего как существующие производственные мощности Группы ЛСР, так и новые мобильные БСУ, размещённые в разных районах города. Проект был нацелен на захват наибольшей доли рынка, его продвижение сопровождалось демпинговой политикой. В то же время, появлялись новые производители или происходило расширение уже существующих производств. Например, мощности и, соответственно, объёмы отгрузок «СЗНК-Бетон» в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличились в 3 раза:

Диаграмма 2

 

Вплоть до начала 2004 года на рынке товарных бетонов и растворов имел место ценовой хаос, связанный с неожиданно возросшей конкуренцией. Сейчас производственные мощности, сосредоточенные в Санкт-Петербурге в 2-2,5 раза превышают потребность в бетонах и растворах. Число заказчиков ограничено и за каждый объект ведётся интенсивная борьба. Что касается числа БСУ, то по состоянию на середину 2004 года их насчитывалось уже 78:

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: всего 61 компания и 78 заводов

 

Таким образом, при самой грубой оценке сосредоточенных в Санкт-Петербурге производственных мощностей, бетонные заводы в состоянии предложить от 4 млн. м3/год. Поведение большинства игроков на рынке характеризуется следующими моментами:

  1. ареал отгрузок с БСУ может быть очень широким - часто смеси доставляются на расстояние 25-30 км. Радиус в 50 км-не редкость. Известны успешные отгрузки и на 150-200 км от завода. О географических ограничениях деятельности можно говорить лишь условно-в какой из частей города позиции предприятия наиболее сильны: на Севере, на Востоке или на Юге. Естественная граница проходит по реке Нева.
  2. Товарные бетоны и растворы не являются дефицитной продукцией. До недавнего времени была широко распространена практика взаимозачётов. То есть, продукция поставляется за квартиры. Учитывая крайне неблагоприятную ситуацию на сегодняшнем рынке недвижимости, вокруг «денежных» строительных фирм разворачивается особенно острая борьба.
  3. В условиях интенсивной конкуренции и недостатка оборотных средств, демпинг – далеко не редкое явление.

С нашей точки зрения, демпинг не является самой успешной политикой. Особенно демпинг, предпринимаемый в качестве ответной меры. Он редко помогает спасти положение, чаще приводя к банкротству. В Санкт-Петербурге в 2004 году 8 производственных площадок, в числе которых и довольно известные по городу, оказались в плачевном финансовом положении и пытались продать свой бизнес.

 

Диаграмма 3.

 

 

Почему демпинг не приносит большого успеха? Наиболее значимым, с нашей точки зрения, является изменение приоритетов у строителей при выборе поставщика. По результатам опросов, в 2002 и 2004 гг. эти приоритеты распределялись следующим образом:

 

Диаграмма 4.

 

 

Конкуренция на рынке строящейся недвижимости, ужесточение стандартов для возводимых конструкций, повышение требовательности к качеству со стороны покупателей недвижимости (инвесторов, будущих жильцов и т.д.) подготовили почву для создания новых предложений. Недвижимость должна обладать объективными конкурентными преимуществами и отличаться качественно от определённого «среднего по городу» уровня. Товарные бетоны и растворы – один из наиболее массово применяемых в строительстве материалов. Ясно, что качество поставляемой продукции непосредственно отражается на качестве конструкции. На Диаграмма 4 мы видим явное изменение предпочтений: ещё в 2002 году выбор поставщика носил несколько субъективный характер. Важнейшую роль играли устоявшиеся связи между руководствами компании-поставщика и компании-строителя. Цена часто назначалась в волевом порядке, то есть, без учёта экономических и рыночных реалий. Цена же была, в большинстве случаев, важнейшим маркетинговым инструментом.

 

Сейчас можно уверенно констатировать: 

  1. качество в большинстве случаев превалирует над низкой ценой
  2. при назревающих проблемах с качеством, большинство строителей готово пожертвовать устоявшимися личными отношениями с поставщиком 
  3. наряду с качеством, огромную роль играет точное выдерживание сроков и интервалов доставки смесей 
  4. способность обеспечить доставку силами поставщика в большинстве случаев является требованием, которое даже не обсуждается 
  5. определённую роль играет и географическая близость БСУ к объекту, фактор особенно важный для строительных организаций, ведущих объекты в нескольких районах.

Исходя из вышеизложенного, можно сформировать портрет конкурентоспособного поставщика товарных бетонов и растворов: 

  1. Наличие собственного производства. Требуется для обеспечения максимального контроля качества продукции и услуг. Сейчас в Санкт-Петербурге очень популярны импортные (главным образом, немецкие) мобильные БСУ. Такое оборудование выгодно отличается от советских производств по части минимизации расходов на электроэнергию и содержание персонала. Качество получаемой продукции, при надлежащем сырье и отработанных подборах смесей, удовлетворяет всем требованиям заказчика.
  2. Наличие собственной испытательной лаборатории, аккредитованной Госстроем. Необходимо для контроля качества входного сырья, измерения уровня влажности инертных, проведения испытаний на соответствие реальных характеристик произведённого бетона заявленным и т.д. То есть, наличие ИЛ существенно снижает риски заказчика.
  3. Собственный парк автобетоносмесителей, автобетононасосов и самосвалов. Дело в том, что в Санкт-Петербурге немного надёжных фирм, специализирующихся на перевозке. Форма работы по долгосрочным договорам пока не является широко распространённой. Чаще всего фирма-перевозчик владеет парком от 1 до 3 единиц спецтехники, находящейся в плачевном состоянии. Кроме того, такие фирмы с лёгкостью рвут любые отношения в целях получения сиюминутной прибыли. Конечно, солидные автопарки есть, но их явно недостаточно для Санкт-Петербурга. Единственный доступный способ выправить ситуацию – приобретение собственных АБС и АБН. Понятно, что содержание автопарка – ощутимая статья в бюджете, но надёжность поставок и независимость предприятия от прихотей грузоперевозчиков существенно возрастает.
  4. Способность оперативно реагировать на изменения в заявках на товарные бетоны и растворы. Строительство редко удаётся точно спланировать по времени, очень велико количество и влияние неуправляемых факторов. Так что очень распространена практика сдвига времени приёма смесей. Для поставщика бетона жизненно важно не сломать при этом сроки и интервалы доставки на другие объекты. 
  5. Сеть из нескольких БСУ позволяет снять проблему подверженности поставщика «региональным» негативным явлениям и даёт возможность максимально полного обеспечения заказчика, ведущего строительство в разных частях города. Объединение нескольких независимых компаний в картели данные задачи не решает. То есть, сеть БСУ должна находиться под единым жёстким контролем. По нашему мнению, оптимальное количество заводов в такой сети составляет 3-4 достаточно мощных узла в разных частях города. 

Таковы характерные черты предприятия по производству товарных бетонов и растворов, имеющего шансы удержаться на рынке до конца 2005 года. Уже сейчас складывается определённая олигополия 6-7 поставщиков. Небольшие предприятия, торгующие дешёвым бетоном, не имеющие лаборатории и необходимого автопарка, будут уступать позиции и уходить с рынка. Заводы, расположенные стратегически удачно, имеют шанс на вхождение в состав более крупных организаций, судьба остальных менее определённа.

 

Некоторые прогнозы по составу ведущих производителей на 2005-2006 гг. можно сделать, исходя из представленной ниже диаграммы:

 

Диаграмма 5.

 

 

Основные риски и неблагоприятные тенденции, оказывающие влияние на рынок товарных бетонов и растворов, это:  

  1. стагнация на рынке жилой недвижимости. В настоящее время активность продаж жилья значительно ниже, чем в аналогичный период 2003 года. Есть мнение, что осенью произойдёт определённый психологический перелом, который «подстегнёт» продажи недвижимости. Но этот вопрос требует отдельного рассмотрения, и в рамках настоящего доклада нет возможности осветить его подробнее.
  2. Монополизация рынка цемента. Недавнее изменение сбытовой политики крупнейшим производителем («Евроцементом») вызвало шок в российской стройиндустрии. Резкое повышение цен на цемент повлекло повышение цен и на бетон, что не может не сказаться на рынке недвижимости. Возможность повторения подобного инцидента в будущем не позволяет достоверно прогнозировать развитие ситуации в строительном комплексе. 
  3. Появление новых технологий и материалов, как правило, опережает развитие нормативной базы по этим направлениям. Другими словами, ГОСТы и СНиПы нуждаются в дополнениях. Кроме того, временами проявляются лоббистские мероприятия со стороны производителей «традиционной» продукции. 

По нашему мнению, в настоящее время складываются следующие направления развития ведущих производителей товарных бетонов и растворов: 

  1. Работа для заказчика. Заключается в производстве продукции, полностью соответствующей требованиям строителей. Складывается ситуация, когда необходимо уделить большее внимание именно области применения бетонов и растворов: сваи, фундаменты, стены, кладка, стяжка и т.д., проиводя подборы с учётом последующей «судьбы» бетона. Следующий ключевой момент – доставка. Точность соблюдения графика в условиях постоянных пробок на дорогах Санкт-Петербурга повлекла создание на некоторых предприятиях (например, «Объединение 45» и «СЗНК-Бетон») выделенной логистической службы. Наконец, кроме заводской аккредитованной испытательной лаборатории желательно наличие и выездной лаборатории (такое подразделение, располагающее оборудованием и собственным транспортом, существует на «СЗНК-Бетон»). 
  2. Более высокое качество означает более высокие затраты на его обеспечение. Ведущий поставщик не должен становиться самым дешёвым – иначе он в большой степени обесценит гарантии качества. В 2006-2007 годах, когда, по некоторым прогнозам, объёмы строительства в Санкт-Петербурге временно уменьшатся (и, следовательно, возрастёт конкуренция), рынок никому не простит халатного отношения к качеству товарных бетонов и растворов. 
  3. Принципиально новая продукция. В западноевропейских странах, например, широко применяются самоуплотняющиеся бетоны. Здесь это пока экзотика. То же можно сказать и о сверхпрочных бетонах, фибробетонах и т.д. Существует определённая перспектива в тщательно проработанном предложении подобных бетонов и растворов в России. По сути дела, потребуется создание стандартов качества и формы предложения. Здесь необходимо обратиться именно к европейскому опыту работы. Одним из сдерживающих факторов является ограниченный доступ к литературе по EN (особенно на русском языке) и отсутствие широких связей с зарубежными производителями добавок в бетоны и растворы. Существует немалая потребность и в сотрудничестве по внедрению новых производственных и управленческих технологий. В Санкт-Петербурге такие услуги практически не представлены. Конференция ICCX даёт прекрасный повод познакомиться с коллегами из других стран и регионов и мы надеемся, что наш опыт тоже окажется полезным для участников этого мероприятия. 
  4. Для обретения новых знаний, компания должна обладать высокой степенью информационной открытости. Это поможет нам правильно реагировать на изменения в макросреде и предпринимать совместные действия по развитию рынка. «СЗНК-Бетон» расценивает конкуренцию не как бескомпромиссную войну, но как соревнование и проверку собственных сил и возможностей. 

Завершая выступление, я хочу воспользоваться случаем и пожелать успехов всем организациям, имеющим отношение к производству товарных бетонов и растворов. Наша компания рассчитывает на кооперацию с Вами в этом непростом бизнесе, и готова предложить любую поддержку, какая только будет в наших силах.

 

Ишаков Андрей Владимирович

Директор по развитию Холдинговой компании "СЗНК" (г. Санкт-Петербург)

 

Контактная информация:

 

E-mail: andrey.ishakov@sznk.ru

WWW: www.sznk.ru

 

Портал БЕТОН.РУ благодарит Холдинговую компанию "СЗНК" (г. Санкт-Петербург) за предоставление данного материала. При полной перепачатке данной статьи или её фрагментов, ссылка на портал БЕТОН.РУ обязательна.

 

 

 




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
17745
Участников online
21
Подписано
15292
Объявлений
1353
Компаний
5536
Новостей
13974
Форумов
24
Тем форумов
19254
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
585

Подписка




Политика конфиденциальности