|
Аналитика. Анализ рынка нерудных материалов Северо-Западного региона
До недавнего времени ситуация на рынке нерудных строительных материалов (щебня, песка, гравия, камня) представителями строительного бизнеса Петербурга практически не обсуждалась. Компании, особенно в секторе жилищного строительства, были заняты укреплением своих позиций на рынке: ажиотажный неудовлетворенный спрос с лихвой окупал любые затраты; впрочем, на тот момент они не были слишком высокими. В этом году, когда выяснилось, что строители переоценили платежеспособность населения и рост цен станет едва ли не основным барьером на пути расширения спроса, ситуация на рынке нерудных стройматериалов замелькала в комментариях специалистов в качестве одного из факторов, определяющих удорожание строящегося жилья. Каждый подобный комментарий непременно содержит фразу: "Рост цен на первичном рынке жилья объясняется стремительным повышением себестоимости строительства, вызванным в том числе и изменением стоимости строительных материалов". В списке материалов, которые подорожали на 20-30% только за первое полугодие текущего года, присутствует песок, главный компонент для производства "основы всего" - бетона и кирпича. Рост цен на песок многие комментаторы считают результатом того, что все эти годы происходила монополизация рынка нерудных материалов. "Этот рост ничем не обоснован, - уверен Диспозиция Обычно, говоря об инертных или нерудных стройматериалах, в первую очередь имеют в виду песок и щебень, используемый в строительстве как в чистом виде (например, для отсыпки), так и в качестве наполнителя при производстве бетона и асфальтобетона. Рынок производства инертных стройматериалов, как правило, имеет локальный (региональный), в крайнем случае - межрегиональный характер. Особенно это характерно для производства песка, который можно добывать практически в каждом регионе. Несколько иначе дело обстоит с рынком щебня, так как месторождения гранитного щебня есть далеко не везде. Ленинградскую область, которая, собственно, и является главным местом производства нерудных стройматериалов, поступающих на строительный рынок Петербурга, природа в этом смысле не обидела. "Ленобласть с советских времен - один из основных центров добычи гранитного щебня, поясняет Другими центрами всегда считались Карелия, Воронежская область, Урал. Если брать ближнее зарубежье, то это Украина и Белоруссия". Сегодня на рынке Петербурга щебень, добытый на карьерах Ленобласти, занимает 90%, остальное поступает из Карелии, крайне редко - из Украины и Белоруссии. Некоторые эксперты, определяя сегодняшний объем потребления петербургским рынком двух основных нерудных материалов, называют 8-9 млн кубометров песка и столько же щебня. Дмитрий Игнатьев, председатель правления ПО "Ленстройматериалы", более сдержан в оценках: на его взгляд, цифра 5 млн кубометров ближе к истине, особенно по щебню. Добывается, впрочем, на несколько миллионов кубометров больше. При этом специалисты Комитета по строительству Ленобласти отмечают, что щебеночная промышленность оживилась в конце 1990-х, а с 2001 года демонстрирует небольшой, но стабильный рост - в пределах 8-10%. По официальным статистическим данным, в 2003 году в Ленобласти было добыто около 12 млн кубометров щебня. Рост объемов добычи в этом году также составит около 10-12%. Вовремя собранные камни По данным Комитета по природным ресурсам и окружающей среде Ленобласти, сегодня в регионе добычей песка (морского, намывного и карьерного) занимаются около 70 недропользователей, щебень добывают 18 предприятий. По версии комитета, крупнейшими производителями песка являются:
Лидеры по производству щебня:
Стоит отметить, что в последние годы на рынке производства нерудных материалов, пожалуй, только группа ЛСР и ПО "Ленстройматериалы" реализовали внятные стратегии по наращиванию производственной базы и увеличению своих долей. Последняя крупная сделка произошла в конце прошлого года - ЛСР купила ОАО "Ленинградский речной порт". В 2004 году группа открыла в Приозерском районе дробильно-сортировочный завод годовой мощностью 1,5 млн кубометров щебня. "После покупки Ленинградского речного порта мы контролируем 100% производства морского песка, отмечает вице-президент, руководитель направления нерудных материалов группы ЛСР Георгий Богачев. В среднем производим около 3 млн кубометров морского песка, но кроме этого разрабатываем наземные карьеры, добываем в том числе и намывной песок. В целом мы оцениваем свою долю на рынке песка Петербурга и Ленобласти в 70%, по щебню нам принадлежит 35%". Долю ПО "Ленстройматериалы" на рынке щебня Рынок покупателя С точки зрения потребителей рынок нерудных материалов делится на три равные части: строительство и ремонт автодорог, содержание, ремонт и строительство железных дорог, производство стеновых материалов (кирпича, панелей, блоков), в том числе для жилищного строительства, и всех видов бетона. Естественно, с ростом деловой активности в одном из этих трех сегментов рынка увеличиваются и объемы производства нерудных материалов. В связи с оживлением на строительном рынке Петербурга и Ленобласти выросли объемы производства песка и щебня. В итоге в настоящее время производственные мощности карьеров и заводов двух лидеров рынка нерудных материалов загружены практически полностью. Однако 2004 год оказался для производителей нерудных материалов достаточно сложным. Главным фактором, вызвавшим определенные трудности у производителей нерудных материалов, стали проблемы с финансированием железнодорожников и дорожных строителей. "В системе РЖД шел очередной этап реформ, а во время реформ в России не бывает порядка. Одним словом, РЖД было не до строительства и ремонта магистралей, объясняет Дмитрий Игнатьев. Проблемы с финансированием сказались на объеме строительства дорог, а соответственно - на продажах нашей продукции в этом сегменте. Мы отгружали дорожникам щебень в долг, в результате наша дебиторская задолженность в этом году значительно выросла. Да и в целом объемы строительства дорог в Петербурге и Ленобласти, по сравнению с юбилейными годами, сократились". Понятно, что повлиять на финансируемых из бюджета дорожников практически невозможно. Впрочем, и с естественным монополистом - РЖД тоже особо не поспоришь. Дмитрий Игнатьев считает, что эти два сегмента находятся не в рынке, а рядом с ним. "К примеру, РЖД диктует нам свои условия продажи щебня, поясняет руководитель ПО "Ленстройматериалы". В том числе и отпускные цены, которые ниже рыночных примерно на 30-40%. Мы принимаем эти условия, потому что иначе составы с нашей продукцией будут отправляться в последнюю очередь". В такой ситуации производители вынуждены часть своих издержек перекладывать на оставшийся сегмент рынка потребления. "В частности - на жилищное строительство и производителей бетона", признает Дмитрий Игнатьев. Цена вопроса За девять месяцев текущего года, по данным регионального координационного центра по ценообразованию в строительстве, стоимость песка выросла в среднем на 30% и на сегодняшний день составляет около 220 рублей за кубометр. Стоимость щебня (фракций, наиболее ходовых в жилищном строительстве, 20-40 мм) возросла на 7-10% и, таким образом, не превышает темпы инфляции. Впрочем, по словам президента Генподрядной компании "СТЭП" Дмитрия Куниса, в себестоимости жилищного строительства песок и щебень в чистом виде занимают не более 5%. Примерно так же оценивают влияние песка и щебня на цену квадратного метра жилья другие строительные организации. Стоит отметить, что песок и щебень используются для производства бетона и конструкций из него, а песок необходим еще и для изготовления кирпича. В последнее время подорожали и бетон, и кирпич. Хотя в этом сегменте рост не такой значительный. Несмотря на то, что влияние роста стоимости нерудных материалов на подорожание строящегося квадратного метра кажется незначительным, стоит разобраться в причинах неожиданного роста цен на песок (за весь прошлый год, по словам Дробление монополии Другими словами, в данный момент негативного влияния монополизации рынка нерудных материалов в виде пресловутого диктата цен, участники строительного рынка не ощущают. Противоположную точку зрения высказывает, как уже отмечалось выше, Лев Каплан, который убежден в необоснованности повышения цен и утверждает, что их рост произошел после окончательной монополизации рынка песка группой ЛСР. Дмитрий Кунис согласился с мнением Каплана в том, что темой для обсуждения должно стать не обоснование повышения цен на песок и щебень, а монополизация одного из сегментов стройиндустрии. "В любой отрасли многие игроки стремятся занять наибольшую долю рынка. Это нормальное желание серьезной компании, рассуждает Дмитрий Кунис. В то же время государство должно ограничивать монополизацию рынков. В нашем случае этого сделано не было. И этот прецедент не может не настораживать". Олег Коломийченко, руководитель территориального управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, пока не находит причин для вмешательства в ситуацию. По мнению собеседников, ценовой диктат на рынке нерудных материалов маловероятен, поскольку его ограничивают несколько факторов. Один из них - традиционный эластичный спрос на строительные материалы. Как отметил Дмитрий Кунис, "потребитель остро реагирует на неадекватность цен и в конце концов переключается с одного продукта на другой". Нельзя сбрасывать со счетов и продукцию из других регионов. В любом случае, цены на производимые в Ленобласти нерудные стройматериалы всегда будут ниже, чем цены на привозную щебенку (с учетом расходов на транспортировку). Кроме того, по заявлениям правительства Ленобласти, планируется включить в оборот неразрабатываемые гранитные месторождения. Не исключено, что появятся новые игроки. Старые, в частности ПО "Ленстройматериалы", по словам Дмитрия Игнатьева, не намерены наращивать производственную базу, так как "для увеличения объемов производства пока плохая конъюнктура". Впрочем, дальнейшее развитие рынка нерудных стройматериалов будет зависеть не только от стратегий его лидеров, но и от развития стройиндустрии региона в целом. Как уже говорилось выше, неразрывная связь между спросом и предложением на рынке производства нерудных материалов чувствуется особенно остро. Источник журнал "Эксперт Северо-Запад" №42
|
|