Так уж повелось еще со времен «фальшивых авизо», что любой рубль, который направляется в Чечню, считается потерянным. Тем более когда речь идет о деньгах на строительство – эта тема традиционно освещается под рубриками «криминал» или «скандалы». О том, как обстоит дело со строительством в Чечне сегодня, лучше всех знает руководитель Дирекции по строительно-восстановительным работам в Чечне доктор экономических наук Анатолий Попов. Именно дирекция ведает работами по восстановлению жилья и объектов коммунального хозяйства в республике. Помимо того, что она уже вернула жителям Чечни тысячи квартир и частных домов, дирекция обеспечила около 25 тыс. рабочих мест. В этом году ею запланировано проведение работ на сумму свыше 2,9 млрд. рублей.
– Анатолий Александрович, как известно, большую часть времени вы проводите в Чечне... Как там? Можно жить, работать, строить?
– Отвечу так: в республике идет нормальный процесс восстановления мирной жизни. Он, разумеется, осложнен проведением зачисток, специальных операций, комендантским режимом, с одной стороны, различными криминальными и бандитскими вылазками – с другой. Но, замечу, стреляют и даже убивают не только там.
В Грозном, других городах работают предприятия, различные организации, функционирует сфера обслуживания, открыты кафе, магазины, рынки. К сожалению, СМИ сообщают лишь о жертвах, нападениях боевиков, терактах… Конечно, говорить об этом надо, но почему-то информации о мирном процессе в республике до обидного мало. А ведь идет масштабное строительство, возвращаются домой беженцы. Важно еще то, что чеченский народ устал от войны. Люди хотят нормальной жизни – строить, а не разрушать свой дом.
– Но ведь обстановка в республике по-прежнему сложная... Существует угроза нападений со стороны террористов и бандитов, похищения специалистов, воровства техники...
– Для нас это означает только одно: работать приходится в особых условиях. И, несмотря ни на что, никаких сомнений в необратимости мирных восстановительных процессов нет. А значит, нужны рабочие места и жилье. Эти проблемы и решает в республике наша дирекция.
Вопросы охраны рабочих, строительных объектов, техники решаются удовлетворительно. Есть другие сложности. Дирекции поручено восстановление в основном жилого сектора, объектов жилищно-коммунального хозяйства – систем водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения, стройиндустрии. Это пятая часть всех задач, входящих в Федеральную целевую программу восстановления экономики и социальной сферы. К тому же объемы наших работ, а следовательно, и наше участие в реализации ФЦП с каждым годом будут возрастать. Но есть немало препятствий. К примеру, немало объектов, подлежащих восстановлению, занято военными или заминировано. В других случаях строительству и восстановлению жилья мешают завалы. Теперь, правда, с этим будет проще: расчистку территории мы берем на себя. Большая проблема – передвижение по территории республики, связанная с несовершенством пропускной системы...
– Тем не менее, несмотря на все характерные сложности и трудности, есть положительные, обнадеживающие результаты...
– Иначе и быть не может, потому что мы делаем то, что является первоочередным, что нужно самому чеченскому народу, – воссоздаем жилищный комплекс. В прошлом году мы сдали почти две тысячи жилых домов общей площадью 222 тыс. кв. м. В этом году темпы не меньше. В Грозном восстановлены тысячи квартир, большинство уже заселено. Хотя, естественно, того, что сделано в жилищном секторе, явно недостаточно. Чтобы выправить положение, активно завозим в республику крупные партии быстровозводимых домов, подобных тем, что спасали острое положение в Ленске...
В столице республики завершено восстановление Старосунженского, Чернореченского, Гойтинского водозаборов. Отремонтированы и запущены водозаборы в Гудермесе, Курчелое, Аргуне. Восстановлено большинство водонасосных станций, водоводов, артезианских скважин. Потребность жителей республики в воде практически полностью удовлетворена...
– Анатолий Александрович, создание дирекции – целесообразная необходимость или это дань привычной бюрократии?
– Ничего общего с бюрократией. Для решения крупных федеральных программ всегда создаются специальные исполнительные органы. Для четкой организации работы, действенного и прозрачного контроля расходования финансовых средств по инициативе Госстроя и Министерств экономики и финансов распоряжением правительства от 14 мая 2001 года и создана дирекция. Первое, что сделали, – провели ряд тендеров по отбору организаций для участия в реализации программы 2001 года. К работе приступили, не дожидаясь финансирования. Многие выбранные нами организации, в частности “Грандстрой” и “Интербизнес”, на первых порах использовали собственные оборотные средства. Тогда же обследовали объекты, составив так называемые дефектные ведомости.
Дирекция работает с группой госзаказчиков, в числе которых – Госстрой России, Министерства здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, Госкомспорт, Госкомстат, Судебный департамент при Верховном суде, РАН и другие.
У нас – 13 генподрядчиков и 152 предприятия малого бизнеса, работающих по субподрядам, хотя, считаю, их число надо сокращать. Все они – местные.
Кроме нас, в Чечне строят и восстанавливают свои предприятия РАО ЕЭС, Газпром, Роснефть…
– Насколько нам известно, вы выступаете за принцип: свой дом построй своими руками...
– Да, мы зачисляем на работу тех, кто берется восстанавливать свой собственный дом, платим ему зарплату и затем оплачиваем (после приемки комиссией) расходы на стройматериалы. В некоторых случаях частично авансируем строительство, если стоимость дома превышает 300 тыс. рублей.
– Как строятся отношения дирекции с администрацией республики, правительством, представителями федеральных органов?
– У нас, я бы сказал, тесное рабочее взаимодействие. Ни с Кадыровым, ни с Ильясовым – никаких сложностей. Представители администрации и правительства участвуют во всех наших процессах. Они и определяют первоочередность восстановительных работ.
Разумеется, без накладок не обошлось. При таком огромном объеме работы они, к сожалению, неизбежны. Мы их видим и знаем, как устранять. К примеру, были ошибки в выборе генподрядных и субподрядных организаций. Пришлось, в частности, в этом году оказаться от услуг «Чеченагропромстроя» и «Кавказэлектронстроя», которые не прошли конкурс. Предпочтение отдаем лишь тем, кто лучше других может преодолеть специфические условия работы в Чечне.
P.S. Беседа с Анатолием Поповым проходила вскоре после его очередного возвращения из Чечни. В той поездке на главу дирекции готовился террористический акт, к счастью, не удавшийся. Инженерно-саперная разведка вовремя обнаружила и обезвредила радиоуправляемый фугас направленного действия мощностью 1,2 кг в тротиловом эквиваленте, который был установлен при въезде на территорию Управления ФКП «Дирекция» в Грозном. На этот шаг, по мнению экспертов, могли пойти только те, кому ненавистен процесс нормализации и восстановления мирной жизни в Чечне. Нельзя не принимать во внимание и то обстоятельство, что федеральный Центр выстраивает такую схему финансирования восстановительных работ в Чечне, которая является прозрачной и легко контролируемой, а это также не всем приходится по нраву. Не исключено и то, что с Анатолием Поповым могли посчитаться за ту принципиальность, с которой он, как председатель конкурсной комиссии, подошел к отбору строительных организаций, ведущих восстановление Чечни.
"Россiя" от 3 июня 2002 года