|
Вместо свалок - новые дороги
ВТОРИЧНЫЕ СТРОЙМАТЕРИАЛЫ Переработка строительных отходов до сих пор является одним из слабых мест стройкомплекса столицы. Приходится признать, что система рисайклинга в городе, да и в стране в целом, пока не сложилась. На Западе направление, известное как demolition and recycling (снос и переработка) давно стало самостоятельной и весьма развитой отраслью строительной индустрии. Рисайклинговые компании Европы и Северной Америки объединены в национальные и международные ассоциации, во многих странах издаются солидные специализированные журналы, регулярно проводятся представительные выставки и конференции. В сентябре, например, в Голландии пройдет очередная всемирная выставка, на которой будут широко представлены как рисайклинговые компании, так и фирмы-производители техники и оборудования. До выставок и журналов нам еще очень далеко - в Москве по-прежнему работает лишь одна узкоспециализированная фирма - ЗАО «Рецикл материалов». С момента своего основания в 1997 году компания, имеющая самый мощный в Москве технический арсенал для сноса и переработки, успешно осуществила ряд больших проектов в сфере demolition and recycling. При этом с самого начала своей деятельности фирма столкнулась с многочисленными проблемами и трудностями, выходящими за рамки производственно-технологических процессов. Приходилось постоянно и целенаправленно объяснять на всех уровнях необходимость и преимущества рисайклинга, совместно с городскими структурами участвовать в разработке нормативной базы, технических условий, в формировании расценок. Потенциальные партнеры зачастую просто не понимали, в чем заключается суть переработки отходов, почему за это надо платить, зачем приобретать вторичные стройматериалы, если щебень можно покупать в природных карьерах. В то время было совершенно непонятно, как такие сделки должны отражаться в отчетной документации предприятий, насколько обоснованы цены за прием на переработку отходов железобетона и реализацию полученных щебеночных смесей. Так как ЗАО «Рецикл материалов» за исключением небольших объемов сопутствующих земляных работ ничем кроме сноса и переработки не занимается, решать все эти вопросы нужно было в оперативном порядке, параллельно с зарабатыванием денег. Первым большим и по-настоящему знаковым объектом стал входящий в систему предприятий Главмосстроя завод «ЖБИ-21». Накапливавшийся там десятилетиями брак в объеме 30 тысяч кубических метров железобетона по распоряжению мэра Москвы был переработан прямо на заводской территории. Полученные щебеночные смеси реализовывались на рынке и использовались в дорожном строительстве. Успешный опыт переработки на ЖБИ-21 положил начало внедрению рисайклинга в практику московского строительства. Весной 2000 года началась еще одна крупная и тоже знаковая работа. В аэропорту «Домодедово» впервые в России был осуществлен демонтаж железобетонного покрытия летного поля площадью 60 тысяч квадратных метров и объемом 20 тысяч кубометров. Снятое полотно определенным образом подготовили к переработке и там же передробили в готовую щебеночную смесь с заданными параметрами, пригодную для применения в сооружении нового покрытия аэропорта. Технология этой весьма сложной работы была создана специалистами компании «Рецикл материалов» после серьезного изучения опыта реализации аналогичных проектов в США и включена в проект реконструкции аэропорта (генеральный проектировщик - институт «Аэропроект»). На объекте была задействована дробильная установка HARTL, экскаваторы HITACHI и CATERPILLER, гидромолоты KRUPP, специальная гильотина и другая техника компании. Вся работа выполнена в течение 4 месяцев. Еще меньше времени, около 3 месяцев, потребовалось для разборки и переработки мощных железобетонных конструкций в ходе реконструкции метромоста в Лужниках. Железобетонные балки массой до 65 тонн с помощью специального оборудования отделялись от мостовых конструкций, затем транспортом Мостоотряда № 4 перемещались на примыкающую к мосту площадку на Комсомольском проспекте, после чего прямо «с колес» в быстром темпе раскусывались и разбивались до нужных габаритов гидромолотами KRUPP и гидроножницами KRUPP и CATERPILLER. Полученные обломки грузили в автосамосвалы и отвозили для окончательной переработки на Рябиновую улицу, 67, где расположен полигон «Рецикла» производительностью 10 тысяч кубометров железобетона и асфальта в месяц. Таким образом за рекордно короткий срок было разобрано и переработано свыше 20 тысяч кубических метров железобетонных конструкций. Аналогичные работы, но уже в несколько меньших масштабах, впоследствии проводились на Строгинском, Бородинском и Автозаводском мостах, а также на Северянинском путепроводе. Летом 1999 года в ходе проводимого Мосинжстроем капитального ремонта 1,5-километрового участка Ленинского проспекта от МКАД до улицы 26 Бакинских комиссаров впервые в России гусеничная дробилка HARTL была установлена непосредственно на месте проведения работ. 18 тысяч кубометров снятого полотна было переработано в щебеночную смесь с заданным гранулометрическим составом, которая использовалась здесь же в качестве основания для нового дорожного покрытия. Эта технология позже применялась и на строительстве небольшого участка Третьего транспортного кольца в районе платформы «Тестовская». Наконец, совсем недавно, 23 апреля этого года, завершен еще один интересный и значительный проект. Всего за неделю непрерывной работы на входе в строящийся Лефортовский тоннель разрушено железобетонное армированное основание проходческого щита объемом 600 кубических метров с максимальной толщиной слоя 3 метра. Для этого на глубину 24 метров мощным краном грузоподъемностью 220 тонн опустили экскаватор CATERPILLER-345 с гидромолотом KRUPP-2500. Кроме гидромолота при демонтаже основания применялись алмазное сверление и алмазная резка. Поднимаемые фрагменты основания доставлялись на Рябиновую улицу, где сразу же перерабатывались в щебень. Более чем четырехлетний опыт работы ЗАО “Рецикл материалов» доказывает, что заниматься переработкой в Москве можно и нужно. Но рынок рисайклинговых услуг за эти годы в столице так и не сформировался. Правительство Москвы смогло заставить строительные организации навести должный порядок на стройплощадках, производственных территориях и в бытовых городках, одеть рабочих в удобную спецодежду. Расходы на эти цели теперь считаются чем-то само собой разумеющимся. А вот убедить строителей в необходимости не слишком больших затрат на утилизацию отходов от сноса зданий и сооружений оказалось значительно сложнее. Между тем красивое внешнее оформление стройплощадок и фирменные логотипы на спецовках - это все же не самые главные, хотя и важные признаки цивилизованной экономики. Гораздо более важный критерий - безотходное, экологически чистое производство. Но пока ценное вторичное сырье для производства качественных стройматериалов по-прежнему считается строительным мусором, а свалки неуклонно растут, превращаясь в экологическую мину замедленного действия. По материалам газеты "Московская Перспектива"
|
|