|
Цемент на дне
Строительное сообщество ожидает массового ухода игроков с рынка стройматериалов. За год кризиса рынок значительно сократился, и многие игроки вынуждены приостанавливать производство. О том, как вывести отрасль из кризиса, чего ждать в ближайшее время, рассуждают специалисты рынка строительных материалов. Наталья Бурковская, шеф-редактор газеты «Строительный Еженедельник», модератор: По данным Петростата, на 66 процентов сократился выпуск пиломатериалов, на 31 процент – лакокрасочной продукции, на 50 процентов – ПВХ-профилей, на 40 процентов – товарный бетон. Поставщики нерудных материалов, бетонные и металлокаркасные производства фиксировали оживление спроса в пределах 7-9 процентов, но за год рынок также просел на 40 процентов. О чем свидетельствуют эти цифры? Михаил Бизяев, исполнительный директор ЗАО «Метробетон»: Большинство производителей цемента, бетона и железобетона работают сегодня на грани рентабельности, и говорить о каком-то оживлении рано. Рынок просел более чем на 50 процентов. Есть компании, объем продаж которых упал на 80-90 процентов, но у некоторых – всего на 5-10 процентов. Цены на бетон марки B25 к августу текущего года снизились до уровня трехлетней давности – 2,4 тысячи рублей за кубометр. Значительно более резкое падение отмечается на рынке цемента. Если в I квартале 2008 года цемент ПЦ-500 продавался по 7 тысяч рублей за 1 кубометр, то сейчас цена составляет менее 3 тысяч рублей. В отличие от бетонного производства, цементное предприятие нельзя поставить на консервацию или остановить вообще, поэтому они будут работать до последнего. Падение цен на цемент начнется этой зимой, так как восстановления отрасли пока ждать не приходится. Рынок готов к этому падению. Сегодня держатся те, у кого федеральные заказы. Частные инвесторы занимают очень незначительную долю. Сергей Янкин, исполнительный директор ЗАО «Объединение 45»: Сейчас дефицит заказов, и в перспективе трудно сказать, что будет с цементом. При сегодняшних ценах на сырье цены на бетон достигли минимума, после которого уже проще закрыть производство. Зима будет очень тяжелая. Объем поставок может сократиться к I кварталу 2010 года в 10 раз с начала кризиса. Может быть, к марту-апрелю будущего года ситуация несколько улучшится для тех предприятий, которые переживут зиму. Госзаказ в этом году стал очень существенной долей рынка, в прошлом году он составлял 2 процента. Ильдар Кутыев, директор по развитию ПО «Баррикада»: В себестоимость железобетонных изделий сегодня мы включаем лишь затраты на материалы и труд рабочих, сюда не закладываются даже общезаводские траты. Если говорить о рынке нулевого цикла, то он уменьшился по объему в четыре-пять раз по сравнению с докризисным уровнем. Эта ситуация пугает, потому что через год у нас будет наблюдаться дефицит. Не думаю, что ситуация стабилизируется так скоро. Владимир Филиппов, президент Ассоциации «Абетон»: Рынок поддерживают предприятия, осуществляющие поставки по госзаказу, который сегодня занимает очень существенную нишу. Рынок госзаказа достаточно велик, но есть проблемы качества и так называемого серого бетона. Мы активно работаем с Комитетом по строительству, создаем схемы по контролю за качеством продукции, особенно на объектах госзаказов. Стоимость строительных материалов составляет порядка 60-70 процентов от стоимости всей стройки, поэтому экономия на них огромна. Мы работаем сейчас над созданием мощнейшей системы общественного контроля с присутствием административных структур. Наталья Бурковская: Несмотря на бедственное положение рынка, сегодня появляются и новые компании. Кто и почему сегодня решается на открытие нового бизнеса? Вячеслав Засухин, коммерческий директор завода «Цемсис»: Наш проект начинался в докризисные времена, но кризис скорректировал планы, и реализация отстала на год. Можно сказать, что мы открылись благодаря сказочному энтузиазму инвесторов. Завод производит товарный бетон и вибропрессованные изделия. По статистике в прошлом году было выпущено 143,5 тысяч кубометров подобных изделий в эквиваленте бетонной смеси. Из них 60 процентов – тротуарная плитка, стеновые блоки – 29 процентов и 11 процентов – дорожный камень. По нашей оценке, 40 процентов рынка занимает «Меликонполар», 25 процентов – «Ленстройдеталь». Всего выручка всех производителей составила примерно 1347 миллионов рублей. Удивительно, что средняя цена кубометра изделия в этом году и в прошлом году практически не изменилась и составила 8000 рублей за кубометр. То есть рынок можно оценивать как неэластичный. За 9 месяцев прошлого года отгрузили 97 тысяч кубометров на 766 миллионов, в этом году – 54 тысяч кубометров на 435 миллионов. То есть падение продаж составило 43 процента за 9 месяцев. В принципе, эти данные коррелируют с данными по рынку товарного бетона. То есть падение в этом году для рынка составило примерно 30-31 миллион рублей, или 43 тысяч кубометров продукции – это примерно загрузка двух стандартных линий. Годовой выпуск в этом году прогнозируется на уровне 80 тысяч кубометров изделий. По нашей оценке, товарные запасы продукции на 1 января этого года составляют 20 тысяч кубометров, за 9 месяцев они упали до 9 тысяч кубометров. Если в этом году потребность удовлетворялась за счет товарного запаса, то в будущем запаса, скорее всего, не будет, что приведет к дефициту продукции. Наш завод планирует покрыть дефицит в размере 10 тысяч кубометров. Наталья Бурковская: Строителям должно быть выгодно падение цен на основные материалы. Какова реальная ситуация? Наши объекты строятся из кирпича, его мы приобретаем у известных петербургских компаний. Практически по всем остальным стройматериалам объединение обеспечивает себя самостоятельно. У нас есть собственная производственная база на Ржевке, в непосредственной близости к КАД, – заводы по производству металлоконструкций, оконных и дверных изделий, сэндвич-панелей, товарного бетона, склад металлопрофиля и ряд других предприятий. Сейчас компания поставляет продукцию на собственные стройки, но мы также готовы реализовывать материалы всем заинтересованным лицам. Хотя потребление стройматериалов никуда не делось, объем его заметно снизился вслед за сокращением объемов строительства. У всех производителей стройматериалов упал объем производства. В структуре спроса преобладающим стал интерес к новым строительным технологиям, обеспечивающим конкурентоспособные параметры проектов по цене, срокам и качеству. Например, «кирпичники» и ДСК подгоняют свои технологии под спрос, предлагая рынку многослойные конструкции с эффективным утеплителем, но не всегда выдерживают конкуренцию по цене и по качеству предлагаемых конструкций. Наша строительная система Rosstro-Velox в этих условиях имеет очень прочные позиции на рынке, как при многоэтажном, так и малоэтажном строительстве. Большая проблема в том, что на рынке не хватает финансов. Борьба за их получение обострила конкуренцию на внутреннем рынке. Производители определили цены согласно спросу. Мы на свою продукцию цены не меняли. Спрос, обеспечивающий прибыльную работу предприятия, у нас есть. Тем более что цена нашей несъемной опалубки более привлекательна, чем у аналогичной, привезенной из Чехии или Австрии. Дома, построенные по нашей технологии, по-прежнему более выгодны, чем прочие представленные на рынке технологии капитального строительства. Наталья Бурковская: Большую долю в сфере строительных материалов занимает производство материалов для госзаказа. Кто будет контролировать их качество? Игорь Шикалов, начальник методического отдела юридического управления Комитета по строительству: Мы уже ведем работу в этом направлении. Главная цель комитета – объединить общественные объединения, властные структуры и социально ответственный бизнес. Мы ведем работу по формированию специальной комиссии с участием представителей всех профильных комитетов, а также промышленников, проектировщиков и руководителей саморегулируемых строительных организаций, которая могла бы работать в области качества. Сейчас нет документов, регламентирующих вопросы качества. Одним из основных инструментов борьбы за качество станет актуализация существующих и разработка новых территориальных строительных нормативов и стандартов. В Петербурге для этого есть большой потенциал. ТСН должны быть утверждены СГСНЭ и введены в бюджетном строительстве как обязательные к выполнению нормативы, а частному сектору они, в соответствии с законодательством, будут рекомендованы к выполнению. За счет внедрения модернизированных нормативов в государственном секторе уровень качества в городском строительстве повысится. Необходимо модернизировать и СНиП, это нужно делать путем сближения с европейскими стандартами и с учетом климатических условий. Важно взаимодействовать с проектировщиками, которые часто бывают не заинтересованы в новинках. Например, финны построили у нас участок дороги с применением современных технологий. Мы не смогли им заплатить денег по одной простой причине – у нас нет нормативов, по которым мы примем эту дорогу. Наталья Бурковская: Как сегодня формируются цены и какие перспективы нас ожидают? Павел Горячкин, президент Союза инженеров-сметчиков: Все материалы подешевели, но неравномерно. Если смотреть по итогам 10 месяцев, то есть и материалы, которые росли в цене, например, лакокрасочные. Более всего упал в цене цемент. Себестоимость производства ходовой марки цемента – марки 500 – 1850 рублей за тонну. Цена может снижаться на пределах рентабельности, и мы подошли ко дну. В строительстве есть ценообразующие материалы: это металл – он в структуре себестоимости доходит до 6-7 процентов, это немало; это цемент, инертные материалы. Снижение цен на железобетонные конструкции составило от 8 до 18 процентов. Об исправлении ситуации говорить мы можем очень робко. Строительный комплекс из кризиса будет выходить тяжело. Владимир Филиппов: Цементникам еще есть куда падать. Главная проблема – это повышение в два раза тарифов на перевозки. Надо активно начинать работать с железными дорогами. Например, основная составляющая в цене щебня – это цена перевозки. Георгий Вязников, начальник отдела развития и мониторинга строительного комплекса Комитета по строительству Ленинградской области: За период бума некоторые производители стройматериалов заработали сверхприбыли. Вопрос в том, на что тратились эти средства – на инвестиции в производство или на увеселения. Необходимо развивать новые технологии, которые помогут экономить. Проблемы подорожания стройматериалов как таковой нет, есть проблема, что и где строить. Цены растут в пределах инфляции, а также подгоняются ростом цен на транспорт и электроэнергию. Мы с городским Комитетом по строительству сегодня работаем над сводом норм и требований к качеству материалов. Начали развивать сотрудничество с биржей. Александр Макаров: По нашим наблюдениям спад на рынке стройматериалов уже состоялся и сейчас находится в фазе стабилизации. О росте цен говорить пока рано. Сначала должен восстановиться объем строительно-монтажных работ, который загрузит производственные мощности, и лишь затем станет возможным рост цен. На сегодняшнем финансово голодном рынке рост цен на стройматериалы невозможен. Антон Сатурин, генеральный директор ЗАО «A’rsd констракшн»: Мы занимаемся не столько строительными, сколько отделочными материалами. Для нас наиболее важен сегодня вопрос импортозамещения. Дорожает таможня и транспортировка – растут цены на импортные отделочные материалы и они становятся менее востребованы. Постепенно происходит замещение импорта отечественной продукцией. Сегодня наша компания представляет более 160 отечественных и зарубежных заводов-производителей, и мы можем сказать, что наши материалы не уступают по качеству импортным аналогам. Юрий Косточка, заместитель начальника департамента товарного рынка ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург»: С 2007 года мы разрабатываем проект создания биржевого рынка строительных материалов. Как раз на этот год приходится пик повышения цен на строительные материалы. Бирж, торгующих реальным товаром, в России не так много – не более пяти, из них две в Петербурге: это Биржа «Санкт-Петербург» (с 1991 года) и Международная товарно-сырьевая биржа, созданная в прошлом году. Основной номенклатурой биржи сейчас является нефть и нефтепродукты. Озвученные сегодня проблемы довольно непросто решаются с точки зрения биржевой торговли. Сейчас рынок покупателя – покупатель диктует свои цены. Механизм биржевой торговли предполагает аккредитацию участников биржевой торговли, то есть предоставление пакета документов, это отсекает недобросовестные предприятия. Второе – биржа устраняет цепочку посредников, которые, ничего не производя, зарабатывают на перепродаже строительных материалов. На бирже сосредоточена индикация цен на основные виды строительных материалов. Нельзя сказать, что все можно продавать через биржу. Сейчас на бирже «Санкт-Петербург» создан действующий опробованный механизм по реализации товаров строительного направления. Есть, в частности, электронная система. Существует инфраструктура для проведения торговли. Сейчас биржа начинает работу по привлечению клиентов. Пока на бирже аккредитовано шесть организаций, работающих на рынке строительных материалов. Наталья Бурковская: Что конкретно можно продавать через биржу? Юрий Косточка: Цемент, щебень различных марок, песок, строительные гвозди, металл, торговля лесоматериалами – отдельное направление. Этот рынок сейчас только начинает свою деятельность. Если цивилизованно выходить на биржевые торги, то можно контролировать и качество, и поставки. Биржевой механизм создан для того, чтобы регулировать цены. Ccылка по теме: http://asninfo.ru/se/article/25593
|
|