|
То взлет, то падение
В докризисные годы цены на цемент, арматуру и бетон росли постоянно и динамично. Строители стонали, но раскошеливались, так как планов было – громадье. Кризис ударил не только по их амбициям, но и по производителям стройматериалов. Темпы ежемесячного подорожания цемента сдерживались лишь ограничениями ФАС (не более 10%). Пикирующий цемент Годовой прирост стоимости на отечественный цемент до кризиса достигал 100-120%. Из-за столь высоких темпов роста цен с 1 января 2008 года были отменены ввозные пошлины на заграничный цемент. В европейскую часть России хлынул цемент и арматура из Китая, Турции и Сибири, причем отнюдь не самого высокого качества. В сочетании с нагрянувшим мировым финансовым кризисом это привело не просто к снижению, а к обвалу цен, так как резко упал спрос на эту продукцию из-за свертывания строительной активности в стране. Отечественные производители цемента, бетона и арматуры оказались в критической ситуации. По данным Росстата, с января по август 2009 года производство цемента на заводах «Евроцемент груп», считающегося флагманом рынка, снизилось на 13%, у «Сибцемента» – на 34%, а у «Новоросцемента» – на 7%. В целом производство цемента в стране упало по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22,5% (за 8 месяцев было произведено 29,43 млн тонн против 37,97 млн тонн в 2008 году). К тому же сократилась и длительность наиболее «ударного» строительного сезона – до кризиса он длился с апреля до конца октября, а в этом году уложился в период с мая по сентябрь. Бетон городского масштаба Замедление производственной активности на рынке бетона в Петербурге, по данным «Амикрон-консалтинг», началось гораздо раньше, чем в целом по России. Если в среднем по стране сокращение производства по сравнению с 2007 годом началось только в июле 2008 года, то в Петербурге – уже в марте 2008 года. Если сравнивать с 2007 годом, то в I квартале 2009 года рынок производства бетона упал всего на 6%, а во II квартале – уже на 25%. В кризисных условиях петербургские производители стройматериалов стали меньше вывозить свою продукцию в другие регионы. В итоге цены на компоненты для производства бетона снизились, что привело к уменьшению цен на бетон. Согласно данным аналитиков ГК СЗНК, по итогам июля 2009 года емкость рынка товарных бетонов составила 244 тыс. куб. м. Десятка крупнейших производителей занимает 70% рынка и составляет 157 тыс. куб. м. В июле рост рынка относительно июня составил 7%. Прирост объемов поставок десятки крупнейших производителей также составил 7%. Снижение объемов относительно 2008 года не изменилось и составило 46%. В условиях отсутствия новых объектов строительства и замораживания большинства существующих объектов строительства, основными потребителями бетона выступают объекты коммерческой и промышленной недвижимости с иностранным участием, а также госпроекты. К ключевым «бетоноемким» строительным проектам в этом сезоне специалисты ГК СЗНК относят «Балтийскую жемчужину», торговый центр «Стокманн», автомобильные заводы Hyundai, Nissan, морской терминал в Усть-Луге, логистические терминалы в Янино и Всеволожске, нефтеперерабатывающий комплекс в Киришах и другие. В настоящее время наблюдается стабилизация цен на рынке товарных бетонов. За последние месяцы ценовые колебания не превышали 0,7-1%. Среднерыночная цена на самую ходовую марку В25 в июле составляла 2596 рублей за кубический метр без учета доставки. Доля жилого строительства, составлявшая в 2008 году более половины всего рынка бетона, значительно сократилась и уступила место проектам с государственным и иностранным участием. Ccылка по теме: http://asninfo.ru/se/article/25594
|
|