Таблица №1
|
Интервью с президентом ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп Михаилом Скороходом
В российском цементном бизнесе, несмотря на двукратное падение спроса и цен, катастрофы не случилось. Скорее, наоборот, конкурентная среда улучшилась. При этом у отрасли есть скрытые резервы повышения эффективности, а активный лоббизм и поддержка со стороны государства могут добавить ей преимуществ. Вакханалия на российском рынке цемента, достигшая пика в мае прошлого года, когда цена тонны цемента превысила 5000 рублей, Изменилась и конкурентная среда. «Евроцемент груп» стала терять свои монопольные позиции. Если по итогам 2007 года компания занимала почти 40% рынка, то по итогам первого квартала 2009 года доля группы снизилась до 19,6% (Смотрите График №2). Возможно, лидер рынка таким образом дает остальным производителям сигнал: снижайте объемы производства! С середины прошлого года компания на треть уменьшила загрузку своих заводов. А в этом году к ней присоединились и две другие региональные монополии - «Сибирский цемент» в Сибири Они уже не те - Ситуация на цементном рынке сложилась непростая: цены с начала кризиса упали в два раза, на столько же сократились объемы производства… Мы теряем рынок. В прошлом году в Россию было ввезено 7,5 миллиона тонн цемента и еще примерно 700 тысяч тонн клинкера - считайте, тот же самый цемент. Это означает, что мы, российские заводы, не произвели этого объема. Одной из немногих возможностей повысить загрузку мощностей мог бы стать экспорт. Мы смогли экспортировать цемент в Азербайджан и Казахстан. Сейчас для нас открываются другие рынки: Венгрия, Румыния и, может быть, Польша. Это лишний раз доказывает, что стоимость цемента в России стала очень конкурентоспособной даже для продажи на экспорт. - Так, может, это потому, что себестоимость производства цемента у нас низкая, а цены внутри страны вы держите крайне высокими? Себестоимость производства цемента на российских заводах составляет ориентировочно 1500-1700 рублей за тонну, это без налогов и доставки. Эта цена уже за гранью рентабельности большинства цементных заводов. Так вот, конкуренция за рынок происходит уже на этих рубежах. Наша цементная промышленность, как в страшной сказке, в одночасье превратилась из инвестиционно привлекательной в отрасль, которая с трудом генерирует кэш даже для осуществления простого воспроизводства. - Утверждение, что нужно закрыть наш рынок от импорта, честно говоря, сомнительно. Ведь импорт — дополнительный стимул к конкуренции. Если бы не он, «Евроцемент» как доминирующий игрок стал бы завышать цены на рынке, как это уже было однажды. Тогда ответьте мне на вопрос: почему автопром имеет право на льготы, вследствие чего происходит повышение цен на автомобили для потребителей? Автопрому, значит, можно защищать свою убогость, а нам нельзя? - Вы должны объяснить, на чем основан такой прогноз. В России сейчас потребление в два раза ниже производственных мощностей. Конкуренция колоссальная. За каждого крупного покупателя, - Да какое же преимущество, когда у импортеров огромные транспортные затраты?! Года полтора назад мы никак не могли поверить, что цемент, оказывается, можно везти из Приморья в Питер - почти за девять тысяч километров. Это ж какие цены на цемент должны быть, чтобы окупить такую сумасшедшую логистику? Ну да, в определенные моменты был перекос, согласен. Но поток импорта быстро сбил цену. Давайте перевернем ту страницу. И мы уже не те, и ситуация давно не та: рынок падает, цемента в избытке. При этом все российские мощности реанимированы, раскручены на полную катушку. Новые заводы строятся. Так что ответьте себе сами, будет в таких условиях рост цен или нет. - Хорошо, что вы вспомнили про новые цементные заводы. Проектов их строительства было много. Но, если честно, мы до сих пор сомневаемся, что хоть один новый цементный завод будет построен. В ближайшие два года, по нашим оценкам, в нашей стране будет введено девять новых цементных заводов общей производственной мощностью порядка 15 миллионов тонн. Объясню, почему высоко оцениваем вероятность пуска этих девяти заводов. Новое время - новые правила - Шесть лет назад мы, помнится, получили данные, что производственная себестоимость тонны цемента в России составляла порядка 8–12 долларов за тонну. Судя по вашим данным, за это время она выросла до 50 долларов, то есть Если на предприятии вообще ничего не делать - не проводить ремонты, не повышать заработную плату, что называется, выжимать завод, - тогда, наверное, можно получить какую угодно себестоимость. В начале 2000−х на цементных заводах ситуация была как раз такая - выжимали из завода по максимуму. После того как отрасль получила ту самую минимальную стоимость цемента, которая позволила заводам - Расскажите, как вы действуете в условиях кризиса? Как работаете с издержками? В первую очередь мы провели масштабную работу с поставщиками, снизили стоимость поставки сырья, оборудования и запчастей. Максимально задействовали остатки на складах по всем заводам и тем самым стали сокращать оборачиваемость денежных средств по предприятиям. Сейчас мы фактически работаем в режиме поставки быстроизнашиваемых запчастей, что называется, с колес. Это, правда, требует дополнительного выстраивания логистики. Но в этом нам очень серьезно помогает работа с Первой грузовой компанией и другими собственниками подвижного состава. Все перечисленные мероприятия дали нам снижение издержек более чем на 30 процентов. Работа с естественными монополиями ничего, кроме фиксации имевшихся ранее условий, пока не дала. Наша группа потребляет в год более 3,5 миллиарда кубов газа. На сегодня у нас есть пятилетний контракт, заключенный с «Межрегионгазом», который позволяет нам получать газ по расценкам Федеральной энергетической комиссии. Это дает нам существенные преимущества, но не дает возможности снижать издержки за счет этой статьи затрат. Работаем мы также с энергосбытовыми компаниями. Электричество - это еще порядка 25-30 процентов наших затрат. Здесь мы вышли на оптовый рынок. Кроме того, мы провели серьезную работу по оптимизации рабочего времени на наших предприятиях. По ряду специальностей востребованность работников неравномерна в течение всего года, например, в летний период некоторые люди больше задействованы в рабочем процессе, а в зимний период меньше. Мы сделали так, что рабочий стал получать меньшую или большую зарплату в зависимости от времени года, но суммарно в течение года он отрабатывает свое годовое рабочее время и тем самым обеспечивает себе прежний фонд оплаты труда. Нам это дает возможность снижать себестоимость и издержки в зимний период, когда спрос на цемент всегда низкий - Любопытно. И как же вам это удалось? Сегодня самый главный покупатель в России - государство. Основная часть наших поставок в последние годы осуществлялась для госкомпаний, потому что мы прекрасно понимали, что этот сектор экономики при любых обстоятельствах будет кредитоспособным. У нас доля этих поставок превышает 40 процентов. Другим фактором успешной работы стало наше предвидение, что в этом сезоне спрос на тарированный цемент будет гораздо выше, чем на другой ассортимент. - Наверное, ваше падение на пять процентов по сравнению с более сильным падением конкурентов можно объяснить и тем, что в прошлом году многие ваши заводы были закрыты на реконструкцию? В 2008 году мы действительно остановили ряд предприятий для проведения модернизации и реконструкции. В частности, Пикалевский цементный завод был полностью остановлен. Это, может быть, была даже вынужденная остановка, но тем не менее мы и до этого планировали этот завод реконструировать. На целом ряде наших заводов - Катавском, Ульяновском, «Кавказцементе», Белгородском - мы проводим программу замены электрофильтров. Это масштабная программа. Электрофильтр - достаточно сложное устройство. Один такой фильтр стоит порядка - Теперь в Белгороде и Ульяновске Сегодня в Белгороде, где наш завод находится почти в центре города, вы не увидите дыма над трубами. Вот мы говорили про себестоимость, а ведь раньше мы не могли даже подумать об экологических программах, не было средств, чтобы поставить оборудование, которое соответствует хотя бы минимальным экологическим нормативам. Вот цена такой деятельности. На каждой печи стоит как минимум один фильтр. У нас на всех заводах 72 печи. Каждый фильтр обходится примерно в пять миллионов евро. Вот умножайте 72 на пять и получите 360 миллионов евро - почти полмиллиона долларов. - У нас один сотрудник редакции родом из подмосковного Воскресенска, и он очень сильно ругается по поводу местных цементных заводов, принадлежащих французской Lafarge, которая до сих пор не удосужилась установить электрофильтры на все печи или же отключает имеющиеся ради увеличения производительности. Вот Резервы для роста эффективности - И бетоновозы с цементовозами ваши тоже лучше лафаржевских. В свое время «Евроцемент» закупил огромный парк такой спецтехники на шасси Mercedes. Это же крайне дорогие машины. Не транжирство ли это? Вы знаете, Оговорюсь тут, что я не рекламирую «Мерседесы». Я за наш автопром. Но все должны иметь возможность сравнить не только цены, но и потребительскую стоимость российских и импортных машин. Потому что только так можно стимулировать КамАЗ модернизировать производство, использовать новые типы двигателей, ходовые части и так далее. Сделают качественный продукт - с удовольствием будем покупать. Кстати, все прицепы и бетономешалки, устанавливаемые на «Мерседесы», делаются в России - на заводе компании «Бецема» в Красногорске. Покупка импортных аналогов бессмысленна и экономически неоправданна. - Кстати, а что насчет прибыли «Евроцемента»? Даже в самые сладкие годы ее особо не было видно… Структура формирования издержек и центров прибыли в нашей компании открыта и публична. Мы ежемесячно представляем всю информацию о деятельности нашей компании в ФАС: о ценах, инвестициях, издержках (однако найти - И каков размер комиссионных вашей трейдинговой структуры? Себестоимость плюс примерно 1,5-2 процента. - А что там в себестоимости сидит? Огромные бонусы менеджменту и акционерам холдинга? В себестоимости - только зарплата, реклама и маркетинг. Заработная плата всех сотрудников, в первую очередь - Если отпускная цена завода 1700 рублей за тонну, а реальные цены сейчас раза в два выше, то получается, что торговые посредники, в том числе ваши собственные трейдинговые структуры, получают себе 50 процентов от цены тонны цемента? Думаю, что для вас наиболее объективными должны являться цены Московской фондовой биржи (МФБ). На МФБ мы продаем сегодня порядка 10 процентов нашей продукции. Причем ежемесячно мы увеличиваем объемы продаж примерно наполовину. Так вот, данные биржи говорят о следующем. Есть два уровня цен. Есть цена производителей, и есть цена потребления цемента. На сегодня средняя биржевая цена производителей (фактически отпускная цена) цемента составляет ориентировочно 2100 рублей без НДС и без железнодорожного тарифа. А вот цена для покупателя уже составляет ориентировочно 3300-3400 рублей без НДС и без доставки. Разница в 1200–1300 рублей - вот что остается у посредников. Почему так? Без комментариев. Могу только сказать, что тот, кто хотел бы приобрести цемент по цене 2100 рублей без НДС и железнодорожного тарифа, пусть приходит на МФБ, платит брокерскую комиссию или сам напрямую регистрируется, и вперед - покупать самому без посредников. Приложения:
Таблица №1 Цемент оказался наиболее волатильным по ценам из всех базовых стройматериалов
Источник: Ассоциация строителей России
Таблица №2 В то время как крупные холдинги снижают производство и удерживают цены, компании-заводы пытаются заработать на объеме
Источники: данные компаний, INFOLine Ссылка по теме: http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/25/interview_s_chelovecheskim_licom/
|
|