|
Строительному рынку дальше падать некуда
Цены на строительные материалы в обозримом будущем снижаться не будут, а может, даже незначительно вырастут по отдельным позициям. Такие данные обнародовали Ассоциация строителей России и Союз инженеров-сметчиков. По их мнению, рынок достиг дна уже в апреле, когда цены на стройматериалы подешевели за месяц на 2,87-3%. По данным Ассоциации строителей России (АСР), в первом квартале кирпич подешевел на 30,9%, щебень – на 10,4%, товарный бетон – на 11,7%, песок – на 7,7%. Общее снижение цен на строительные материалы, которое началось в начале осени 2008 года, составило к маю 2009 года 16,06%. Хлеб и соль стройки Сильнее всего кризис ударил по поставщикам базовых строительных материалов – кирпича, цемента. Цены на цемент опустились к уровню осени 2006 года: до 2200 рублей за тонну без НДС и транспортных расходов. Импортеры предлагают цемент по цене ниже 60 USD. А еще в январе прошлого года торги цементом на Московской фондовой бирже стартовали с отметки 4 тыс. рублей за тонну. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), объем производства этого строительного материала за два года снизился на 10%. Главная причина снижения производства – падение спроса. Есть два наиболее вероятных варианта развития событий: достижение рынком ценового дна, остановка промышленности и постепенный рост цен или предупредительная остановка 70% производств цемента и создание «искусственного офсайда» (дефицита). Анализируя пикалевскую ситуацию, можно предположить, что в Петербурге и области цементники избрали второй путь. Специалисты корпорации Mirax Group отмечают положительную тенденцию на рынке цемента, впервые с осени прошлого года. Объем торгов цементом на МФБ в мае увеличился вдвое по сравнению с апрельским показателем, а ценовой индекс отделения вырос на 7% и составил 2 365,68. Можно ожидать дальнейшего роста цен. Это связано с активизацией спроса и одновременным увеличением издержек производителей цемента, обусловленным ростом тарифов на газ, электроэнергию, транспортных расходов. Помогут «малоэтажка» и госзаказ Исследования группы компаний СЗНК говорят о том, что падение объемов выпуска бетона в январе-феврале 2009-го по сравнению с аналогичным периодом 2008-го составило 36%. Снижение цен по сравнению с прошлым годом пропорционально сжатию рынка и составило порядка 18%. Специалисты СЗНК уверены, что начало июня характеризуется замедлением темпов падения цен. Если с начала года снижение среднерыночных цен составляло от 5% до 7% ежемесячно, то в строительный сезон ценовые колебания не выходят за пределы 2-3%. На рынке происходит перераспределение долей за счет ухода мелких игроков. Изменяется структура рынка потребления бетона. Спрос сместился из сектора жилого строительства в сегмент крупных инфраструктурных проектов, финансируемых государством. Госзаказ остается основным источником спроса на бетон. Объемы отгрузок нерудных материалов с карьеров Ленобласти в январе сократились на 70%. Спрос на бетон и щебень с начала года упал на 30-50%, но уже к марту наметились первые признаки стабилизации. По данным ОАО «Гранит-Кузнечное», в 2008 году емкость петербургского рынка щебня составляла около 13 млн куб. м. В I квартале 2009 года рынок достиг 1,09 млн куб. м, что на 58% меньше, чем год назад. По прогнозам ОАО «Гранит-Кузнечное», годовой спад может составить до 40%. В I квартале 2009 года продажи компании упали примерно на 50% относительно I квартала 2008 года. Цены на щебень мелких фракций упали на 30-35%, а на щебень крупных фракций на 25-30%. При этом плата за услуги естественных монополий, в том числе железнодорожные тарифы, выросли. Объем петербургского рынка ЖБИ насчитывает порядка 600-650 тыс. куб. м в годовом исчислении. Специалисты ОАО «ПО «Баррикада» считают, что это примерно в 1,5 раза меньше, чем в 2008-м. «Цены упали, и это совершенно очевидно. По некоторым типовым видам продукции, в первую очередь тем, которые выпускаются большинством участников рынка, – считает Ильдар Кутыев, директор по развитию ОАО «ПО «Баррикада». – Совершаются сделки, цена которых близка к себестоимости производства железобетонных изделий. Есть случаи, когда некоторые местные заводы-производители идут на снижение цены только ради получения оборотных средств. Такой путь губителен для промышленности. Дальнейшее понижение цены приведет к разорению производства, банкротству предприятий, закрытию заводов. На наш взгляд, в этом вопросе рынок достиг дна и дальше двигаться уже просто некуда». По данным ООО «СиБ-центр», скидки на продукцию ЖБИ с начала кризиса составили 30-40%, продажи упали почти в 10 раз. «Сегодня рынок достиг дна, мы продаем продукцию уже почти по себестоимости», – комментирует Олег Бурцев, начальник отдела продаж компании «СиБ-центр». По мнению эксперта, сегодня рынок немного оживился, но только за счет старых строек. Активного развития сегмент не получит, пока не возобновятся замороженные стройки. «Емкость рынка керамического кирпича мы оцениваем в 240-250 миллионов штук условного кирпича, что примерно на 40 процентов меньше, чем в 2008 году», – говорит Сергей Бойко, коммерческий директор ОАО «Победа ЛСР». По данным эксперта, падение продаж кирпичного объединения «Победа ЛСР» происходило пропорционально снижению емкости рынка, которая в текущем году сократилась на 30-35%, при этом в сегменте малоэтажного строительства по сравнению с 2008 годом падение продаж наблюдается незначительное. Снижение цен на кирпич российского производства составило 20-25%. Кирпич иностранного производства, ориентированный на малоэтажное строительство, напротив, подорожал. Эксперты ПО «Ленстройматериалы» считают, что рынок силикатного кирпича составляет на сегодня 75,5 млн штук (это 17,5% всего рынка кирпича). По их данным, в условиях финансового кризиса в 2009 году планируется сокращение объемов продаж кирпича на 50%, до 210-220 млн штук условного кирпича. Долг платежом красен В условиях фактически полной остановки строительных площадок многие поставщики столкнулись с проблемой роста дебиторской задолженности, в том числе просроченной, по уже поставленной продукции. Сегодня в этом вопросе наметился положительный сдвиг: теми или иными способами, но клиенты все же расплачиваются вовремя. «За последние месяцы количество наших должников не увеличилось, – говорит Александр Дубодел, директор по маркетингу ОАО «Объединение 45». – Это связано с политикой предприятия, при которой объем отгрузки соответствует объему собранных денежных средств». С ним солидарен Ильдар Кутыев: «Сегодня потребители нашей продукции стараются не наращивать кредиторку и теми или иными способами все же расплачиваются. Хотя, конечно, наряду с денежными формами расчета используются и бартерные схемы». «Думаю, что эта тенденция свойственна рынку в целом, так как совершенно оправданна: если производители сегодня реализуют стройматериалы по себестоимости или ниже, то возможности кредитовать своих потребителей просто не остается», – говорит Василий Кострица. Ссылка по теме: http://asninfo.ru/se/article/15239
|
|