|
Стройматериалы ждут сезона
Как минимизировать последствия кризисных явлений в экономике? Продержится ли позитивный тренд, наметившийся накануне сезона активного строительства? Какими могут быть последствия кризиса для отрасли? Ответить на эти вопросы попытались участники круглого стола «Индустрия стройматериалов накануне активного строительного сезона в условиях кризиса», состоявшегося в информационном центре издательства «Строй-Пресс». Олег Рахмангулов, руководитель отдела розничных продаж ООО «СЗНК»: - В начале 2009 года ситуация с продажами бетона и щебня была действительно крайне тревожной. Мы наблюдали снижение спроса на 30-50%. Спад объемов производства бетона в Санкт-Петербурге в январе-феврале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 36%. В то же время отгрузка нерудных материалов с карьеров Ленобласти уменьшилась на 89%. Когда цены на бетон опустились до среднерыночного значения в 3,1-3,3 тыс. рублей за 1 куб. м, производители цемента заявили, что эта отметка ниже точки рентабельности. Думаю, что цены неизбежно будут подниматься с началом активного строительного сезона вместе с ростом спроса на цемент. В последние недели мы ощущаем определенную стабилизацию и даже рост спроса, хотя падение объемов отгрузки относительно показателей прошлого года сохраняется. По итогам марта совокупный объем производства первой десятки производителей бетона в Санкт-Петербурге составил 143 тыс. куб. м, обозначив рост в 13% по отношению к январю-февралю. Значение небольшое, но все же оно знаменует начало положительного тренда. Нерудных материалов по итогам марта с карьеров Ленобласти было отгружено на 26% (а не на 89%, как в январе) меньше, чем в прошлом году. Падение цен в марте 2009 года относительно ноября 2008 года составило в среднем 15-25%. В целом ситуация далеко не радужная, но есть признаки стабилизации. Мы рассчитываем, что строительный сезон будет стимулировать спрос на стройматериалы. И если говорить об антикризисных мерах, то мне кажется, что они должны быть направлены именно на стимулирование спроса на жилье, то есть на поддержку нашего основного потребителя – строителей. Металлургам, например, предлагали поддержку на уровне госдотаций, но они отказались. Деньги бесполезны в условиях отсутствия спроса. Андрей Бондаренко, заместитель генерального директора ООО «Евраз-Металл Северо-Запад»: - В январе 2008 года среднерыночная цена за 1 тонну арматуры составляла 19,7 тыс. рублей, к августу она выросла на волне спекулятивного толчка до 36,3 тысяч, а в декабре рухнула до 12 тысяч. Спрос на арматуру к ноябрю 2008 года в целом по России упал примерно в 3,5 раза. Для примера: среднемесячный объем отгрузок ХК «Евразхолдинг» составлял до кризиса 150 тыс. тонн, сейчас зафиксировался на уровне примерно в 50 тыс. тонн. В целом по России спад объемов производства металлопродукции для нужд стройиндустрии, по данным нашей компании, составляет сегодня порядка 30%. Но 66% из оставшихся 70% – это заготовки, идущие на экспорт. Так что поставки на внутренний рынок сократились существенно. В феврале был отмечен небольшой рост цен на металлопродукцию. Мы объясняем его ростом доллара, а также отчасти тем, что у заказчиков заканчиваются запасы арматуры на складах. Насколько мне известно, с октября по декабрь прошлого года практически никто складов не пополнял, и имевшее место затаривание постепенно было ликвидировано. Прогноз по рынку металла на этот год будут определять по крайне мере три фактора. Первый, достаточно слабый, – рост потребления во время активного строительного сезона; однако дефицит, проявлявшийся летом в последние годы, в этом году явно не предвидится. Второй – инфляционные процессы, разница в курсе валют. И третий – это изменение конъюнктуры внешнего рынка. Согласен с коллегой, что ожидать каких-либо изменений к лучшему до тех пор, пока не нормализуется макроэкономическая ситуация, пока не будет обеспечен платежеспособный спрос на объекты строительства, не приходится. Сейчас многие аналитики полагают, что из-за сокращения спроса до 40-50% поставщиков металлопроката и арматуры могут не пережить кризиса. Михаил Бизяев, исполнительный директор ЗАО «Метробетон»: - Производители товарного бетона раньше многих других участников рынка стройматериалов почувствовали влияние кризиса. До сентября 2008 года производство оставалось достаточно стабильным. Но уже в октябре начался серьезный спад спроса на продукцию. К концу 2008 года падение объемов производства составило 28%, а по итогам I квартала 2009 года – 38%. На мой взгляд, ситуация, складывающаяся на протяжении трех последних месяцев, является катастрофической и чревата тяжелыми последствиями. Поясню на примере. Один из бетоноузлов нашей компании находится в Приморском районе. В зоне его сбыта расположено 40 объектов строительства, из которых формально не «заморожено» 25. Однако на 17 из них происходит, по сути, лишь имитация строительных работ. На самом деле продолжают активно строиться только восемь объектов. И на эти восемь объектов претендует порядка 13 бетоноузлов разных компаний, расположенных в зоне оперативной доставки, которые, чтобы получить заказ, «загоняют» друг друга демпингом. На мой взгляд, по-настоящему качественный бетон не может производиться по сегодняшним «сбитым» рыночным ценам. А ведь необходимо помнить, что от качества бетона зависит долговечность конструкций зданий и сооружений. Кроме того, фактически не ведется мониторинг качества. Если еще 3 года назад производителей бетона всесторонне контролировали, то сегодня по закону государство не обязано этого делать. Производитель, по сути, отвечает за качество продукции только до момента отгрузки. Дальнейшее – не его проблема. Госэкспертиза объекта фиксирует лишь то, что на момент сдачи конструктив в норме. Что произойдет с ним через несколько лет, не начнутся ли процессы выщелачивания, коррозии арматуры, которые могут привести к катастрофическим последствиям, – никто не знает. В результате сроки эксплуатации зданий и сооружений, построенных в период кризиса, могут резко сократиться. Тем более неадекватны заявления некоторых аналитиков и властей о том, что в результате кризиса следует ожидать инновационного подъема. Те компании, которые доживут до светлого будущего, не имеют ни малейшей возможности для модернизации производства и внедрения новых технологий. Закупка оборудования подавляющим большинством предприятий российской промышленности, которая до сих пор осуществлялись в странах ЕС, стала практически невозможна в условиях падения спроса на их продукцию (оплачиваемую в рублях), с одной стороны, и роста курса евро по отношению к рублю – с другой. Между тем, в нормальной экономике капитальные вложения в постоянную модернизацию производства составляют порядка 30% прибыли, а в России – 4-5%. Новые же проекты в области создания крупных производств во всем мире осуществляются за счет заемных средств, а не из собственной прибыли. При сегодняшних процентных ставках по кредитам развивать новые производства в России совершенно не рентабельно. Ставки банковских кредитов стали запретительными. В отличие от крупных компаний, мы не можем размещать свои акции на Лондонской бирже – мы ориентированы на внутренний, локальный рынок, наши акции там никому не интересны. Игорь Шикалов, начальник методического отдела Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга: - Если не ставить задачу прямо сегодня строить 1 кв. м жилья на одного человека в год, то нужно признать, что и сейчас дефицита стройматериалов на рынке практически нет. Мы задались этим вопросом еще на пике роста строительства, когда губернатор запросила Комитет по строительству, достаточен ли запас обеспеченности стройматериалами. Проблема не собственно в стройматериалах, а в вопросах доставки, времени и цены. Поэтому мы разрабатывали нашу Программу развития производства стройматериалов совместно с коллегами из правительства Ленинградской области. И точно так же мы будем работать с другими регионами СЗФО. Основные сырьевые ресурсы для производства стройматериалов добываются не в Санкт-Петербурге. К примеру, щебень добывается на Карельском перешейке, а дороги, по которым его везут, не ремонтировались с финских времен. Если учесть тот факт, что в 2007-2008 годах многие потоки сырьевых ресурсов были перенаправлены в Москву, то можно догадаться, чем объясняется кажущийся необоснованным рост цен в последующий период. Программа развития производства строительных материалов, разработанная Комитетом по строительству Санкт-Петербурга, будет рассмотрена городским правительством ориентировочно в мае. Документ не предусматривает каких-то предписаний по созданию новых предприятий или выделения бюджетных средств на эти нужды. Его основная задача – систематизировать информацию, поступающую в ходе мониторинга рынка, выявить основные тенденции, создать объективную систему прогнозирования потребностей в тех или иных материалах и предоставить эту информацию игрокам. Документ готовился совместно с Комитетом по строительству Ленинградской области, поскольку рынок производства стройматериалов Петербурга тесно связан областным. Сырьевые ресурсы также производятся в значительной мере на территории этого региона. Это требует взаимодействия на межрегиональном уровне, в том числе и с другими регионами СЗФО. Такие вопросы, как логистика, должны решаться в комплексе. Программа разрабатывалась на протяжении нескольких лет в контакте с рядом компаний отрасли стройматериалов. В то же время сотрудничество комитета с представителями стройкомплекса в целом оставляет желать лучшего. После ликвидации централизованного государственного контроля и передачи руководства отраслью Минрегиону РФ строительный комплекс лишился основы основ информационно-аналитической базы – объективной статистики. Из министерских данных, к примеру, нельзя вычленить даже объемы производства конкретных нерудных материалов. А данные Петростата имеют недопустимые с точки зрения профессионала погрешности. В последний раз мы имели более-менее подробную информационную базу в январе 2005 года. Мы готовы принять информацию из любого источника, обобщить ее и предоставить вам же – прессе, коллегам, бизнесу. Мониторинг рынка – это важнейший аспект программы и это то направление, на котором мы планируем сосредоточиться в соответствии с акцентами, расставленными новым главой комитета Вячеславом Семененко. Цифры по объемам производства и ценам на продукцию и другим актуальным вопросам отрасли будут аккумулироваться на базе методотдела. Я думаю, что на сегодняшний день мало кто из представителей компаний обладает полной картиной по отрасли, к примеру, по итогам I квартала 2009 года. Иногда представители компаний делятся с нами данными, отвечают на наши запросы, но их сведения порой недостаточно точны. А ведь объективная информация нужна не только властям, а всем участникам рынка. Мы взаимодействуем в течение нескольких лет с Октябрьской ЖД. Полагаю, что их данные наиболее объективны, потому что основные потоки идут по железной дороге. Так, в 2007 году поставки цемента по железной дороге составили 460 тыс. тонн, в первом полугодии 2008 года – 570 тыс. тонн, во втором полугодии – 630 тыс. тонн. За I квартал 2009 года поставки составили только 115 тыс. тонн. Можно резонно предположить, что объем производства цемента упал в три раза. Что касается изделий из цемента, то в 2007 году поставки составляли 182 тыс. куб. м, в первом полугодии 2008 года – 102 тысячи, во втором полугодии – 153 и в I квартале 2009 года – 19,3. Как видите, падение идет в разы. Примерно такая же пропорция по кирпичу. Мы сверяли наши данные с коллегами из областного правительства, цифры у нас примерно одинаковы: за период кризиса спрос и, соответственно, объемы производства базовых стройматериалов сократились в три-четыре раза. Павел Цыпляков, генеральный директор ООО «Форест» (Ассоциация по сносу зданий): - Единственной причиной снижения объемов вторичной переработки строительных материалов в настоящий момент является нехватка сырья в результате сокращения объемов демонтажа зданий. Кризис сказался на нас в меньшей степени, чем на других участниках рынка. Сегодня в целях экономии многие организации стремятся заменять первичные материалы вторичными, поэтому наши склады пусты. Для того чтобы пополнить запас сырья предприятия, занятые на производстве вторичных стройматериалов, зачастую готовы забирать его у строителей бесплатно, а также существенно снизили цены на демонтаж, объемы которого по Петербургу близки к нулевой отметке. Это увеличивает затраты на производство вторичного щебня, но пока рынок реагирует на это нормально. Тем не менее многие организации вывозят строительные отходы за город, где необходимо либо платить за утилизацию, либо идти на несанкционированные действия. Мы предлагаем на рынке линейку продукции, которая помогла бы сэкономить на строительстве муниципальных дорог, объектов инфраструктуры, в коттеждном строительстве. Такие материалы широко применяются в Европе, у нас же их распространению зачастую препятствуют устаревшие нормативы строительства и проектирования. В то же время Ассоциация рециклинга активно пытается продвигать проекты вторичного производства стройматериалов. В частности, обсуждается возможность создания сети перехватывающих площадок для переработки кирпича и ЖБИ на выезде из города. В Москве уже давно запрещен вывоз непереработанного железобетона за кольцевую. Это ведь еще вопрос экологии. В странах Европы предприятия рециклинга получают государственные дотации. Хорошо бы и нам дожить до такого, но пока мы будем создавать такие площадки за собственный счет. Ccылка по теме: http://asninfo.ru/se/article/14206
|
|