Реклама

Рынок кирпича Украины: спрос - вниз, цены - вверх

Дата публикации: 22.04.2009 Количество просмотров: 820

Для производителей кирпича настали сложные времена. В связи с остановкой многих строек значительно упал спрос на этот стройматериал. Однако ценовая политика диаметрально противоположна: в то время, как многие производители вынуждены снижать цены, некоторые, наоборот, повышают их, ссылаясь на подорожание газа. Многие украинские заводы по производству кирпича, остановившие свое производство зимой, так и не запустили свои мощности весной либо запустили не на полную силу. По наблюдениям заместителя директора МКТ-7 Светланы Бабенко, только сейчас после зимней остановки начинают запускать производство такие крупные игроки рынка, как ЗАО «Роздольский керамический завод» во Львовской области (ТМ «Евротон»), ЗАО «Слобожанська Будівельна Кераміка», ООО «Керамикбудсервис» в Ивано-Франковской области. Но вести речь о прежних мощностях не приходится. Некоторые эксперты даже высказывают предположение о том, что часть более слабых игроков рынка так и не запустит свои мощности в текущем сезоне. А учитывая, что остановки производства и простои завода чреваты большими технологическими проблемами, появились даже предположения о том, что часть производителей уйдет с рынка на неопределенное время.

Например, технический директор ООО «Украинские строительные материалы и изделия» Мира Маршак считает, что возврат к прежним объемам производства кирпича и его потребления будут возможны в лучшем случае через 2-3 года. «Большие стройки практически остановились, то же можно сказать и о частном домострое, который никогда не занимал большого удельного веса в общем объеме строительства. Если раньше достаточно много частных домов строилось на деньги заробитчан в Западной Украине, то сегодня ситуация изменилась. Люди потеряли прежние заграничные заработки, строить не за что», - объясняет эксперт. Поэтому на складах заводов-производителей успели накопиться порядочные запасы кирпича – по 20-22 млн. шт. Покупать его в прежних объемах некому, производители остро ощущают дефицит потребления. «Спрос по сравнению с прошлыми периодами упал на 50-60%, так что этот год обещает быть тяжелым. Еще в марте-апреле 2008 г. ситуация была хорошая, но уже в мае спрос на кирпич упал достаточно сильно и рынок стал очень вялым, летом стройки практически остановились», - вспоминает Светлана Бабенко. Заводов, которые не так сильно ощутили на себе последствия кризиса, - немного. Так, Сергей Демченко, начальник отдела маркетинга, продаж и логистики сумской компании «Керамейя», производящей клинкерный кирпич, уверяет, что созданный в 2007 г. и запущенный в мае 2008 г. завод и сейчас работает на полную мощность, расчитана которая на 30 млн. шт. кирпичей в год. Одновременно идет подготовка к запуску линии клинкерной брусчатки. По прогнозам Сергея Демченко, по прогнозам доля клинкера в рынке облицовочного кирпича скоро составит порядка 15%. Это объясняется тем, что клинкерный кирпич является более качественным, нежели рядовой, цена украинского продукта в 2-4 раза ниже импортных аналогов, а его потребители, преимущественно люди достаточно состоятельные, менее других пострадали от кризиса.

Среди основных тенденций рынка руководитель департамента маркетинга ООО «Альтком-Керам» Наталья Атамась отмечает рост доли клинкерного кирпича, которая сегодня составляет порядка 15-18%. При этом обычный рядовой и облицовочный кирпич украинского производства занимает примерно 60% рынка по оценкам эксперта. И доля украинского продукта постоянно увеличивается. Скорее всего, даже кризис не сможет отменить эту тенденцию, хотя и существенно помешает отследить ее точное развитие. На сегодня, по данным госпожи Атамась, объемы рынка стройматериалов, в т. ч. кирпича, упали на 30%. И хотя в последние недели наблюдает некоторое увеличение оборотов, об объемах прошлых годов говорить не приходится. Скопившуюся на складах продукцию производители пытаются продавать, переориентировавшись на розничного потребителя. По оценкам Натальи Атамась, сегодня 70-80% потребления кирпича составляет частное коттеджное строительство, которое по объемам не сравнимо со стройками жилых комплексов и коттеджных городков. По словам эксперта, у дорогого кирпича, которым преимущественно является импортный, емкость рынка небольшая, и рассчитан на коттеджи более высокого уровня. Большинство же частных застройщиков использует украинский керамический или клинкерный кирпич. Разброс цен достаточно широк, как и ассортимент продукции. Самый дешевый рядовой украинский кирпич марки 100 обойдется сегодня около 1 грн./шт. (в зависимости от производителя, продавца и места покупки), керамический лицевой 2,5-3,5 грн./шт., клинкерный – 4-5 грн. Импортный польский или немецкий клинкер стоит в два раза дороже отечественного.

Такие цены на кирпич ситуативны, производители и эксперты не сходятся в оценке динамики стоимости кирпича на украинском рынке. Одни ссылаются на подорожание газа и говорят о состоявшемся повышении цен. «Кирпич подорожал пропорционально подорожанию газа. Думаю, на 20-30%. Например, если рядовой кирпич стоил 880 грн. за 1 тыс., то сейчас 1000-1100 грн. Если газ подешевеет, как обещает правительство, то и на кирпич цены снизятся, а пока никто не будет работать себе в убыток. Скорее, завод остановится и будет стоять, если цена продажи кирпича не будет окупать себестоимость», - считает М. Маршак. Другие эксперты признают, что из-за скопившихся запасов на складах, существенного снижения спроса и прочих экономических невзгод производители вынуждены снижать цены, чтобы выжить. «В условиях дефицитного рынка производители систематически повышали цены, что зачастую было обусловлено исключительно повышенным спросом. Сегодня же вследствие сокращения спроса, появления значительной кредиторской задолженности и остановки производства все отечественные производители фасадного кирпича пытаются стимулировать продажи, опуская цены», - признает господин Демченко. Слухи о повышении цены некоторыми производителями он считает неоправданными. «Многие производители не рискуют поднимать цену, поэтому вынуждены идти на снижение рентабельности, что в сегодняшних условиях означает лишь незначительное покрытие себестоимости. За последние месяцы цены снизились порядка на 15%», - оценивает ситуацию Наталья Атамась.

Ссылка по теме: http://www.ugmk.info/art/1240305207/0.html




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
17792
Участников online
15
Подписано
15339
Объявлений
1357
Компаний
5536
Новостей
13974
Форумов
24
Тем форумов
19264
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
585

Подписка




Политика конфиденциальности