В 2009 году спрос на кровельные материалы сократится по сравнению с прошлым годом на 30-50%. В результате резко вырастет конкуренция между крупными производителями. Эксперты прогнозируют, что более востребованными будут покрытия отечественного производства, которые не уступают по качеству импортным, но стоят значительно дешевле. Последние годы рынок кровельных материалов развивался бурными темпами. Ведущие операторы и производители наращивали объемы поставок, а «молодые» фирмы строили амбициозные планы на будущее. Однако грянул кризис и ситуация полярно изменилась. Объемы строительства упали, а с ними – и объемы продаж стройматериалов.
«Если ежегодный прирост рынка кровельных материалов на протяжении последних трех лет составлял 25-30%, то в 2009 году будет наблюдаться тенденция снижения объемов кровельного рынка приблизительно на 30%», - считает Татьяна Лупий, специалист по маркетингу «Фастеха» (производство профнастила и металлочерепицы), входящего в холдинговую компанию «Укрстальконструкция». А некоторые участники рынка настроены еще более пессимистично. В частности, Борис Кукайло, начальник отдела продаж ООО «Арсенал-Центр» (производство металлочерепицы и профнастила) уверен, что рынок металлических кровель в 2009 г. уменьшится по сравнению с 2008-м не менее чем в 2 раза. По мнению Татьяны Лупий, в 2009 году следует ожидать роста цен, что, в первую очередь, связано с девальвацией гривны. Накаляет атмосферу и антикризисный закон, принятый ВР, облагающий 13%-й госпошлиной импортные товары, ввозимые в Украину. Поэтому операторы прогнозируют рост доли кровельных материалов отечественного производства – менее дорогостоящих и практически не уступающих в качестве зарубежным аналогам.
Относительно ассортимента продукции, эксперты считают, что в 2009 году будет расширяться сегмент материалов для скатных крыш, используемых для частной застройки (дачи, коттеджи, виллы и т.п.), тогда как доля материалов для плоских кровель (капитальное строительство) будет уменьшаться. «В ближайшей перспективе основными покупателями станут частные заказчики, – уверен Борис Кукайло, – которые в условиях падения цен на землю, отечественные стройматериалы и стоимость работ займутся строительством новых частных домов и ремонтом старых (утепление стен минеральной ватой и заменой кровли)». По мнению экспертов, исходя из рыночной ситуации, в этом году основной спрос будет направлен шифер (асбестоцементные листы), который является бюджетным материалом. Причина тому – низкая цена. Не отпугнут потребителя и такие недостатки шифера, как хрупкость, значительный вес, неэстетичность, экологическая проблематичность и неудобство монтажа. Причем эксперты прогнозируют, что в период кризиса некоторые застройщики будут вынужденно прибегнуть к шиферному покрытию. Однако неизбежный в дальнейшем ремонт или замена такой кровли на новую, из более современного материала может привести к значительному удорожанию проекта.
К эконом-варианту также относятся оцинкованная сталь и еврошифер (изготовлен из целлюлозно-картонных волокон, стекла или полимерных холстов). К категории еврошифера относят экструзионные полимерные листы (прозрачные и полупрозрачные). Среднеценовой сегмент представляет мягкая битумная черепица – штучный материал, объединивший свойства керамической черепицы, деревянного гонта (фактура, внешний вид) и рулонных кровельных материалов (пластичность, высокая клеящая способность). До середины 2008 года этот вид кровельных материалов был наиболее востребован и занимал 70% сегмента. Сейчас ситуация несколько иная, ведь битумная черепица – прерогатива импорта (97% рынка). Сегодня распродаются запасы, а импортные поставки практически заморожены.
В частном домостроении, на которое в период кризиса кровельщики возлагают надежды, лидирует металлочерепица, закрепившаяся в среднеценовом, а также премиальном также сегменте (инновационные виды). В топ-3 украинских производителей профилированных кровельных материалов входит ПГ «Арсенал» (ООО «Арсенал-Центр» г. Киев и ООО «Арсенал» г. Одесса), компания «ТПК» (г. Яворов, Львовской области), «Руукки Украина» (г. Киев). Их совокупная доля, по оценке ПГ «Арсенал», составляет 60% рынка. Сергей Бойко, менеджер отдела кровельных материалов сети «Эпицентр» (г. Киев), уверен, что в условиях кризиса покупатели более тщательно подходят к вопросу качества. Этим, по его мнению, и продиктован рост спроса на металлочерепицу: «Потребитель предпочитает надежность и долговечность и готов за это платить больше».
Согласно прогнозам, если до конца зимне-весеннего периода-2009 (майских праздников) гривна останется более-менее стабильной, то цены на профнастил и металлочерепицу смогут сохраняться в пределах 65-75 грн./кв.м. «Слишком низкая цена на кровельную продукцию должна настораживать застройщиков, поскольку дешевое хорошим не бывает», – констатирует Б.Кукайло. Исходя из особенностей рынка материалов для кровли, можно предположить, что разные операторы в неодинаковой степени ощутят влияние кризиса. По мнению Т.Лупий, первыми пострадают мелкие производители, которые не могут обеспечить складские запасы сырья в полном объеме, что существенно влияет на цену готовой продукции. Больше шансов выжить, считает менеджер «Фастеха», имеют крупные производители с большими производственными мощностями и разветвленной дилерской сетью.
Для того, чтобы устоять в условиях кризиса, отечественные производители прибегают к различным инструментам конкурентной борьбы. Это отпускная цена, распродажи, акции, скидки. А, кроме того – качество товара. Так, по словам специалиста ПГ «Арсенал» Александра Чернова, в мае 2009 года ПГ «Арсенал» предложит украинскому рынку новинку – материал «Сан Кул» (алюмооцинкованную сталь с покрытием на основе поливинилденфторида (PVDF) со специальными добавками, отражающие инфракрасные лучи и стойкие к нагреву). А компания «Фастех» для ослабления прессинга кризисного периода, оптимизирует цены за счет полноценных складских запасов, а также организовывает специальные акции для дилеров и потребителей.
Ссылка по теме: http://www.ugmk.info/art/1236698725/0.html