Дата публикации: 22.12.2008 |
Количество просмотров: 604
|
При строительстве и капитальном ремонте железных дорог в несущих слоях нижнего строения пути можно эффективно применять техногенные отходы котельных – золу и шлак. Песчано-гравийные смеси, которые являются основой для изготовления бетона, добываются при разработке естественных месторождений, которая, в свою очередь, нарушает естественные ландшафты и истощает невозобновляемые ресурсы. Учёные Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) предлагают использовать в строительстве техногенные отходы. Как сообщила доцент кафедры «Основания и фундаменты» ПГУПСа Вера Алпысова, такой подход перспективен прежде всего с точки зрения экологичности производства и ресурсосбережения. Он позволяет, с одной стороны, сократить объёмы разработки природных месторождений, с другой – восстановить территории, занятые сейчас золой и шлаком. Их можно будет пустить под строительство новых объектов или озеленение.
Проведённые учёными ПГУПСа исследования показали, что использовать в качестве «стройматериалов» можно отходы котельных, работающих на горючих сланцах. Причём предварительной обработки этих отходов не требуется. Это топливо широко используется в Северо-Западном регионе нашей страны для обогрева жилых домов и производственных помещений. Оно состоит из органики, глинистых частиц и углекислого кальция. Поэтому после его сгорания остаются небольшие (до 2 мм) гранулы стекла, обожжённой глины, кварца, кальцита и других материалов. Данные минералы и соединения экологически безопасны, широко распространены в природе, содержатся в почве. Их естественная влажность близка к глинистому грунту, поэтому они водоупорны. Пробы показали, что содержание тяжёлых металлов в образующихся при сгорании сланцев отходах значительно ниже предельно допустимых их концентраций для почвы.
По словам Веры Алпысовой, обобщённый анализ результатов исследования физико-механических свойств данного вещества позволяет рекомендовать его к использованию в качестве строительных материалов для рекультивации открытых горных выработок. С его помощью можно восстанавливать нарушенные ландшафты. Кроме того, золу и шлак горючих сланцев эффективно применять в качестве нижних несущих слоёв земляного полотна автомобильных и железных дорог, а также как исходный материал для производства лёгкого бетона. А вот использовать эти отходы в качестве верхних фильтрующих слоёв земляного полотна дорог и для засыпки фундаментов на глубину промерзания грунтов нельзя, поскольку они плохо пропускают воду.
Ccылка по теме: http://gudok.ru:80/index.php/66559