Реклама

Есть ли на Каме "речная мафия"?

Дата публикации: 07.11.2008 Количество просмотров: 1021

В одном из прошлых номеров «Д» уже писал о неоднозначной ситуации, сложившейся вокруг использования федеральных средств при реконструкции набережной Ижевского водохранилища. Порядка 50 млн руб. - на такую, по некоторым оценкам, сумму были завышены в первоначальной смете проекта реальные затраты при проведении этих работ. Однако есть основания полагать, что примененный в Ижевске способ «освоения» федеральных средств оказался даже не особенно оригинальным. Примерно такая же схема на территории Удмуртии и соседних регионов применяется при проведении дноуглубительных работ на Каме, где также сложился своеобразный бизнес с использованием бюджетных средств, выделяемых по федеральным программам.

Напомним, что при проведении работ по расширению набережной в Ижевске власти Удмуртии и близкая к ним строительная организация ФГУП «УССТ-6» вместо песчано-гравийной смеси, которая по проекту должна была приобретаться в карьере в 40 км от места работ, использовали песчано-илистые грунты, образовавшиеся в результате работы земснаряда по углублению Ижевского пруда. Вместе с другими отступлениями от утвержденного проекта это должно было, по словам Ильдуса Юсупова, исполнявшего обязанности руководителя Камского бассейнового водного управления (БВУ), который в ходе инспекции вскрыл эти факты, дать удешевление на сумму, по крайней мере, порядка 50 млн рублей. Однако на объеме выделяемых бюджетом средств эти изменения никак не отразились, и лишь после поднятой Ильдусом Юсуповым тревоги были произведены изменения в официальной сметной документации.

Другими словами, за счет ресурсов, образовавшихся в ходе федеральной инвестиционной адресной программы «Очистка ложа Ижевского водохранилища», «экономились» средства, осваиваемые подрядчиком на реконструкции набережной. Куда шла разница от данной экономии - это, думается, должны выяснить правоохранительные органы. Между тем аналогичная практика бизнеса с фактическим использованием средств федерального бюджета была обнаружена Ильдусом Юсуповым и при анализе ситуации с дноуглубительными работами на реке Каме. Как и в случае с очисткой Ижевского пруда и реконструкцией ижевской набережной, для обеспечения успешного судоходства по Каме существуют федеральные адресные инвестиционные программы. Суть работ, финансируемых по этим программам, состоит в следующем: специально оборудованные суда, двигаясь по фарватеру, чистят и углубляют судоходный путь. Со дна поднимают грунты, которые, чтобы не изменять сложившийся облик (морфометрию) водного объекта, следует опускать на дно реки в другое место. Однако фактически за счет бюджетных средств со дна реки поднимается важный строительный материал – песчано-гравийная смесь (ПГС), который легко можно реализовать в коммерческих целях.

В распоряжении редакции «Д» имеются копии писем за подписью и.о. руководителя Камского БВУ И.А. Юсупова, направленных в начале августа текущего года в целый ряд правоохранительных структур на территории Удмуртии – в Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по УР, Управление по налоговым преступлениям и Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД России по УР. В этих письмах дается описание сложившейся на реке системы ведения бизнеса с использованием государственных средств и указание на наличие целого сообщества, которое заинтересовано в сохранении этой системы. В частности, в указанных документах говорится: «17 июля 2008 г. Камским БВУ было произведено обследование акватории Нижнекамского водохранилища.

В рамках обследования был проведен анализ работ Нижнекамского района судоходных путей и судоходства – филиала ФГУ «Камводпуть»… по проведению дноуглубительных работ для обеспечения судоходства…» Согласно приведенным в письме данным, в районе г. Сарапула глубины после работ, проведенных филиалом ФГУ «Камводпуть» в июне 2008 г., стали достигать 5,5 м, что значительно больше как максимальной, так и минимальной глубин судового хода, официально регламентированных для Нижнекамского водохранилища. Кроме того, проверка показала, что еще на одном участке водного объекта работы проводились… вообще за пределами судового хода. Спрашивается, для чего тратить бюджетные средства на углубление реки сверх требуемого для судоходства или даже вне пределов водных путей? Убедительный ответ содержится в тех же письмах Ильдуса Юсупова. 

«В процессе проведения дноуглубительных работ филиал ФГУ «Камводпуть» поднимает со дна НСМ (нерудные строительные материалы. – Ред.), именуя их «грунты», - говорится в письме. - В дальнейшем эти грунты доставляются самоходными шаландами к берегу, где выгружаются в воду за пределами судового хода. Эти грунты филиалом ФГУ «Камводпуть» реализуются коммерческим организациям. Коммерческие организации при помощи арендованных или собственных плавучих кранов или иных средств поднимают грунты со дна и складируют на берегу в пределах прибрежной защитной полосы водохранилища, что запрещено ч.17 ст.65 Водного кодекса РФ, и с берега реализуют их уже как ПГС, хотя никакой обработке они не подвергаются. Проведение работ по содержанию водных путей Российской Федерации финансируется из федерального бюджета. Добытые при производстве указанных работ НСМ, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость, реализуются по ценам ниже рыночных коммерческим организациям… Считаем, что под видом проведения работ по содержанию внутренних водных путей РФ происходит разграбление природных ресурсов, наносится существенный вред водным объектам».

В качестве примера своеобразной коммерческой практики ФГУ «Камводпуть» к письму Юсупова прилагалась копия договора этой организации с сарапульской фирмой ЗАО «ВЕСТ», датированного 17 марта 2008 г. Согласно этому договору, подписанному со стороны государственного учреждения его руководителем Сергеем Костыревым, «Камводпуть» обязуется поставить ЗАО «ВЕСТ» 20 тыс. куб. метров грунтов, извлеченных в процессе дноуглубительных работ на водных путях. Указана и цена реализации – 79,72 руб. за куб. метр с НДС. Ради любопытства я заглянул на интернет-сайты компаний, торгующих строительными материалами. Оптовая цена песчано-гравийной смеси фиксировалась на них в диапазоне от 400 до 900 руб. за куб. метр. Понятно, что даже с учетом фактора транспортных и прочих расходов разница рыночной цены с той, что фигурирует в договоре «Камводпути», выглядит весьма серьезной. И что реализация добываемой на бюджетные средства государственным учреждением ПГС по абсолютно демпинговым ценам создает ситуацию, прямо указывающую на коррумпированность и бизнес за государственный счет.

Однако в ответ на свои обращения и.о. руководителя Камского БВУ получил от правоохранительных органов Удмуртии отписки. Так, на письмо, направленное в Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по УР, пришел ответ из удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры. В этом письме советник юстиции О.Л. Богатырева сообщила, что нарушений… водного законодательства в деятельности ФГУ «Камводпуть» и ЗАО «ВЕСТ» не обнаружено. И что ФГУ «Камводпуть» в соответствии со своим уставом имеет право реализовывать грунты, образующиеся в процессе проведения путевых работ. На приведенные в письме Юсупова факты, указывающие на нецелевое использование ФГУ «Камводпуть» бюджетных средств и возможный коррупционный сговор, реакции от следственного управления и прокуратуры вообще не последовало.

Конечно, если вокруг дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов на Каме действительно сложилось криминальное сообщество, работающее с многомиллионными оборотами, – расследование этой ситуации не может ограничиться формальными запросами уставных документов и разрешительной документации. Другое дело – нужно ли это руководству Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Удмуртской Республике? Тем более что в отношении слишком беспокойного начальника Камского БВУ, досаждающего властям Удмуртии то в связи с допущенными ими нарушениями при реконструкции набережной Ижевского пруда, то в связи с тем, как ведутся путевые работы в районе Сарапула, уже на тот момент, видимо, созрело политическое решение…

Не следует забывать, что сарапульская элитная группировка во главе с бывшим депутатом Госсовета УР, ныне главой городского отделения Пенсионного фонда и членом совета директоров ОАО «Сарапульский КХП» Михаилом Малюком обладает серьезным лоббистским потенциалом в республике и связями (включая родственные) в республиканской правоохранительной системе. И что бизнес-клан близкого к семье президента Удмуртии депутата Госсовета Дениса Агашина в сентябре этого года, приобретя через ООО «Удмуртский промышленный холдинг» пакет акций ОАО «Речной порт Сарапул», тем самым также пришел в бизнес, связанный с добычей строительных ископаемых со дна Камы. Неудивительно, что 3 сентября отписку на запрос Ильдуса Юсупова с отказом возбуждать уголовное дело направляет республиканский ОБЭП, 18 сентября 2008 года - удмуртская прокуратура, и в тот же день, 18 сентября, исполняющему обязанности руководителя Камского БВУ предъявляют явно надуманное обвинение в мошенничестве, а на следующий день отстраняют от должности. То, что, по словам адвоката Юсупова, уже сегодня очевидна сфабрикованность этого дела и его полная бесперспективность – вопрос другой. Важнее, возможно, оказалось устранить слишком ретивого чиновника, попытавшегося выяснить, есть ли «речная мафия» на Каме?

Ссылка по теме: http://www.dayudm.ru/lenta.php?id=23367

 




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
17765
Участников online
15
Подписано
15312
Объявлений
1357
Компаний
5536
Новостей
13974
Форумов
24
Тем форумов
19258
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
585

Подписка




Политика конфиденциальности