|
Интервью с президентом Ассоциации строителей России Николаем Кошманом
Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман в интервью ChinaPRO рассказал о сотрудничестве России и Китая в сфере строительства. - На прошлой неделе вы вернулись из Китая, где были с рабочим визитом? Каковы результаты поездки? Говорить о результатах пока рано, была проделана большая работа по подготовке Третьего Российско-Китайского экономического форума. Он пройдет 28 октября 2008 года в Москве. Мы рассчитываем, что конкретные документы появятся именно в Москве. Пока есть договоренности о подписании Соглашений о сотрудничестве с Ассоциацией строителей Китая по различным направлениям: по вопросам финансирования и структуры обеспечения реализации проектов строительства на территории России, по предмету поставок оборудования, материалов и строительной техники, лизингу.
- Как давно начали сотрудничать с Ассоциацией строителей Китая?
Около двух лет назад, но должен подчеркнуть, что Россию и Китай связывает давняя дружба в сфере строительства. Советский Союз оказал значительную помощь своему "младшему брату". Мы построили множество объектов в Китае, который был примерным учеником и взял все лучшее от нас, как в области технологий, так и в области организации строительства. В России, с распадом Союза, напротив наметился кризис в строительной области, Китай обошел нас и по темпам, и по уровню строительства. Именно осознав этот факт, Ассоциация строителей России решила наладить сотрудничество с китайскими коллегами. Наше взаимодействие с АСК (Ассоциацией строителей Китая) началось в 2006 году, когда мы в составе российской делегации, которую возглавлял бывший на тот момент президентом Владимир Путин, посетили КНР. Это позволило нам встретились с руководством мэрии Пекина и представителями АСК. По результатам проделанной работы в конце 2006 г. мы подписали Меморандум о сотрудничестве с Ассоциацией строителей Китая, в котором говорилось о возможности строительства 40 промышленных объектов в российских регионах. - Какие проекты удалось реализовать за два года? Все не так радужно, как мы планировали. Мы не смогли решить вопрос финансирования. "Внешэкономбанк", на который мы делали ставку, начал реорганизацию, в результате чего реализация интересных проектов затянулась. Но с мертвой точки мы сдвинулись. В частности близко к завершению строительство кирпичного завода в Челябинской области. На очереди - еще 12 объектов: заводы по производству кирпича в Рязани, Туле и Саратовской области, стекольный завод в Ижевске – этот проект полностью согласован с китайской стороной - и еще один в Анжерске (Кемеровская область), запланировано также строительство цементных заводов. Совместно с китайскими коллегами мы запустили небольшой завод по производству пеностекла в Перми, ведем лабораторные исследования, по которым получены хорошие результаты. В дальнейшем можно будет говорить о расширении производства. Поиск подрядчиков для строительства объектов осуществляется с помощью АСК и Китайской международной ассоциации подрядных организаций, работающих за рубежом. Все соглашения по строительству объектов будут подписаны в рамках Третьего Российско-Китайского экономического форума. Хочу подчеркнуть, что реализация этих проектов позволит полностью решить проблему с нехваткой строительных материалов в регионах России. - Сколько в среднем обходится строительство одного завода? Около $30 млн. При этом сроки окупаемости не более четырех-пяти лет! - Кто выступит инвестором строительства? Предполагается совместное участие китайской и российской сторон. Китайские компания будут кредитоваться в своем банке, а гарантом будет выступать один из российских, который после завершения строительства должен будет выплатить китайской стороне кредит с процентами, при этом собственником объекта становится российская компания. В данной программе со стороны Китая предполагается участие Республиканского банка Китая, со стороны России - "Внешэкономбанка" или ВТБ. - Какие еще совместные проекты Китая и России в сфере строительства значимы? Помимо сотрудничества в области строительства промышленных объектов, о котором уже шла речь, можно выделить совместную работу по вопросам нормативно-правовой базы. После развала СССР, мы многое утеряли, старые специалисты по понятным причинам ушли на пенсию, новых кадров мы так и не смогли вырастить. Китайские специалисты сейчас помогают нам восполнить недостатки знания, их строительные нормы на 70% заимствованы из советских. Они помогают осваивать высотное строительство. Здесь я говорю о башне "Федерация" – самом высоком здании в Европе, на котором задействованы две китайские компании. Кстати, именно на этом объекте мы стали применять китайский супербетон и опалубку, с которой можно работать три этажа. Аналогов в России не было. - Почему китайцы, строя объекты в России, везут свой цемент? Все очень просто: цементный рынок в России монополизирован, цены превышают себестоимость в разы. Китайский цемент по техническим характеристикам ничем от российского не отличается и полностью удовлетворяет нашим строительным нормам. Поэтому китайские компании приняли решение вести свое сырье. Они оптимизировали собственные издержки и заработали дополнительные деньги, предлагая свой цемент российскому покупателю. При этом, поскольку они продавали дешевое сырье, российское оказалось не востребованным. В итоге, компания-монополист - "Евроцемент" - не смогла реализовать продукцию, в августе она была вынужлена снизить производство на 33%. - К каким объектам в России Китай проявляет наибольший интерес? Преимущественно к высокотехнологичным, к тем, в которых Китай накопил большой опыт строительства, а России опыта не хватает. Это, прежде всего, относится к возведению мостов и мостовых переходов, тоннелей. Мы сейчас ведем переговоры о строительстве моста через Волгу в Ярославле, на остров Русский во Владивостоке и через бухту Золотой рог. Здесь преимущественно стоит говорить о применении технологии вантовых мотов, которая является новой для России и уже хорошо освоена в Китае. Плюсы такой конструкции, которая, по сути, висит на натянутых струнах, в том, что она позволяет экономить на работах по возведению опор для пролетов строений, а также на материалах и сроках работ. Соглашение о строительстве будет подписано в конце октября. Подрядчиком выступит Китайская корпорация по строительству дорог и мостов – крупнейшая государственная компания в своей области, имеющая 35 филиалов за рубежом. Для примера: мост через Янцзы автомагистрали Цзянсу-Сучжоу, построенный корпорацией, имеет самую высокую в мире опорную конструкцию, самую масштабную систему групповых опор фундамента, самые длинные канаты и мостовой пролет. - Сможет ли Китай стать донором дешевой рабочей силы для России? России в первую очередь нужна не дешевая рабочая сила, а профессионалы: бетонщики, арматурщики, т.е. те, специалисты, которых у нас нет или которые плохо подготовлены. Иными словами мы должны решить вопрос не количества, а качества. Именно по привлечению этих специалистов мы работаем. Повторюсь, конкретные соглашения будут подписаны в конце октября. - Какую долю строительного рынка России, по вашим прогнозам, могут занять китайские компании? По национальному проекту "Доступное жилье" к 2010 г. должно быть построено 80 млн кв. м жилья, к 2015 г. – 140 млн кв. м. Сейчас эта ниша не заполнена на 60-70%. Потенциальным донором может стать Китай, в этой стране зарегистрировано несколько десятков тысяч строительных компаний. Однако их вхождение на наш рынок ограничено существующим законодательством. Во-первых, нужно проходить длительную процедуру регистрации, на которую отваживаются лишь крупные компании, во-вторых, у нас действуют квоты на привлечение иностранных рабочих. В итоге сейчас в России действует всего около 15 строительных компаний из Китая. В частности – "Китайстрой" (уже третий год задействован в строительстве башни "Федерация" в Москве, а также торгового центра "Стокманн" в Санкт-Петербурге), "Шанхайсткая строительная корпорация" (выступает генеральным подрядчиком комплекса "Балтийская Жемчужина" в Санкт-Петербурге). Это тот максимум, который пропускает наш рынок. - Стоит ли бояться российским компаниям конкуренции со стороны Китая? Однозначно - нет. Китайские компании нам не конкуренты. Мы не в состоянии сами удовлетворить потребности рынка в строительстве. Если китайские компании займут 30-35% рынка, мы сможем не только успешно достичь намеченных правительством показателей, но за это время подготовим собственных специалистов. Ничего зазорного в том, чтобы в кризисное для нашей строительной отрасли время воспользоваться помощью китайских компаний нет. Зачем выдумывать что-то новое, когда можно взять то лучшее, что уже создано и успешно применяется китайцами. Биографическая справка:
Николай Кошман родился 5 апреля 1944 г. в селе Мироновка Новогеоргиевского района Кировоградской области. В 1962 г. окончил Днепропетровский автодорожный техникум, в 1966 г. - Уссурийское военное автомобильное училище, в 1973 г. - Военную академию тыла и транспорта по специальности строительство и восстановление железных дорог. Занимался вопросами устройства заграждений на железных дорогах (минирование, разминирование), строительством инженерных сооружений, жилья, объектов социального назначения, вопросами электрификации. Участвовал в процессе восстановления инфраструктуры в Чеченской республике, в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и последствий взрывов на железных дорогах в Свердловске и Арзамасе. 1996 г. - председатель Правительства Чеченской Республики; 1997 г. - заместитель министра Путей сообщения РФ; 1999-2000 гг. - полномочный представитель Правительства РФ в Чеченской Республике; 2002-2004 гг. - председатель Госстроя России. Член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, советник мэра Москвы, сопредседатель Рабочей группы по строительству Круглого стола промышленников "Россия - Евросоюз". Генерал-полковник. С 2005 г. президент Ассоциации строителей России. Женат, два сына. Ccылка по теме: http://www.chinapro.ru/rubrics/5/321/
|
|