|
Турция шлет цемент
Благодаря отмене с 1 января 2008 года ввозных пошлин в 2008 году импорт цемента должен увеличиться более чем в два раза, до 6,5 млн тонн, подсчитали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), собрав данные с трейдеров, уже заключивших контракты. Последние три года из-за превышения спроса над производством в России наблюдался дефицит цемента, из-за чего росли цены, утверждают эксперты: в 2008 году они увеличатся всего на 20-25%, тогда как по итогам 2007 года (дефицит составил около 2 млн тонн) подскочили на 40-70%. По словам начальника управления контроля промышленности ФАС Алексея Ульянова, прогноз основан, в частности, на данных трейдеров, собранных экспертным советом ФАС по развитию конкуренции в стройиндустрии. Импорт цемента в Россию увеличится почти в 2,5 раза - с 2,8 млн тонн в 2007 году до 6,5 млн тонн в 2008-м, утверждает он. Этих 6,5 млн тонн даже с избытком хватит, чтобы ликвидировать дефицит цемента, уверены в ФАС: в 2008 году потребности российского рынка в цементе составят около 70 млн тонн, из них собственными силами будет произведено 65 млн тонн.
Главной причиной роста импорта стала отмена ввозных пошлин на цемент (пятипроцентная пошлина на основные виды строительного цемента была отменена с 1 января 2008 года сроком на девять месяцев), говорят чиновники и сами трейдеры. "В 2008 году у нас запланировано поставить через Новороссийский порт из Турции в два раза больше цемента, чем в прошлом году, 400 тыс. тонн, о чем уже заключены контракты с тремя турецкими заводами - Goltas, AS Cimento и Konya", - сообщил заместитель гендиректора Объединенной цементной компании Дмитрий Носов. Около 1 млн тонн турецкого цемента в Новороссийском порту планирует перевалить "Базэлцемент", пояснил представитель компании Денис Усольцев. "В этом году к железнодорожным поставкам из Турции мы добавляем судовые поставки из Германии и Испании. В планах привезти в Россию около 1,2 млн тонн, что на порядок больше, чем в прошлом году", - говорит гендиректор ООО "Альянс" Галина Коншина: По ее словам, увеличение импорта уже сказывается на поведении покупателя. "Стали разборчивее - турецкий цемент не хотят брать, так как расширился ассортимент, стало больше поставщиков", - признается Галина Коншина. Наибольшее количество цемента в этом году поступит из Турции - 3 млн тонн, вторым крупным импортером станет Китай, откуда в Россию поступит 0,9 млн тонн, подсчитали в ФАС. По 0,7 млн тонн привезут из Белоруссии, Молдавии и с Украины. До 150 тыс. тонн возрастут поставки из Египта, а поставки из европейских стран (Германия, Италия, Дания, Латвия, Эстония и др.) составят в общей сложности около 0,5 млн тонн. "В прошлом году из Турции поступил 1 млн тонн цемента, из Китая всего 360 тыс. тонн",- напомнил господин Ульянов. Увеличение импорта цемента уже повлекло за собой замедление роста цен на него по сравнению с показателями 2007 года, отмечают аналитики. "В преддверии летнего сезона, на который приходится пик продаж, в апреле-мае 2007 года стоимость тонны цемента выросла на 19%. Сейчас же она находится примерно на том же уровне, что в сентябре прошлого года", - говорит аналитик ГК "Регион" Константин Комиссаров. По итогам 2007 года стоимость цемента выросла на 40-70% в зависимости от региона, в ЦФО - на 70%, говорит вице-президент AG Capital Владимир Гузь. "В этом году рост цен не превысит 25%", - уверен эксперт. По оценкам ФАС, цены от производителей на самые распространенные марки цемента (400Д20 и 500Д0) с учетом НДС и транспортных расходов в Центральном федеральном округе сейчас составляют 5-6 тыс. руб. за тонну. В среднем в себестоимости строительства 1 кв. м жилья в России доля цемента составляет около 7%, оценивает Владимир Гузь. Увеличение импорта ощутимо затормозит рост цен только в 2008 году, в 2009 году ситуация будет сложнее, предупреждают некоторые игроки рынка. "Прогнозируемые 6,5 млн тонн пока максимальный импорт, который может быть привезен в Россию. Даже при этих объемах порты и железная дорога работают на пределе", - говорит Денис Усольцев из "Базэлцемента". По его мнению, если рост потребностей в цементе будет существенным, например на 5 млн тонн, в 2009 году может возникнуть дефицит. "На дальние расстояния цемент везут в хопперах-цементовозах, которых и так не хватает. По этой причине даже в 2008 году при объеме импорта в 6,5 млн тонн в отдельных регионах обязательно возникнет локальный дефицит и цены могут достичь 7 тыс. руб. за тонну",- отмечает Владимир Гузь.
Ссылка по теме: http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=891426
|
|