|
Интервью с со-руководителем строительного сектора компании "Базовый элемент" Дугласом Ландом
Год назад холдинг Олега Дерипаски "Базовый элемент" удивил наблюдателей, купив блокирующий пакет акций одного из крупнейших инженерно-строительных концернов в мире - австрийского Strabag. С тех пор Strabag заметно увеличил портфель заказов на стремительно растущем российском рынке, и теперь претендует на участие в нескольких крупномасштабных инфраструктурных проектах. О дальнейших планах Strabag в России, сотрудничестве концерна с "Базовым элементом" в строительной и цементной отраслях, а также олимпийских проектах "БазЭла" рассказал соруководитель строительного сектора российского холдинга Дуглас Ланд. - Прошел год после того, как "БазЭл" приобрел пакет акций Strabag. Можно ли назвать инвестицию удачной? Наше сотрудничество проходит так, как мы и предполагали. За один год сложно ожидать быстрых результатов и отдачи. Но мы все равно достигли многого. Достаточно того, что "БазЭл" только что присудил Strabag победу в тендере на строительство международного аэропорта в Сочи. Количество отобранных участников было ограничено, так как мы стремились к тому, чтобы участие принимали только квалифицированные и хорошо зарекомендовавшие себя компании. Строительство объекта, стоимость которого составляет 60 млн евро, должно быть закончено к концу года. - В каких еще проектах может принять участие Strabag? Могу сказать, что мы подали заявку на строительство надземной транспортной железнодорожной системы, протяженностью 30 км, которая соединит Санкт-Петербург с аэропортом Пулково. Проект потребует инвестиций в размере $1,4 млрд. Его реализация начнется, как только власти одобрят заявку. Еще один пример - проект Западного скоростного диаметра (ЗСД) протяженностью 47 км, который будет располагаться в западной части Санкт-Петербурга. Стоимость строительства оценивается в 175 млрд руб. Софинансирование проекта будет осуществляться из бюджетных средств. Западный скоростной диаметр станет первой платной скоростной автодорогой в России, которая призвана разгрузить город от большого количества машин. - В какую сумму оценивается портфель проектов Strabag в России? По нашим оценкам, к концу 2008 года он составит 3 млрд. евро. - Позиции Strabag на российском рынке усиливаются, не в последнюю очередь благодаря сотрудничеству с "БазЭлом". Вероятно, в перспективе это позитивно повлияет на финансовые показатели компании. В связи с этим нет ли у вас желания увеличить свой пакет в Strabag? Основная цель, которую мы преследовали, покупая значительную долю в одном из крупнейших европейских строительных концернов - это получение доступа к современным технологиям и знаниям. На данный момент, мы считаем, нынешний пакет акций позволяет нам справляться с поставленной задачей. Мы успешно знакомимся с наработками коллег, планируем организовать стажировки для россиян на европейских предприятиях Strabag и приглашать коллег для ознакомления с особенностями российского строительства и ведения финансов в российских компаниях. Нет, пока "Базовый элемент" долю в Strabag увеличивать не собирается. - Как развивается сотрудничество со Strabag в цементном бизнесе? Если говорить о нашем участие в производстве цемента, то надо сказать, что на днях прошли очередные переговоры с партнерами из Strabag. Договоренности по меморандуму о взаимопонимании остаются в силе. В 2007 году мы приняли решение создать совместную компанию по производству цемента на территории России, а также стран СНГ и в Восточной Европе. Наше сотрудничество со Strabag можно назвать очень плотным. Мы работаем так, как если бы все итоговые документы между нами уже были подписаны. У "БазЭла" есть много активов, которые он привлечет к сделке со Strabag. Он, в свою очередь, предоставляет свой цементный завод в Венгрии. С нашей стороны мы вносим в СП свой цементный завод в Казахстане, который производит сейчас 450 тыс. тонн цемента в год. Так что этот бизнес станет частью сделки. Наше сотрудничество со Strabag также выражается в том, что она советует нам, какие компании лучше привлекать для улучшения производительности и мощностей на заводах. У "БазЭла" есть планы строительства цементного завода в Туапсе около Сочи. Ожидаемая мощность завода - больше 2 млн тонн. Также могу назвать в качестве одного из проектов строительство Серебрянского цементного завода мощностью 1,8-1,9 млн тонн в год в Рязанской области. Строительство этого объекта уже запущено. Strabag принимает в этом проекте непосредственное участие. К списку заводов можно теперь отнести Пикалевский глиноземный завод, купленный у "РусАла". Он будет перепрофилирован, в результате чего ПГЗ будет выпускать 1,8 млн тонн цемента в год. Строительство первой очереди закончится к осени этого года. Сразу же после этого начнется строительство второй очереди. Будет построен новый цементный завод в Новгороде мощностью 1,8 млн тонн в год. Размеры мощностей примерно равнозначны, так как мы пытаемся стандартизировать наши заводы, для того, чтобы улучшить производительность. Общий объем производства, по нашим прогнозам, составит 10 млн тонн цемента в год через 5 лет. "БазЭл" вкладывает больше средства в цементный рынок, потому что мы понимаем, что рынке дефицит. После того, как заводы начнут работать в полную силу, мы имеем все шансы войти в число лидеров в цементной отрасли. - Чем объясняется интерес "БазЭла" к цементным заводам в Турции и Китае? У компании было намерение купить несколько заводов в Турции, но сделка сорвалась. Мы все равно продолжаем сотрудничать, получая цемент из Турции, который ввозится через Новороссийск. Вопрос в цене и качестве одновременно. "Базовый элемент" самостоятельно проверяет качество поставляемого цемента и отправляет его в Россию. Сотрудничество с Турцией началось в этом году. Согласно подписанному договору, на этот год запланирован объем в размере 1 млн тонн цемента. "БазЭл" сотрудничает и с Китаем. Ни для кого не секрет, что китайцы производят дешевый и качественный цемент. Мы также рассматриваем возможность покупки клинкера (используется в производстве цемента - ИФ). Так как производство цемента в Китае обходится намного дешевле, то покупка завода могла бы помочь в решении вопроса стоимости. Выгоднее перевозить изготовленный цемент на территорию РФ, чем производить его здесь. Компания также рассматривает Украину как объект для инвестирования в цементный бизнес. В данный момент мы работаем над сделкой, и детали будут освещены в случае ее успешного завершения. У Украины есть хороший потенциал стать новым источником производства качественного цемента для России. Высокий спрос присутствует в обеих странах. - Какой общий план по инвестициям в цементный бизнес на ближайшие 5 лет? В ближайшие пять лет в производство цемента компанией запланирован объем инвестиций в минимум в $1,5 млрд. Мы не просто собираемся покупать заводы, мы будем вкладывать наличные средства, привлекать заемное финансирование для долгосрочных целей. - Как можно охарактеризовать отношения "БазЭла" с лидером рынка - "Евроцементом"? "Евроцемент", в первую очередь, наш конкурент. Пока мы рассчитываем войти в число лидеров отрасли, но кто знает, когда-нибудь, возможно, будет и первое. В свое время мы были маленькой алюминиевой компанией. Сегодня мы - самые крупные в области производства алюминия в мире. Главное - это не зависеть от других и демонстрировать свои сильные стороны. Я считаю, что на рынке должна присутствовать здоровая конкуренция. - Цена на рынке недвижимости продолжают расти. Следовательно, стоимость цемента также поднимается. Когда, на ваш взгляд, произойдет стабилизация цен? На любом рынке присутствуют спрос и предложение, которые диктуют ему, как себя вести. Когда рынок в России достигнет точки насыщения цементом, то тогда можно будет говорить о стабилизации цены. Но пока этот вопрос никто не сможет дать ответ. Когда спрос на недвижимость перестанет быть высоким, и предложение, соответственно, уменьшится, то есть оборот капитала на рынке заметно снизится, можно будет говорить о том, что цена на цемент прекратит расти. Но на это может потребоваться неизвестное количество времени. - Расскажите о проектах компании в Сочи в связи со строительством объектов к Олимпиаде-2014. Проекты "Базового элемента" в Сочи включают строительство стадионов, Олимпийской деревни, инвестиции в частные отели, строительство дамбы, порта и нового здания Международного аэропорта. Мы сотрудничаем с госкорпорацией "Олимпстрой". "Олимпстрой" признал профессионализм наших партнеров. На ближайшее время у нас запланирована очередная встреча. Мы становимся одной командой. Нынешнее строительство в Сочи - это большой проект, в котором принимают участие квалифицированные компании. В том числе и "БазЭл" совместно со Strabag. - Каков объем инвестиций в сочинские проекты? Сейчас сложно привести общий объем необходимых инвестиций. Ведь основные инвестиционные контракты нами пока не подписаны. Ранее мы говорили, что готовы вложить в строительство олимпийских объектов около $4 млрд. Разные эксперты называли различные оценки, сколько потребуется на строительство олимпийских объектов вообще - от $20 до $40 млрд, тут я нового ничего не скажу, вам эти цифры и так хорошо известны. - Проект "Сочи" может стать прибыльным? Мы надеемся, что все проекты принесут компании прибыль. Мы будем строить объекты таким образом, чтобы они могли использоваться в том же, либо альтернативном назначении и после проведения Олимпиады. По этому направлению мы сотрудничаем с "Олимпстроем", также как и с другими инвесторами. - После неожиданной смены руководства в "Олимпстрое" некоторые наблюдатели заговорили о потерянном годе. Вы согласны с этой оценкой? Я могу сказать, что "Базовый элемент" не теряет времени. Мы активно работаем над своими проектами. Смена руководства на самом деле не означает потерю большого количества времени. Это процесс реорганизации в компании. У "БазЭла", также как и "Олимпстроя", есть расписание сдачи объектов с согласованными датами. Ссылка по теме: http://www.finmarket.ru/z/nws/interview.asp?id=829375
|
|