Реклама

Неразрушающий прогрев бетона

Серое золото

Дата публикации: 11.03.2008 Количество просмотров: 480

По рентабельности производство цемента может соперничать с добычей нефти и газа. Себестоимость, по словам вице-президента AG Capital Владимира Гузя, - 1000-1500 руб. за 1 тонну, а средняя цена по итогам последних торгов на Московской фондовой бирже - 4200 руб. Летом (пик спроса) цемент продавался по 5500 руб. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), дефицит достигал 10-20% от производства. Если в 2008 г. в стране будет запущен хотя бы один крупный инфраструктурный проект, например Сочи, дефицит может дойти до 10 млн т, а цена - до 10 000-12 000 руб. за 1 тонну, говорит генеральный директор «Базэлцемента» Дмитрий Савенков. Снизить цену и победить дефицит можно двумя способами - увеличив производство или импорт. Производство вырастет, но не сразу

Наибольший дефицит цемента наблюдается в Центральном и Северо-Западном федеральных округах из-за отсутствия свободных мощностей (их загрузка приближается к 100%), говорит Владимир Гузь. С ним соглашается коммерческий директор «РАТМ цемент холдинга» Александр Зубков. Сегодня возможности увеличивать производство летом у заводов практически исчерпаны, продолжает Гузь: максимальный объем производства был в августе 2007 г. - 6,1 млн тонн цемента в месяц. «Чтобы построить заявленные президентом 80 млн кв. м в год, подготовиться к Олимпиаде и реализовать инфраструктурные проекты, нужно серьезно увеличивать мощности - как минимум на треть», - комментирует председатель совета директоров ОАО «Сухоложскцемент» Максим Сотников.

Российские цементные заводы показывают ударные темпы роста. По данным Росстата, в 2007 г. цемента выпущено на 9% больше, чем в 2006 г., - 59,9 млн тонн. «Добавленная мощность появилась за счет модернизации. “Спасскцемент”, например, за счет введения в строй пятой печи увеличил производство на 1 млн тонну, “Базэл” запустил Ачинский цемзавод (470 000 тонн) и проч. Правда, в 2006 г. прирост был больше - 6,2 млн тонн (около 13%)», - комментирует аналитик Unicredit Aton Елена Мязина. Unicredit Aton подсчитал все заявленные к строительству заводы - если реализовать эти проекты, совокупная мощность превысит 140 млн тонн. Но не все они будут реализованы. И в любом случае ввод новых мощностей требует времени. «В 2008 году будут самые высокие цены, в 2009 г. они окажутся немного ниже, так как должны заработать новые заводы», - уверен Савенков. Он говорит, что компания пересматривает цены ежемесячно и не заключает долгосрочные контракты даже по ценам выше рыночных. Сотников тоже считает, что дефицит будет сохраняться, а цены - расти.

Импорт поможет, но не сильно

Недостаток цемента мог бы восполнить импорт. Сейчас он невелик: в 2007 г., по оценкам Unicredit Aton, в страну ввезли не более 1,5-2 млн тонн. В декабре 2007 года отменены импортные пошлины (около 5%) на цемент и снижены с 15% до 7,5% на ряд стройматериалов. Чиновники уверены, что это поможет. Эксперты говорят, что дело не в пошлинах. «В Советском Союзе не было стратегии закупки цемента за рубежом, и наша инфраструктура не рассчитана на его транспортировку. Основная проблема - нехватка специализированных железнодорожных вагонов для перевозки цемента и отсутствие оборудования в портах по выгрузке цемента с корабля в железнодорожные вагоны», - говорит Зубков. По идее цемент выгодно везти из Египта, Турции, Греции. Недавно компания «Базэлцемент» подписала двухлетний контракт на поставку в Россию 2 млн тонн с турецким Turkish Cimentas.

Александр Зубков называет цифры: в Турции цемент стоит $95-105 за 1 тонну, доставка морем в Краснодарский край - еще около $16-21 за 1 тонну (без учета стоимости выгрузки). То есть цена ниже российской. Но объем ограничен тем, что цемент в Новороссийск привозят в бигбэгах (мешках по 1,5-2 тонны), а их нельзя укладывать более чем в четыре ряда - рвутся. Цемент лучше возить навалом и большими судами - от 60 000 тонн, объясняет Дмитрий Савенков. Но в России нет портов, кроме Владивостокского, способных принимать такие суда, огорчается он. А Сотников добавляет, что ни один российский порт не в состоянии перевалить навальный цемент. Он говорит, что Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП) будет сложно переваливать более 2,5 млн тонн цемента в год. Впрочем, директор по связям с инвесторами НМТП Александр Рыбин с этим не согласен: на 2008 г. подписано контрактов на поставку цемента более чем на 3 млн т, утверждает он. Еще один возможный крупный поставщик - Китай.

Например, цемент в Екатеринбурге стоит 5300 руб., а китайцы предлагают за 4800 руб. (с НДС), говорит Максим Сотников. Но Дмитрий Савенков отмечает, что доставка китайского цемента в европейскую часть России будет стоить не менее $100. Кроме того, ввозить большие объемы из Китая невозможно, так как там всего два пограничных перехода, где можно перегружать цемент, указывает Сотников. В любом случае импорт проблему не решит. В Россию можно ввозить «при сильном напряжении» около 5 млн тонн цемента в год, считает Сотников. А ожидаемый рост жилищного строительства к 2010 г. может привести к дефициту около 20-30 млн тонн, говорится в обзоре цементного рынка AG Capital.

Ccылка по теме: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/03/07/143180

 




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9371
Участников online
44
Подписано
7212
Объявлений
2118
Компаний
5281
Новостей
13218
Форумов
24
Тем форумов
21737
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
883

Подписка