Реклама

Железнодорожники в ожидании грузов

Дата публикации: 18.02.2008 Количество просмотров: 495

В 2007 году сохранилась устойчивая тенденция к росту грузоперевозок по железной дороге. Практически все сибирские филиалы ОАО «РЖД» увеличили грузоперевозки. Лидерами по отправке грузов традиционно стали угольные компании, аутсайдерами года -металлурги. Среди сибирских филиалов ОАО «РЖД» самые лучшие итоги погрузки показала Красноярская железная дорога (КрасЖД). Как сообщили в пресс-службе, в 2007 году КрасЖД перевезла 74 235,9 тыс. тонн грузов, что на 2744,6 тыс. тонн (или на 3,8%) больше, чем в 2006 году (71 491,3 тыс. тонн). При этом чуть более половины в общем объеме грузопотока составила перевозка каменного угля: 36 478 тыс. тонн, что меньше прошлогоднего уровня на 1180 тыс. тонн (96,9% к 2006 году). Уменьшение основной номенклатуры грузов КрасЖД произошло из-за снижения спроса потребителей на углеводородное сырье в связи с аномально теплой зимой в основных районах потребления угля.

Второй главной номенклатурой в перевозке грузов КрасЖД является нефть и нефтепродукты (это связано в основном с активной работой введенного в 2005 году Уярского нефтеналивного терминала). Так, в 2007 году перевезено 11508 тысячи тонн нефти. Это на 28,8% больше показателей 2006 года (8933,1 тыс. тонн). Основной грузопоток цистерн идет в направлении нефтеперерабатывающих предприятий Дальнего Востока и в Китай. Значительную часть в перевозках составляют лесные грузы. В 2007 году КрасЖД перевезла 5866,8 тыс. тонн лесоматериалов, что превышает показатель 2006 года на 10,1% (5329,8 тыс. тонн). Увеличение также связано с повышенным спросом на древесину перерабатывающих предприятий края, страны, а также дальнего и ближнего зарубежья. В 2008 году тенденция роста продолжится и может достигнуть 20% Для сравнения: в 1990 году КрасЖД перевозила 11817,8 тыс. тонн лесных грузов. С 1992 года начался резкий спад в перевозке данной номенклатуры - в среднем на три тыс. тонн в год, и к 1998 году перевозки леса достигли минимума - 2459 тыс. тонн.

Аутсайдерами по перевозке на КрасЖД в 2007 году стали металлурги. 6048,7 тыс. тонн цветной руды отправлено в 2007 году (96,6% к уровню 2006 года). На Западно-Сибирской железной дороге (ЗСЖД) рост грузоперевозок в 2007 году скромнее. По словам начальника отдела сводного анализа ДЦФТО ЗСЖД Михаила Мухина, по Западно-Сибирской железной дороге в 2007 году было перевезено около 257,3 млн тонн грузов, что на 1,5% больше, чем в 2006 году. Около 85%, или 218,4 млн тонн от этого объема, было обеспечено за счет Кузбасского отделения ЗСЖД. Напомним, что в целом на Кузбасс приходится 60% от всего объема угля, добытого в России. Как сообщили  в департаменте угольной промышленности и энергетики администрации Кемеровской области, за 2007 год по железной дороге было перевезено 180,3 млн тонн из добытых 181,8 млн тонн (что составляет 101,5% к 2006 году).

Например, директор по транспорту и оперативному управлению железнодорожными перевозками СУЭК Илья Ястребов рассказал  о том, что ЗСЖД является крупнейшим партнером СУЭК, наряду с Красноярской железной дорогой. «В 2007 году отгрузка угля с этой дороги составила 27 млн тонн, или 31,6% всей отгрузки компании на железнодорожный транспорт», - сказал господин Ястребов. Собеседник  также отметил, что прирост отгрузки угля СУЭК на ЗСЖД составил в 2007 году около 7%. «Опережающий рост обеспечили экспортные поставки, вызванные в первую очередь улучшением конъюнктуры на мировых угольных рынках», - говорит Илья Ястребов. Об увеличении добычи угля говорит и руководитель пресс-службы ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Степан Дубцов. По его словам, в 2007 году филиалами компании «Кузбассразрезуголь» с учетом разреза «Таежный» было добыто почти 46,2 млн тонн угля, что на 1,2 млн тонн больше плана и на 2,1 млн тонн больше показателя за 2006 год.

Однако представители угольных компаний отмечают, что их планы по увеличению добычи угля в 2008 году (по прогнозам, до 190 млн тонн, следовательно, к увеличению перевозки по ЗСЖД на 5,5%) могут быть сорваны из-за состояния железнодорожного транспорта (как по провозным, так и пропускным способностям). «Проблемы с подачей вагонов под заявляемые объемы угледобывающие предприятия СУЭК традиционно испытывают в июле-ноябре,  говорит Илья Ястребов. Пик недоподачи обычно приходится на сентябрь. Причем эта проблема касается не только кузбасского отделения, но и всей сети в целом. Так, осенью порожняк на ЗСЖД не мог «пробиться« из-за критической ситуации с пропускной способностью на Свердловской железной дороге».

Второе место по увеличению объемов перевозки по ЗСЖД в 2007 году, как и предсказывали железнодорожники, занял кокс (перевезено 7,4 млн тонн, что на 1,083 млн тонн больше показателя 2006 года). На ЗСЖД почти 96% погрузки кокса обеспечивается кузбасским (ОАО «Кокс», 3,438 млн тонн) и алтайским (ОАО «Алтай-кокс», 3,714 млн тонн) предприятиями. «Основной прирост к прошлому году по Алтайскому отделению за 2007 год был достигнут за счет роста перевозок кокса, - сказал Михаил Мухин. - При общем приросте по отделению почти 1,488 млн тонн перевозка кокса увеличилась на 814,3 тыс. тонн (или 128,1% по сравнению с 2006 годом)». Как объяснили  в пресс-службе ОАО «Алтай-кокс», увеличение погрузки кокса на Алтае связано с вводом в 2006 году комплекса коксовой батареи №5 мощностью 1,14 млн тонн кокса.

Значительное увеличение погрузки было отмечено на ЗСЖД и по цементу (составило 4,032 млн тонн, что почти на 736 тыс. тонн больше по сравнению с 2006 годом). При этом большая часть отгрузки была осуществлена в Кемеровской и Новосибирской областях (2,803 млн тонн и 919 тыс. тонн соответственно). На протяжении последних трех лет все крупнейшие предприятия - поставщики цемента увеличивают объемы производства. В то же время объемы экспорта цемента в Казахстан и Москву сокращаются год от года из-за существующего дефицита продукции в регионах. Например, ОАО «Искитимцемент» (Новосибирская область) перевыполнило план по производству цемента на 2007 год еще в середине ноября. В целом за 2007 год было произведено более 1,7 млн тонн, что превысило даже проектную мощность завода - 1,64 млн тонн цемента. По словам специалистов, увеличение объемов стало возможным за счет модернизации производства.

ОАО «Холдинговая Компания «Сибирский цемент» (управляет рядом предприятий, в число которых входит «Топкинский цемент») также продолжило в 2007 году реализацию среднесрочных планов развития, которые позволили компании существенно увеличить производство цемента (в объемных показателях прирост по отношению к прошлому году составил более 25%). При этом на предприятии прогнозируют увеличение отгрузок и в 2008 году. В частности, во второй половине 2008 года будет введена пятая технологическая линия на Топкинском цементном заводе. Следующий на очереди проект: завершение строительства и начало работы в 2009 году на Красноярском цементном заводе линии по сухому способу производства цемента мощностью 1,2 млн тонн в год. Немногим меньше цемента увеличилась погрузка зерна. Например, Омским отделением ЗСЖД за 12 месяцев прошлого года отправлено почти 1,5 млн тонн зерна (рост 154%) из погруженных 1,897 млн тонн. Из Алтайского края в 2007 году было отправлено почти 192 тыс. тонн зерна, что на 97 тыс. тонн (202%) больше, чем в 2006 году). Такой существенный прирост эксперты связывают с высоким урожаем. Только по Алтайскому краю было собрано 5,05 млн тонн зерна, что составило 187,0% ( + 2,3 млн тонн) к уровню прошлого года.

Зерновики также ожидали хорошего урожая и говорили об увеличении объемов экспортируемого зерна. «Зернотрейтинг - динамично развивающееся направление, - говорит один из них. - Железная дорога - один из распространенных способов транспортировки продукции в другие регионы России для продажи. С увеличением трейдинговых контрактов вырастает и объем перевозок«. К тому же, если в 2006 году железнодорожные тарифы являлись основным сдерживающим фактором для экспорта зерна, то в 2007 году ситуация изменилась. Резкий рост закупочных цен на зерно и снижение коэффициента к железнодорожным тарифам на вывоз зерна из Сибири и с Дальнего Востока до 0,5 привели к увеличению вывоза зерна. Например, за перевозку тонны пшеницы в западном направлении в 2006 году необходимо было заплатить 1100–1200 рублей, тогда как сегодня этот показатель не превышает 750 рублей.-Меньше всего порадовали железнодорожников металлурги. Напомним, что железная руда занимает примерно 4% в общем объеме погрузки ЗСЖД. По итогам 2007 года по ЗСЖД было перевезено более 9,5 млн тонн руды, что на 1,9% меньше показателя аналогичного периода 2006 года.

Сохраняется тенденция сокращения объемов погрузки и по металлам. Так, за 2007 год по ЗСЖД было перевезено 8,9 млн тонн черных металлов, что на 1,5 млн тонн меньше по сравнению с 2006 годом. Снижение перевозок по цветным металлам составило более 20 тыс. тонн (с 208 тыс. тонн в 2006 году до 188 тыс. тонн в 2007-ом). При этом железнодорожники прогнозируют снижение объемов погрузки и в 2008 году. По мнению экспертов, одним из факторов, повлиявших на снижение показателей по погрузке металлов на ЗСЖД стал ремонт доменной печи N 1 на ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» (предприятие группы «ЕвразХолдинг»). Что касается прогнозов на 2008 год, то специалисты как КрасЖД, так и ЗСЖД уверены, что изменений в номенклатуре перевозок не произойдет.

Таблица 1. Перевозка основных номенклатур грузов по Западно-Сибирской железной дороге за 12 месяцев 2007 года:

Наименование грузов

2007 год
(тыс. тонн)

2006 год
(тыс. тонн)

% к 2006 году

Общая погрузка

259 609

255 726

101,5

Уголь

181 959

179 154

101,6

Строительные

12 227

13 724

89,1

Нефтегрузы

11 695

11 169

104,7

Руда железная

9516

9697

98,1

Черные металлы

8920

10 461

85,3

Кокс

7402

6319

117,1

Цемент

4032

3296

122,3

Химикаты

3293

3191

103,2

Металлолом

2694

2709

99,5

Лесные грузы

2166

1996

108,5

Удобрения

1899

1715

110,7

Зерно

1897

1163

163,1

Продукты перемола

1405

1302

107,9

Цветные металлы

188,1

208,4

90,2

Контейнеры

1490

1356

109,9

                             Примечание: по данным Западно-Сибирской железной дороги

Ссылка по теме: http://com.sibpress.ru/15.02.2008/companies/87723/

 




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
15793
Участников online
31
Подписано
13339
Объявлений
1122
Компаний
5504
Новостей
13901
Форумов
24
Тем форумов
18874
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
528

Подписка




Политика конфиденциальности