Вот уже полгода на припортовой железнодорожной станции Владивосток длительное время простаивают после разгрузки во Владивостокском Морском торговом порту порожние вагоны разных собственников. Простаивают не пять и не десять вагонов, а несколько сотен. В отдельные дни их численность переваливает отметку семь сотен. И это при нормальной общей емкости подвижного парка на станции – 830 вагонов. Может, и не было бы причин бить тревогу, если бы не одно «Но». «Порожняк» этот сам «бесхозный» стоит, к тому же, не дает порту в нормальном режиме обрабатывать вагоны и флот, перекрывая собой пути, предназначенные для маневровых операций. Железнодорожники Владивостокского отделения ДВЖД тоже себя чувствуют в этой ситуации, как в западне. Они может и рады, что грузооборот порта, как в экспортном так и в импортном направлениях, растет.
Вместе с ним повышается уровень загруженности Дальневосточной железнодорожной сети, Транссибирской магистрали, а, следовательно, благосостояние коллектива ДВЖД. Но на заявки порта, к примеру, предоставлять под выгрузку теплохода, груженного сахаром-сырцом, 45 вагонов каждый день в течение 18 суток, молчаливо разводят руками. И… урезают заявки в полтора, а то и в два раза, мотивируя это тем, что маневровые пути заняты – больше ставить некуда! И такая ситуация повторяется с каждым новым пароходом, с каждым видом грузов. Из-за невозможности переставлять «брошенные» вагоны на станции у бортов судов и на складских территориях порта отсутствуют в необходимом количестве порожние полувагоны, вагоны-сетки, универсальные платформы. Так, для отгрузки труб большого диаметра, предназначенных для строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», в ноябре 2007 года требовалось 455 полувагонов, на деле поступило в 3,5 раза меньше. Также плачевно обстоят дела и с отгрузкой техники: в ноябре портовикам требовалось 457 вагонов сеток и универсальных платформ – поступило всего 139. В полном объеме не была отгружена «окалина с содержанием оксида железа» в адрес Приморских цементных заводов, так как из 160 запрошенных в ноябре вагонов было подано 72.
Примеров много, убытков тоже немало. Финансовые потери в полной мере ощутили на себе грузовладельцы, экспедиторы и судовладельцы, вынужденные нести крупные расходы на сверхнормативную стоянку судов и хранение грузов в порту. Убытки владельца груза сахара-сырца за длительную обработку парохода «Le Yi» в течение 21 суток составили $ 141 000. Как известно, данные расходы непременно отразятся на конечной стоимости товаров. Тот же сахар-песок – результат переработки сахара-сырца - может увеличить свою себестоимость. Но все эти проблемы, как говориться, до лампочки порожним вагонам, блокирующим собой пути на станции Владивосток. Так чьи же это вагоны столь комфортно стоят на путях обозначенной станции? Несколько лет назад руководство ОАО «РЖД» приняло решение о массовой распродаже грузовых вагонов разным компаниям: экспедиторам, промышленным предприятиям и др. Сегодня по всей стране насчитывается несколько десятков собственников вагонов, которые вовремя купили, и теперь сдают в аренду или используют для своих нужд подвижные составы. На одной только станции Владивосток можно насчитать вагоны более сорока владельцев.
И конечно, каждый из них, как впрочем, любой предприниматель, ищет выгоды для своего бизнеса. Все возможные случаи тут, безусловно, учтены. Собственники давно определили, что после разгрузки обратно гнать порожний вагон по железной дороге не выгодно. Пусть он лучше постоит пока найдутся желающие его наполнить и отправить до следующей станции назначения. Благо, что тарифы РЖД позволяют. В сутки за стоянку одного порожнего вагона на станции Владивосток положено платить всего ничего – 200 целковых. При помощи простых математических операций можно подсчитать: 600 вагонов (среднее количество «брошенных» вагонов на станции в сутки) умножаем на 200 и умножаем на 30 (количество дней в месяце). Получается 3 мил. 600 тыс. рублей каждый месяц имеет в качестве дополнительного дохода Владивостокское отделение ДВЖД. Но даже если все-таки заявка на заполнение вагона поступает, вызволить вагон со станции часто становится невозможным, так как на его пути стоят пустые вагоны-конкуренты. Тут мы опять возвращаемся к проблеме заблокированности путей, предназначенных для маневровых операций.
Неправда ли странно? Те, кто в первую очередь, кажется, должны быть заинтересованными в активном использовании подвижного состава, утверждают тарифы, стимулирующие собственников вагонов идти по пути наименьшего сопротивления. Может это потому, что этакая стоянка для 14-метровых по длине махин приносит деньги, не требуя никаких телодвижений? А по-хорошему требуется всего-то отладить организационную структуру припортовой станции и поменять тарифную политику, поскольку та, которая существует сейчас, к сожалению, направлена на сдерживание пропускной способности станций. Но вернемся к портовикам из Владивостокского морского торгового порта, которые без устали обращаются к руководству ОАО «РЖД» с просьбами решить вопрос о том, как быть с брошенными вагонами? Они понимают, что стабильная работа порта кроме прочего зависит и от рационального использования вагонов и железнодорожных путей на станции Владивосток. А потому вносят свои предложения. Например, предлагают создать совместный с ДВЖД, а также ее Владивостокским отделением, логистический центр по распоряжению порожними вагонами. Или такой вариант: подключить к решению острой проблемы успешно работающую много лет железнодорожную структуру «Центр фирменного транспортного обслуживания». В лучшем случае ответ приходит с рекомендацией: «Занимайтесь проблемой сами», а то и вовсе послания портовиков остаются без ответа.
Неясным для работников ВМТП остается одно. Как «заниматься проблемой», если нет рычагов воздействия на собственников вагонов? Никто не дает таковых рычагов обычным стивидорам, никто не раскрывает условий, на которых вагоны приехали на станцию. Одним словом, все договорные отношения с собственниками вагонов завязаны на Владивостокском отделении ДВЖД – филиале ОАО «РЖД». Приезжали из Москвы транспортные чиновники: заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Николаенко и заместитель начальника департамента перевозок ОАО «РЖД» Сергей Колесников. Оба разбирались в сложившейся ситуации с «брошенными» на припортовой станции Владивосток вагонами разных собственников. Оба приняли на рассмотрение предложения коллектива Владивостокского морского торгового порта, способные решить проблему, стоящую перед всеми участниками транспортной отрасли. И уехали… Теперь работники и руководство одного из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспокоены серьезными вопросами: «Когда, наконец, ОАО «РЖД» примет участие в освобождении от порожних вагонов путей припортовой станции Владивосток? Когда железнодорожная станция Владивосток будет обеспечивать погрузо-разгрузочные процессы нужным количеством вагонов?»
Cсылка по теме: http://deita.ru/?news,,,,100618