|
Производители цемента отбирают хлеб у фасовщиков этого стройматериала
Около двух десятков столичных предприятий, специализирующихся на расфасовке цемента, могут лишиться этого бизнеса. Причиной тому стал пристальный интерес к сегменту фасовки самих изготовителей стройматериала, предложивших его в тарированном виде по более низким ценам. Обратить внимание на данный сегмент производителей заставила его денежная емкость, достигшая в нынешнем году, по самым скромным оценкам, $24 млн. До недавних пор украинские изготовители цемента продавали свою продукцию навалом, поставляя большую ее часть заводам ЖБК, застройщикам и производителям асбестоцементных изделий. Однако ряд потребителей этого стройматериала - специализированная розница и занимающиеся внутренней отделкой помещений небольшие строительные компании, которые покупают данный материал в тарированном виде, оставались без внимания цементников. Поэтому за последние годы число работающих в столичном регионе компаний, осуществляющих расфасовку цемента предприятий, увеличилось до двух десятков, а крупнейшими среди них являются «Фомальгаут-Полимин», «Того», «Софиевка», «Монолит», «Транскомпания», «Киевресурс», «Анжио», «Киевцемент», Киевский шиферный завод. «Хотя средняя стоимость автоматизированной линии составляет около EUR2 млн, многие компании закупили такое оборудование и занялись расфасовкой цемента по 20–50 кг под собственной ТМ», - рассказал директор департамента реализации сухих строительных смесей компании «Фомальгаут-Полимин» Сергей Будников. Интерес бизнесменов к этому сегменту вполне оправдан. Хотя на розницу и приходится всего порядка 9% продаж, но при емкости рынка в $264 млн вес розничного сегмента составит по итогам нынешнего года около $23,8 млн. При минимальных наценках фасовщиков на уровне 10–25% в зависимости от вида упаковки это гарантирует им неплохие заработки. В реальности же доходы компаний еще больше, поскольку часть стройматериала в расфасованном виде приобретают и крупные строительные организации, которые суммарно потребляют порядка 17% данного материала. Видимо, столь впечатляющие показатели и стали причиной, по которой сами производители цемента решили освоить фасовочный бизнес. «У большинства из них есть устаревшие фасовочные линии, которые они массово принялись ремонтировать, модернизировать и запускать на полную катушку», - утверждают эксперты. Главный специалист по связям с общественностью HeidelbergCement Group в Украине («Кривой Рог Цемент», «Донцемент», «Кривбасс Цемент») Виктория Алехина добавляет, что с января по октябрь 2007 г. группа продала тарированного цемента на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «На сегодняшний день на его долю приходится до 15% всего выпущенного нами строительного материала», - говорит она. Эксперты говорят, что такая активность цементников привела к падению объемов реализации у специализированных компаний. Хотя в официальных интервью представители большей части фасовочных предприятий эту тенденцию не подтверждают, в неформальных разговорах они констатируют снижение продаж за последние полгода в среднем на 30%. «Только в ноябре реализация упала по сравнению с октябрем в полтора-два раза», - отметил г-н Будников. Участники рынка признают, что цементные предприятия развернули настоящую ценовую войну, предложив фасованную продукцию на 5-8% дешевле среднерыночной стоимости. «Если в июле за тонну тарированного стройматериала в рознице просили 820 грн., то в октябре - 770 грн. При этом некоторые производители цемента сейчас опустили прайсы до 760–740 грн. за тонну», - сообщает представитель одной из компаний, пожелавший остаться неназванным. Сами цементники обвинения фасовщиков отвергают, заявляя, что предложить более низкую стоимость им позволяет сокращение транспортных затрат, отсутствие наценок на цементе навалом и более низкая по сравнению с конкурентами наценка на уровне 9%. Еще одним поводом для пессимизма специализированных компаний стала позиция розницы. По информации заместителя директора по ассортиментной группе ЗАО «Новая Линия» Олега Неткачева, ритейлорам выгоднее работать напрямую с заводами-производителями. «Это позволяет нам получать товар по более низким ценам, а также лучше планировать свою работу, поскольку завод заранее предупреждает об остановках линий на ремонт, грядущем дефиците или повышении цен», - рассказывает он. Учитывая, что цементные заводы не намерены менять свои планы, уже сейчас можно прогнозировать: через год-два большинство фасовщиков покинут данный бизнес. К примеру, по словам г-жи Алехиной, в 2008 г. Heidelberg планирует увеличить продажи тарированного цемента на 32%. «Специально для этих целей будут установлены новые линии, которые позволят упаковывать стройматериал в пользующиеся наибольшим спросом мешки по 25 кг», - говорит она. О модернизации упаковочной линии в рамках реализуемой ныне инвестпрограммы объявило и руководство «Евроцемент Груп» («Балцем», Краматорский цементный завод «Пушка»). «По сути, у специализированных компаний есть всего два пути: объединять свой бизнес с производителями цемента, сохранив долю самостоятельности, либо переориентироваться на расфасовку других строительных материалов, например песка или керамзита», - резюмировал один из специалистов. Ccылка по теме: http://www.dsnews.ua/companies-markets/art33847.html
|
|