|
Таджикский цемент: цена вопроса
Крупные инфраструктурные проекты страны могут "зависнуть" из-за цены на цемент? Правительство Таджикистана поставило точку в "цементном вопросе". С 1 ноября 2007 года ГУП "Точикцемент" отпускает свою продукцию уже по новой цене. Завод решением удовлетворен. А руководители крупных стратегических объектов не на шутку обеспокоены. Новая цена, по их мнению, может затянуть, а в худшем случае - приостановить их проекты. Нвые цены на реализуемую "Точикцементом" продукцию были утверждены еще 7 ноября 2007 года. Документ с детальными расчетами и окончательными расценками был подписан первым заместителем министра экономического развития и торговли РТ Амонулло Ашуром и генеральным директором ГУП "Точикцемент" Махмадрахимом Каримовым. Согласно документу, цена реализации одной тонны сульфатостойкого (серостойкого) портландцемента марки М-400 для строительства Сангтудинской ГЭС-1, тоннеля "Истиклол" (компании "Собир"), тоннеля "Шар-Шар" ("КДЖД и Компания" КНДР), автомобильной дороги Файзабад (ДООО "Синохайдро-Корпорейшн"), дорог и мостов "Душанбе-Чанак" (представительство китайских корпораций) и "Дворца Наций" (компании "Кодест Интернешнл) установлена в размере 541,67 сомони. Аналогичная цена на эту марку цемента установлена и для других коммерческих организаций. Одна тонна обычного портландцемента марки М-400 теперь обойдется коммерческим структурам и стратегическим объектам в 516,67 сомони. Цены действительны с 1 ноября 2007 года. Те компании, которые, согласно заключенным договорам, уже оплатили стоимость цемента, должны будут доплатить разницу с момента повышения тарифов, сообщили в Минэкономразвития РТ. Ранее цена сульфатостойкого цемента составляла 280 сомони, портландцемента - 278 сомони. - К такому решению пришла рабочая группа, которая в течение нескольких месяцев анализировала работу предприятия (ГУП "Точикцемент") и вела детальные расчеты, - прокомментировал "АП" первый замминистра экономического развития и торговли РТ Амонулло Ашур. По его словам, государство было вынуждено устанавливать цены в связи со сложившейся обстановкой на заводе и рыночными условиями. - Из-за повышения цены на газ, больших долгов завода и прочих финансовых неурядиц, предприятие несло колоссальные убытки, - говорит Амонулло Ашур. - К тому же рыночная цена на цемент резко возросла как в РТ, так и в других странах-производителях цемента - Узбекистане, Иране, Пакистане. Поэтому было решено привести цены "Душанбинского цементного завода" в соответствие с рынком. Руководители ГУП "Точикцемент" считают такое решение вполне справедливым. Предприятие имеет большие финансовые задолженности, завод нужно реконструировать, а на все это требуются деньги. Цемзавод неоднократно выходил на правительство РТ с просьбой разрешить увеличить цену на отпускаемый предприятием цемент. Два месяца назад из-за предложения о повышении цены между ГУП "Точикцемент" и ОАО "Сангтудинская ГЭС-1" даже разгорелся нешуточный спор. На грани срыва оказалась подготовка к запуску первого агрегата ГЭС. Тогда к решению проблемы подключилось правительство РТ, создавшее специальную рабочу группу. И вот результат - цену на цемент подняли почти в 2 раза. Руководителей крупных инфраструктурных объектов такое решение, естественно, не порадовало. Инженеры нескольких проектов, куда обратилась "АП" за комментариями, убеждены, что резкое повышение цены на цемент в лучшем случае приведет к удорожанию проектов. Или к их замораживанию - в худшем. По словам руководства ОАО "Сангтудинская ГЭС-1", такое повышение цены приведет к резкому повышению стоимости проекта. В случае с Сангтудой, по мнению экспертов, эта сумма увеличится примерно на $30 млн. За счет чего будет покрывать эту разницу главный инвестор строительства - РАО ЕЭС России пока неизвестно. Ведь средства на строительство выделяются из госбюджета РФ. А в нем все заложено заранее и он - не бездонная бочка. Остается таджикская сторона. Но готова ли она вложить дополнительные средства? Руководство ГЭС полагает, что при таком раскладе, строительство гидроузла может затянуться или вовсе приостановиться. Аналогичного мнения придерживаются и в компании "Собир" (подрядчик по строительству тоннеля "Истиклол"). По словам специалистов "Собир", если цена на цемент останется такой, какой ее утвердило правительство, проект теряет свою выгодность и становится убыточным. В таком случае не исключено, что он просто затянется, - предполагают в "Собире". Здесь все как и с Сангтудой. Средства на строительство - $22 млн. - это долгосрочный кредит, еще $10 млн. - безвозмездный грант иранской стороны, остальные $7 млн. - доля правительства РТ. За счет чего будет увеличено финансирование, если оно конечно будет увеличено, пока непонятно. Как сообщили в компании, иранская сторона вряд ли согласится на дополнительное финансирование. А таджикская часть средств, по словам инженеров, уже давно "ушла" на стройматериалы. Более того, по мнению специалистов объектов, договоры между правительством РТ и кредиторами (инвесторами) на строительство объектов заключались с учетом одной цены. В случае с "Собиром" это 190 сомони за тонну цемента, с Сангтудой - 280 сомони. Однако за последнее время цена на цемент поднималась трижды. - Из-за несвоевременных и малых поставок цемента на строительство мы и так затянули объект, - объясняют в "Собире". - Должны были сдать в апреле этого года, но перенесли на апрель следующего. Сейчас снова вместо положенных 200-250 тонн в сутки, мы получаем всего 70 - 75, а теперь еще и цена поднимется. Та же история на Сангтуде. По словам директора по капитальному строительству ГЭС Александра Алданова, ежесуточный дефицит цемента составляет порядка 400-500 тонн, в то время как по плану количество цемента должно составлять не менее 800 тонн. Аргументы обеих сторон понятны. "Душанбинский цементный завод", прежде всего, коммерческое предприятие. Ему нужно расплачиваться с долгами, проводить реконструкцию, повышать производительность. Для этого он просто вынужден повышать цену на свою продукцию, чтобы не работать себе в ущерб. К тому же, как стало известно , в договорных контрактах изначально было предусмотрено возможное увеличение цены на продукцию в связи с изменениями на рынке. Однако своя правда есть и у инвесторов. Все они работают по предварительно заключенным договорам и под конкретный заложенный в каждый проект бюджет. И у них нет свободы маневра. Что делать в такой ситуации? На наш непрофессиональный взгляд, вариантов решения проблемы может быть два. Первый: правительство республики сохраняет цены на цемент для стратегических объектов на прежнем уровне и выделяет дотации цемзаводу из бюджета. Второй вариант: партнеры по тому или иному проекту садятся и договариваются - насколько увеличилась стоимость проекта и сколько каждая из сторон должна доплатить, исходя из своей доли. Есть еще и третий вариант - за все непредвиденные издержки платит зарубежный инвестор. Для Таджикистана это был бы наиболее предпочтительный выход. Но пойдут ли наши партнеры на новые расходы, если это не было заранее обговорено в контрактах? Ссылка по теме: http://www.press-uz.info/index.php?title=home&nid=4218&my=112007
|
|