|
Цементовозам зажгли красный свет
Сложившаяся в 2007 году в России ценовая линейка на продукцию цементных заводов оказалась для региональных независимых производителей крайне выигрышной. По данным Росстата, в сентябре 2007 г. по сравнению с августом цены выросли на 9,5%, а всего с начала года рост составил 66,2%. Цены вверх толкает нехватка цемента на российском рынке при неизменно повышающемся спросе. Учитывая, что основной дефицит складывается в западном регионе России и отсутствие там новых производственных мощностей, создается благоприятная ситуация для выхода на западный рынок дальневосточного цемента. До сих пор его доступ туда был перекрыт высоким уровнем транспортных затрат и низкой рентабельностью производства. Сейчас, пока потребительские способности местного рынка ограничены, большая часть продукции дальневосточных заводов может безболезненно для региональной экономики вывозиться в другие регионы страны. По оценке производителей, региональные заводы в состоянии выпускать в год до 4 млн тонн цемента и клинкера, тогда как местному рынку в 2008 г. может потребоваться не более полутора миллионов тонн. Если в 2006 г. результаты поставок на запад были достаточно скромными, то уже следующий, 2007 г., стал годом активного спроса на дальневосточный цемент. С января по октябрь в западные регионы нашими заводами было отгружено более 450 тыс. тонн цемента и клинкера, что почти в 13 раз больше прошлогоднего. Дальневосточные заводы уже объявили о готовности в 2008 г. отгрузить на запад до 2,5 млн тонн продукции, а в перспективе покрыть до трети неудовлетворенного спроса. По оценке Ассоциации строителей России (АСР), к 2010 г. дефицит составит около 10 млн тонн. Но судя по сложившейся сегодня ситуации с доставкой, прорваться на запад с таким объемом окажется непросто. Причина в образовавшемся дефиците на Дальнем Востоке специальных вагонов-хопров для перевозки навального цемента. За последние месяцы цементным заводам было выделено лишь небольшое количество спецвагонов, конкретно для перевозки цемента на Сахалин для строящегося после землетрясения Невельска. В результате чего они вынуждены тарировать цемент и грузить в полувагоны, что неудобно крупным покупателям и к тому же существенно увеличивает сроки погрузки. Все это ведет к затягиванию сроков поставок до двух месяцев в зависимости от географии. Ударом по экономике производителей цемента стало недавнее создание РЖД транспортной компании по управлению специализированным подвижным составом. Оно привело к существенному росту арендной платы, что в результате толкает заводы либо к повышению отпускных цен, либо к снижению собственной рентабельности. Понятно, что это болезненно сказывается на репутации поставщиков, и если ситуацию не изменить сегодня, то завтра путь дальневосточному цементу на запад может быть вновь закрыт. Ccылка по теме: http://www.zrpress.ru/zr/2007/81/51/
|
|