Реклама

Деньги в раствор

Дата публикации: 02.10.2007 Количество просмотров: 504

Изменения на рынке недвижимости заставляют строительные компании искать способы повышения эффективности. Еще недавно считавшиеся слишком дорогими мини-бетонные заводы сейчас входят в обиход региональных строителей. Препятствия на их пути - недостаточная развитость финансовых схем и недостаток информации.

От полутора до семи лет

Высокая динамика роста цен на недвижимость в последние годы позволяла строительным компаниям извлекать выгоду, не особо заботясь о серьезном пополнении своей технической базы прогрессивным дорогостоящим оборудованием. Но тенденции на рынке предвещают строителям не самые легкие времена. По прогнозам экспертов, если в последние годы рост цен на недвижимость каждый год превышал 30%, то в ближайшие три года не стоит ожидать более чем 10% ежегодного увеличения. Кроме этого в положение дел на рынке недвижимости вносит свои коррективы и ипотечный кризис на рынке США. Ведущие российские банки активно привлекают средства на мировых финансовых рынках, где стоимость капитала выросла - «дешевых» денег стало меньше. Соответственно, ужесточились условия кредитования для застройщиков. Является ли эта ситуация прологом будущего кризиса, аналитики еще не решили. Ситуация на финансовом рынке, которая может повлечь за собой рост процентов по банковским кредитам и ипотеке, непосредственно отразится на строительном рынке - как на спросе, так и на предложении. Снижение себестоимости и повышение эффективности - необходимый путь для застройщиков.

На европейском рынке использование мобильных автоматизированных заводов по производству бетона (МБЗ) - норма, в России повсеместное техническое перевооружение затягивается из-за отсутствия отработанных финансовых схем. Кроме того, техническому развитию большинства сибирских компаний мешает не столько относительно высокая стоимость заводов (от 100 тыс. до 1 млн долларов), сколько недостаточная осведомленность о преимуществах нового оборудования. Мировые тенденции приходят на российский рынок с некоторым опозданием. По-прежнему для многих российских строительных компаний внедрение новых технологий осуществляется в тот момент, когда либо исчерпываются внутренние ресурсы повышения эффективности, либо кардинально меняется рыночная ситуация. Так, еще недавно из 60 опрошенных специалистов строительных компаний сибирского региона лишь половина смогла назвать преимущества мобильных установок перед доставкой бетона миксерами.

Многие даже крупные компании еще недавно считали, что вложения в МБЗ неоправданно высоки. Приобретение таких заводов было уделом немногих предприятий. Способность управлять сроками строительства, оптимизировать человеческие ресурсы и существенно снижать издержки - это лишь часть наиболее важных задач, которые стоят перед строительными компаниями, желающими повысить собственную эффективность. Если, по данным независимых экспертов, стандартные сроки в монолитном строительстве при подвозе бетона составляют два этажа или 2 тыс. кв. м в месяц, то МБЗ на площадке позволяет возводить вдвое больше. При этом цемент, песок и щебень могут подвозиться в ночное время и затраты на транспортировку существенно снижаются. Стремительное развитие высотного строительства увеличивает спрос на высокомарочный бетон. На смену маркам 200, 300 приходят марки 400, 500, 600. В этой ситуации крайне важна живучесть смеси, что в условиях транспортных рисков мегаполиса сложно гарантировать. Для широко применяемых в Москве в высотном строительстве марок бетона 700-900 транспортная доставка вообще нежелательна. Тогда как мобильные установки способны выдавать бетон любого качества и обладают более высокой производительностью.

По данным первого заместителя генерального директора Новосибирского строительного комбината Джемиля Сальме, чтобы обеспечить потребность в бетоне 150 тыс. куб. м в год (при условии перевозки бетона миксерами по 4-5 кубометров и стоимости с учетом транспортных расходов 320 рублей/куб. м) транспортные расходы компании составят более 48 млн рублей, плюс затраты и риски по срокам доставки в условиях транспортных пробок мегаполиса. В таких условиях при потребности компании в бетоне 100 тыс. куб. м в год приобретение мобильной установки максимальной стоимости 1 млн евро оправдает себя в течение трех лет. По словам генерального директора ООО «ВПК Центр» (официального представителя компании HAINUO в России) Валерия Керата, средние сроки окупаемости стандартных заводов стоимостью от 100 до 700 тыс. евро в зависимости от объемов строительства компании составляют 1,5-2 года. При этом, отмечает Валерий Керат, стоит учитывать, что использование МБЗ снижет затраты на персонал (вместо 20 сотрудников стационарной установки МБЗ обслуживают от трех до шести человек), снижает зависимость от пресловутого человеческого фактора (автоматизированная система МБЗ способна хранить более 2 тыс. рецептов производимых марок бетона), поставщиков, транспортных развязок, роста цен на горюче-смазочные материалы и электроэнергию.

Одним из главных условий при покупке МБЗ специалисты сибирских строительных компаний называют его способность работать в зимних условиях. Традиционно считается, что финские заводы максимально отвечают нашему климату. Неплохо, по мнению экспертов, ведут себя в Сибири немецкие заводы. Ряд компаний склонны рассматривать варианты комплектации завода оборудованием различных стран-производителей. В настоящее время вцыбор мобильных бетонных установок широк. Наиболее известные заводы - марок SIMEM (Италия), IMER (Турция), ELKON (Турция), ELBA WERK (Германия). Уже успешно работают установки от ELEMATIK (Финляндия), STETTER (Германия), HAINUO (Китай).

Завод в аренду

Спрос на МБЗ формируется и за счет необходимости модернизации заводов железобетонных изделий (ЗЖБИ), оборудование которых давно устарело и не отвечает современным требованиям. Построенные более 30 лет назад, сибирские ЗЖБИ ориентированы на панельное строительство, что не соответствует современным требованиям рынка. Доля монолитного строительства в различных городах сибирского региона колеблется от 25% до 40%. Поэтому только модернизация оборудования может помочь ЗЖБИ не только сохранить рынок, но и, расширив свою товарную линейку, выйти на рынок обеспечения монолитного строительства. Конкуренция на рынке товарного бетона в ближайшее время будет набирать силу. С помощью МБЗ на рынок пытаются входить новые строительные компании, которые отчасти сужают нишу отечественных производителей бетонных установок и ЗЖБИ.

Новый бетонный автоматизированный завод из модульных конструкций не так давно был установлен на производственной площадке ЗАО «Барнаульский комбинат железобетонных изделий-2» (БКЖБИ-2). Первой и основной причиной приобретения нового оборудования исполнительный директор ЗАО «БКЖБИ-2» Геннадий Масалов называет тот факт, что мобильные заводы воплощают в себе абсолютно новые технологии. «Можно спрогнозировать, что будущее за этими заводами, уже сейчас заметен спрос на них. Знаю, что в Барнауле четыре предприятия уже купили подобные установки», - говорит Геннадий Масалов. Развитие рынка диктует и необходимость новых методов работы с потребителями. Многие из поставщиков МБЗ намерены уже в самое ближайшее время сделать первые шаги по развитию рынка аренды оборудования: начиная от миксеров и бетономешалок и заканчивая укомплектованной мобильной бетонной установкой.

Ссылка по теме: http://www.expert.ru/printissues/siberia/2007/36/stroitelnyi_rynok/

 




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
17770
Участников online
13
Подписано
15317
Объявлений
1357
Компаний
5536
Новостей
13974
Форумов
24
Тем форумов
19259
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
585

Подписка




Политика конфиденциальности