Реклама

Неразрушающий прогрев бетона

Итоги II Международного конгресса по бетону в г. Севилья (Испания)

Дата публикации: 27.06.2007 Количество просмотров: 934

II Международный конгресс по бетону прошёл с 4 по 8 июня 2007 года в Севилье (Испания). В числе организаторов мероприятия – Европейская организация по товарному бетону, Национальная ассоциация по товарному бетону США, Ибероамериканская и Испанская ассоциации по бетону, а также Европейская Федерация по химическим добавкам в бетон. Конгресс собрал около 1000 участников из 45 стран мира: практически со всего Евросоюза (за исключением Прибалтики и Болгарии), с полным охватом представителей Северной и Южной Америк. Было много гостей из Турции, Объединённых Арабских Эмиратов, Японии, Южной Африки, Израиля и Туниса. От бывшего СССР в Конгрессе участвовала Россия в лице петербургской компании “СЗНК-Бетон”.

Программа мероприятия включала в себя технические сессии и небольшую выставку. В целом Конгресс напоминал известные российским строителям Конференции ICCX, но с определёнными отличиями: во-первых, почти все темы касались именно товарного бетона; во-вторых, были организованы открытые площади, где выставлялась спецтехника; в-третьих, размах Конгресса был заметно выше даже, чем ICCX, проводившиеся в Германии. Из недостатков - отсутствовали экскурсии на бетонные предприятия (такими экскурсиями как раз славны ICCX). В Испании, в которой производят порядка 85 млн. м3 товарного бетона в год, наверняка есть что посмотреть. На мой взгляд, оргкомитет был недостаточно демократичен, хотя это можно понять: в него входили высокие должностные лица Испании, а Почётным Президентом являлся сам король Хуан Карлос II. Кроме того, обязательным было знание английского или испанского языков: переводы на немецкий, французский и тем более русский даже не предполагались.

А теперь подробнее о ключевых моментах программы Конгресса. Доклады читались в четырёх залах Дворца Конгрессов, самый большой из которых − Аль-Андалус − был прочно оккупирован Европейской организацией по товарному бетону (European Ready Mixed Concrete Organization, ERMCO). Утро 6 июня 2007 года началось с докладов о перспективах строительства бетонных дорог, а также их себестоимости в сравнении с асфальтовыми. Ситуация рассматривалась в основном на примере Бельгии. Одна из лекций посвящалась бетонным дорожным ограждениям, используемым в Великобритании.

Доклад Тома Гаррисона, возглавляющего два Комитета ERMCO, содержал в себе тезисы грядущего в 2010 году обновления стандарта EN 206-1. В частности, планируется стандартизация 5 методов испытаний самоуплотняющегося бетона (СУБ), стандартизация методов испытаний на устойчивость бетона к воздействию хлоридов и углекислоты, уточнение определений и описаний по самоуплотняющемуся бетону. Некоторые европейские производители испытывают сложности с СУБ в плане подбора состава, высокой себестоимости или недостаточных потребительских свойств по сравнению с конкурентами. Все осложняет еще и разница во мнениях, что такое СУБ и каковы его основные характеристики. Соответственно, по-разному может решаться и проблема стандартизации, например, внесением изменений в EN 206-1, когда производитель должен продекларировать соответствие параметров бетонной смеси стандарту, а независимый аудитор должен это соответствие проверить. Что касается испытаний по таким параметрам, как высокая подвижность (flow), вязкость (viscosity), удобоформуемость (passing ability) и стабильность (stability), то идеальным решением было бы утверждение одного метода испытаний по каждой из названных групп, однако не факт, что так получится.

Что до выработки единых, общеевропейских стандартов по минимальной прочности на сжатие и водоцементному соотношению по конкретным классам бетона, то эта затея обречена на провал хотя бы потому, что погодные условия в Испании, Франции и Финляндии слишком разные. Так что EN по-прежнему будет варьироваться в каждой стране. Наконец, значительно больше внимания было уделено экологии, безопасности и охране труда при производстве бетона и бетонных работах.

Оуэн Брукер (Великобритания) рассказал о технологии строительства с использованием постнапряжённого бетона (post-tensioned concrete). Основное его отличие от преднапряжённого состоит в том, что тросы устанавливаются после заливки бетонной смеси непосредственно на объекте строительства. При этом напряжение на тросы подаётся дважды – спустя двое суток и когда бетон наберёт проектную прочность. Такая технология становится экономически целесообразной при длине перекрытий свыше 6 м. И длина пролётов может быть значительно больше, чем в случае с преднапряжёнными плитами. Это позволяет разредить сетку колонн, расширяя возможности по планировке внутреннего пространства. Кроме того, в числе преимуществ были указаны уменьшение толщины плиты (а следовательно, и веса конструкции), повышение износостойкости, скорости возведения здания и т.д. В Великобритании эта технология применяется с 1980 года. Главным образом, это касается строительства деловых центров (35%), паркингов (20%) и жилых домов (35%). В 2005 году общая площадь постнапряжённых плит по Объединённому Королевству составила около 1,3 млн. м2.

В докладе Дерека Крисхольма (также из Великобритании) говорилось о применении теплоизоляционной несъёмной опалубки (ICF). Обычно опалубка изготавливается из пенополистирола, но может использоваться и экструдированный полистирол. Сейчас существуют три разновидности ICF-конструкции: блоки, планки и панели. Сложность использования технологии заключается в плохом знакомстве архитекторов и проектировщиков с IFC: попытки применить старые подходы иногда заканчиваются экономическими потерями. Доклады от 7 июня 2007 года затрагивали вопросы менеджмента, продвижения, применения химических добавок и перспектив использования самоуплотняющегося бетона.

Первым выступил Феликс Наварро (Испания), поделившийся планами по реализации проекта HORMIGEST. Проект объединяет 25 испанских компаний, создающих единое логистическое и информационное поле. Эта тема актуальна для Испании, занимающей сейчас в Евросоюзе I место по производству товарного бетона (кстати, с двукратным опережением России или Германии). В целом, участники проекта пытаются решать те же задачи, что и петербургские производители: сокращение времени на отгрузку и выгрузку, повышение качества доставки, а также сокращение бумажного документооборота (переход на Web, WAP, SMS и т.д.). Различие между Россией и Испанией заключается в подходах: если в Санкт-Петербурге ряд компаний (например, “СЗНК-Бетон”, “Объединение 45” и др.) самостоятельно развивают указанные направления, то в Испании проект воплощается коллегиальными усилиями предприятий. У нас же уровень доверия друг к другу ещё слишком низок.

Доклад Гюнтера Лейтова и Герхарда Пала (Германия) касался маркетинга. При анализе рынка в Европе широко используются следующие статистические данные, названные г-ном Палом ключевыми: потребление товарного бетона на душу населения, доля индустрии товарного бетона в потреблении цемента, потребление цемента на душу населения, число БСУ на 100 тыс. жителей, расход цемента на 1 м3 товарного бетона, процентное соотношение отгруженного товарного бетона по классу прочности, процентное соотношение отгруженного товарного бетона по марке удобоукладываемости, среднее расстояние от БСУ до объекта. Однако для полноты ощущения рынка этой информации отнюдь не достаточно.

Должны учитываться также готовой объём перевозки бетонной смеси одним АБС, годовой километраж, пройденный одним АБС, и, наконец, объёмы заявок по месяцам, неделям, дням, сменам и часам (задача – уловить колебания спроса и в дальнейшем учитывать обнаруженные тенденции, если, конечно, таковые проявятся). Особую роль г-н Пал отвёл потреблению товарного бетона на 1 км2, исходя из которого предлагается подсчитать оптимальное число заводов для той или иной местности. Были и другие любопытные выкладки. Хотя бы просто из интереса попробую этим летом применить методику, рекомендуемую немецкими коллегами.

Далее были представлены доклады по продвижению товарного бетона в Италии (Андреа Болонди) и в Нидерландах (Бенедикт ван Роосмален). Если первый автор затрагивал проблему отставания итальянских стандартов от EN в части производства армированных бетонов, то второй произвёл впечатление, что голландский рынок – это будущее индустрии. Дело в том, что объёмы строительства в Нидерландах снижаются, население предпочитает малоэтажные кирпичные дома, доля товарного бетона в структуре строительства − всего 33%. В этой небольшой стране сосредоточено 196 производителей бетонных смесей, производящих всю линейку бетонов (самоуплотняющихся, морозостойких, лёгких, фибробетонов и т.д.). Из этого числа 130 компаний состоят в региональной ассоциации.

Качество у всех примерно одинаковое, дорожная инфраструктура великолепная (ни у кого нет проблем с логистикой, ни у кого нет преимуществ в сервисе). Любые подвижки на рынке бетонных смесей даются с трудом, например, в жилищном строительстве доля бетона увеличивается примерно на 1% в год (сравните с триумфом монолита в Санкт-Петербурге). Зато несколько хромает мастерство строителей. Поэтому голландские производители ищут выход в поддержке своих заказчиков, обучая их в созданных Образовательных центрах и совместно продвигая технологии строительства товарного бетона. То есть главная задача ассоциации в Нидерландах состоит в том, чтобы помочь строителям успешнее продавать объекты конечным потребителям.

Следующая тема, озвученная Эйнаром Хансеном (соавтором ещё трёх норвежских специалистов), – перспективы производства и продвижение самоуплотняющегося бетона. Проблема индустрии готовых бетонных смесей в этой стране – относительно негативный имидж бетона. Как полагают сами норвежцы, это следствие того, что производители бетона/цемента ориентировались на увеличение продаж в кубах/тоннах, а не на исполнение желаний (не требований, а именно желаний) потребителей. Сейчас домовладельцы, проектировщики и консультанты критикуют бетонную индустрию, в том числе за нежелание брать на себя ответственность за качество возводимых объектов. Как следствие − плохо развитые коммуникации между производителями бетона и так называемыми пользователями недвижимости.

Вообще такая ситуация не является уникальной – это общая проблема для развитых стран Европы (вспомним похожие трудности в Нидерландах). Выходом из этого положения может стать, по мнению норвежских исследователей, активное продвижение самоуплотняющегося бетона. Применение СУБ, в том числе армированного фиброй, имеет ряд преимуществ перед традиционной технологией бетонирования, а именно: более эффективное производство работ; уменьшение объёма вспомогательных работ; снижение влияния на окружение (уровня шума и т.д.); решение в ситуациях, когда вибрирование затруднено; улучшенные, привлекательные поверхности и, наконец, более гомогенные смеси, что обеспечивает повышенную износостойкость бетона.

Проект, представленный в докладе, подразумевает, что СУБ – это не просто бетон, это концепция строительства. И продвижение такой продукции должно подтверждаться улучшением потребительских характеристик зданий. Оцифрованная цель – годовые отгрузки СУБ в 1 млн. м3. Кажется излишним говорить о том, что норвежские отраслевые ассоциации объединёнными усилиями создали Инновационно-исследовательский центр, тесно сотрудничающий с научными и образовательными учреждениями страны. Параллельно (в других залах) шли доклады по добавкам в бетон, по укладке бетона при строительстве Башни в Дубае, по контролю качества, приводились обзорные данные по Латинской Америке и другие материалы.

Кроме технических сессий в Дворце Конгрессов проводилась небольшая выставка, где были представлены стенды Cemex, BASF, Liebherr, Sica, Putzmeister и других гигантов индустрии. Удалось провести ряд предварительных переговоров с некоторыми участниками и набрать огромное количество раздаточных материалов. Больше всего почему-то запал в душу 7-кубовый АБС на шасси Kenworth – таких машин я никогда не видел. Как мне сказали, это разовый проект по заказу одной французской фирмы, намеревающейся использовать полученное детище как инструмент продвижения компании. На самом деле, было ещё много интересного, но перечислять особого смысла нет. Скажем так: эта выставка – приятное дополнение к BAUMA по части добавок и сопутствующих материалов.

И, конечно, каждый день Конгресса заканчивался представительским мероприятием – масса возможностей для знакомств и общения с коллегами из других стран в неофициальной обстановке. Уверен, что все эти знакомства или часть их принесут немало пользы нашей Компании. Что ещё? Было очень жаль садиться в самолёт и так скоро покидать прекрасный город на берегах Гвадалквивира, с его мавритано-латинской архитектурой, пальмами, приветливым населением, фламенко и андалузскими гитарами. Севилья стоит того, чтобы посетить её в туристических целях. Как говорится, quien no vio a Sevilla, no vio a maravilla… (Кто не видел Севилью, не видел чуда!)

Портал BETON.RU выражает искреннюю благодарность Директору по маркетингу компании ЗАО "СЗНК-Бетон" (г. Санкт-Петербург) Дмитрию Уварову за предоставление данного эксклюзивного материала.

 




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9371
Участников online
15
Подписано
7210
Объявлений
2160
Компаний
5285
Новостей
13236
Форумов
24
Тем форумов
21757
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
895

Подписка