|
Повышение цен на цемент грозит сорвать жилищную программу Казахстана
Дефицит цемента способен «опрокинуть» строительную индустрию Казахстана, а ценовые скачки на этот стройматериал грозят свести на нет государственную жилищную программу, сообщает газета "Литер" (Казахстан). Уже сегодня тонна цемента в Казахстане стоит 25-30 тысяч тенге. Тогда как в соседнем Китае – всего 50 долларов. Все дело в ценовом сговоре заводов-производителей и «проделках» серых дилеров. К таким выводам пришел премьер Карим Масимов, выслушав вчера на селекторном совещании правительства доводы специалистов. Для изменения ситуации первым делом предстоит вывести рынок цемента из тени и легализовать его посредством биржевой торговли. Это подорвет мощь посредников и даст возможность конечным потребителям напрямую покупать цемент у производителей. Государство при этом выиграет дважды: рынок станет более понятным и предсказуемым, а налогов будет поступать гораздо больше, чем сейчас. – Посредники в два-три раза накручивают цены, а цементные заводы показывают низкую рентабельность и низкие доходы, – заметил министр. – Соответственно, налогов платят мало. Скорее всего, так они уходят от налогообложения. Хотя, объективности ради, глава Мининдустрии и торговли привел данные по объему экспорта и импорта цемента. С 2002 по 2006 год объем импорта возрос в 2,5 раза. При этом объем потребления вырос более чем в три раза и составил свыше 7,5 млн тонн в год. В этом году стране требуется почти 9 млн тонн цемента. И где их достать в сжатые сроки, неизвестно. – Потребность в цементе всегда покрывалась за счет постоянного импорта. В 2004–2005 годах импорт удваивался ежегодно, – продолжил свои выкладки г-н Оразбаков. – А в 2006 году возрос только на 36%. В первые пять месяцев этого года – лишь на 8%. Основные страны – поставщики цемента – это Россия, Кыргызстан и Узбекистан. С начала текущего года эти государства снизили объемы поставок в нашу страну, постоянно при этом повышая свои наценки, которые уже приблизились к казахстанским. Исчерпание возможностей отечественных производителей цемента и ухудшение ситуации на сопредельных рынках этого товара и привели к невозможности удовлетворить сегодняшний спрос, считает министр. По оценкам экспертов, дефицит цемента в скором времени составит около 500 тысяч тонн в год. Кризиса избежать можно, расширив поставки из соседнего Китая. Но из-за низкой пропускной способности пограничного таможенного поста «Хоргос» и железнодорожного перехода Достык возить цемент из Поднебесной – дело хлопотное и нервное. – Китай – это огромный рынок, цемент там стоит в пять раз дешевле. Но на «Хоргосе» автомобили с грузом выстаивают километровые очереди, – подчеркнул министр. – Пропускной пункт не справляется со своими обязанностями. Надо переходить на круглосуточный режим работы. То же самое касается Достыка. При надлежащем подходе цементные поставки из КНР можно увеличить в 5–6 раз. Этого должно хватить для ликвидации дефицита и снижения цен. Особенно учитывая отмену ввозной пошлины на цемент. Соответствующее постановление правительства выйдет со дня на день. Ссылка по теме: http://www.press-uz.info/ru/content.scm?topicId=2803&contentId=78692
|
|