|
Интервью с генеральным директором ОАО "Искитимцемент" Игорем Мисько
ОАО “Искитимцемент” ближе всех из российских производителей цемента подошел к задаче удвоения объемов производства. Проект сооружения на заводе новой линии по выпуску одного из самых дефицитных на сегодняшний день строительных материалов недавно получил одобрение крупнейшей международной аудиторской компании “Эрнст энд Янг”. ГК “РАТМ” - владелец контрольного пакета “Искитимцемента” - с начала 2005 года работает над планом реконструкции предприятия. К итоговой проверке подготовленных документов было решено привлечь авторитетных зарубежных экспертов, чья независимая оценка требовалась в связи со значительными объемами предполагаемых инвестиций. Общая стоимость проекта, рассчитанного на три года, оценивается почти в 5 млрд. руб. Реконструкция ОАО “Искитимцемент” обещает стать самым масштабным событием для промышленности Новосибирской области и одной из крупнейших строительных кампаний в Западной Сибири за несколько последних десятилетий. О том, какое заключение проекту ГК “РАТМ” дали аудиторы “Эрнст энд Янг”, стало известно в конце июня, на расширенной презентации подготовленного ими инвестиционного меморандума. К участию были приглашены представители крупнейших банков и финансовых компаний (в первую очередь для и готовился данный документ), руководство областной администрации, другие заинтересованные участники и представители СМИ. Генеральный директор ОАО “Искитимцемент” Игорь Мисько рассказал “Ведомостям” об основных параметрах нового проекта, запуск которого начнется в ближайшее время. - Игорь Геннадьевич, динамика развития “Искитимцемента” за последние годы весьма впечатляет. Выпуск завода с 470 тыс. тонн в 2001 году, когда РАТМ приступил к управлению предприятием, вырос к 2006 году более чем в три раза, причем завод обогнал по темпам прироста свою отрасль. Может даже показаться, что и дальнейшее удвоение не является чем-то необычным. Так ли это? Действительно, если в 2005 году в России произведено цемента на 6,4% больше, чем в 2004 г., то прирост за этот же период “Искитимцемента” составил 24%. Тем не менее, имея на 2006 год план по отгрузке 1550 тыс. тонн, завод практически исчерпал свои технические и организационные возможности. Дальнейшее наращивание объема выпускаемого цемента возможно лишь при условии ввода дополнительных мощностей. Нам предстоит построить новое производство, смонтировать технологические линии и довести выпуск цемента до проектных 1,4-1,5 млн.т. цемента в год. Общий объем производимого на заводе цемента достигнет 3 млн.т. в год. Запуск нового объекта намечен на 2009 год. С учетом рентабельности бизнеса, спроса на рынке и пожеланий губернатора, возможен пересмотр сроков ввода в сторону их снижения. Несколько сложной является эта задача? Строительство первых двух линий (аналогичных по мощности) в эпоху централизованной экономики, имевшей огромные финансовые и людские возможности, продолжалось гораздо дольше. Первая линия строилась с 1934 до середины 50-х годов, вторая – с середины 50-х до 1964 года. В 1989 году завод достиг максимального объема выпуска 2580 тыс. т. цемента в год. Наша задача – уложиться в три года. Возможно, срок будет немного сокращен, при этом мы намерены превысить показатели рекордной выработки. Хочу отметить, что в отличие от всесоюзных строек прошлого, когда главным были объемы, для нас не менее важна экологическая составляющая проекта, экономика, социальные показатели. - Кто привлекался к работе над проектом? К его подготовке привлекались специалисты известных российских организаций “НИИ ЦЕМЕНТ”, “СИБНИИПРОЕКТЦЕМЕНТ”, “ОРГПРОЕКТЦЕМЕНТ”. Они проработали техническую сторону вопроса, финансовые и хозяйственные параметры проекта, готовили рекомендации по выбору оборудования. Общая задача – обеспечить работу новой линии на уровне лучших зарубежных предприятий, обеспечить снижение себестоимости продукции, добиться значительного улучшения экологических показателей. Если в настоящее время на действующем предприятии удельные выбросы взвешенных веществ составляют 6,2 кг/т цемента, то после реконструкции за счет изменения технологии и установки импортного оборудования данный показатель сократится до 0,82 кг/т. - Пригласить зарубежных аудиторов было необходимо для придания дополнительного статуса? Проект и без того привлек внимание многих ведущих российских и зарубежных компаний. Оценка независимых аудиторов понадобилась по нескольким причинам. Во-первых, мы рассчитываем на участие в проекте зарубежных инвесторов, так как не секрет, что за рубежом стоимость кредитных ресурсов ниже, чем в России, а для них подготовка инвестиционного меморандума с участием авторитетного аудитора – обязательное требование. Во-вторых, любой инвестор, в том числе российский, заинтересован в снижении собственных рисков, тем боле, когда срок окупаемости составляет несколько лет. Размещая в конце прошлого года второй выпуск облигаций ОАО “Искитимцемент” в размере 500 млн. руб., организаторами и андеррайтерами которого выступили ЗАО ИФК “Алемар”, ОАО АКБ “Росбанк”, Банк Москвы, мы столкнулись с фактом недобросовестной конкуренции. Размещение прошло весьма успешно, но оно могло стать и более успешным, если бы не предпринятые попытки повлиять на общественное мнение относительно наших ценных бумаг. Это несмотря на высокие рейтинги надежности и привлекательные финансовые показатели предложенного инвесторам эмитента. Тогда рынок поверил в нас, что продемонстрировали высокие объемы торгов, сделавшие выпуск облигаций “Искитимцемента” высоколиквидным и надежным вложением денежных средств. Ресурсы, полученные от размещения облигаций, были направлены на модернизацию технологического комплекса, и уже с февраля 2006 года предприятие вышло на более высокие объемы производства. Начав подготовку к строительству нового цементного завода, мы намеренно сделали проект максимально открытым и привлекли к его оценке независимых экспертов. - Почему выбор пал на “Эрнст энд Янг”? “Эрнст энд Янг” - фирма, входящая в тройку лучших и самых авторитетных аудиторов мира. Ее специалисты просчитали для нас несколько моделей. Подтверждены основные параметры, такие как срок окупаемости проекта, перспективы нового предприятия на рынке, его конкурентные преимущества, общая эффективность предполагаемых затрат, другие экономические параметры и нормативы. - Какова стоимость проекта, и каков предполагаемый срок гашения кредита? Объем необходимых инвестиций составляет 4,5 млрд. руб. 4 млрд. руб. потребуется на строительство новой технологической линии, увеличение оборотных средств, предпроектные затраты и обслуживание инвестиционных займов. На закупку импортного оборудования, шефмонтаж и инжиниринг запланировано израсходовать 2,8 млрд. руб. Сегодня оборот “Искитимцемента” составляет 2,2 млрд. руб. Новый завод позволит довести суммарный оборот до 9 млрд. руб. (учитывая динамику роста цен на цемент), что даст возможность рассчитаться с полученным кредитом за три года. - Какие из банков приняли участие в презентации инвестиционного меморандума? -На презентацию были приглашены большинство крупных банков: Сбербанк России, Газпромбанк, Внешторгбанк, Промстройбанк и другие. С западными банками переговоры пока не проводились, поскольку им уже на начальном этапе необходим подготовленный инвестиционный меморандум. Следующий этап – работа с западными банками и с российскими инвестиционными компаниями – “Алемаром”, “БКС”, “Тройкой диалог” и другими. Предполагается, что окончательный отбор произойдет на конкурсной основе. У кого будут лучше условия, с теми подпишем договоры. - Будет ли проводиться тендер среди поставщиков оборудования? Поскольку нашей задачей является создать производство, работающее по европейским стандартам, с эффективностью на уровне лучших заводов мира, то решено выбрать оборудование западного производства. Уже получены предложения по его поставкам от 7 ведущих фирм, среди которых так же будет проводиться тендер. На каждую поставку есть минимум 2-3 претендента. Реконструкция “Искитимцемента” - крупный проект. Аналогичного по масштабам в НСО не было уже 40-50 лет, со времени строительства той самой линии, которая сейчас работает, т.е. с 1963-64 года. Полагаю, что участие в таком масштабном мероприятии способно принести всем участникам не только материальные дивиденды. - Не осложняет ли реализацию проекта то, что строительство будет вестись на действующем предприятии, к тому работающем в напряженном ритме? Новый проект – это строительство еще одного завода в границах существующей производственной площадки. Если бы мы начали строить на новом месте, потребовалось бы создавать всю инфраструктуру, подтягивать коммуникации, прокладывать автомобильную и железную дороги, которые здесь уже имеются. Есть возможность транспортировать готовую продукцию по воде. Новая линия умещается на старой площадке, тем самым мы оптимизируем внутреннюю транспортную логистику. Готовность основной инфраструктуры проекта в целом ускоряет его реализацию. Новая линия заменяет собой выбывшую в 1993 году первую линию, проектирование которой началось еще в 30-х года прошлого века, а запуск первой печи по обжигу цемента состоялся в сентябре 1934 года. За время работы завод выпустил около 100 млн. тонн цемента, обеспечивая им все стройки Сибири. Такие промышленные объекты сложно создавать, но и работают они очень и очень долго. - Рассчитываете ли вы на поддержку областной администрации? С администрацией Новосибирской области работа идет в тесном контакте. Мы информировали губернатора о проекте и, когда стали готовы к тому, чтобы его презентовать, обратились в областную администрацию за поддержкой. Губернатор следит за работой “Искитимцемента”, и я думаю, что результаты, показанные предприятием в последние годы, его удовлетворяют. В апреле этого года Виктор Толоконский приезжал на завод, когда состоялось первое обсуждение инвестиционного проекта. В совещании участвовали его заместители, руководители группы компаний РАТМ и “Искитимцемента”. Губернатор попросил Владимира Анисимова, руководителя департамента строительства и ЖКХ, подготовить по результатам проведенного обсуждения документ, в котором предусмотреть меры поддержки развития завода, рассчитанные на несколько лет. Включить в него организационные и финансовые мероприятия, в том числе меры по коммуникационному обслуживанию и по оптимизации транспортных потоков. Заводу пообещали, что областные власти поддержат проект, обеспечив субсидирование процентной ставки, и при необходимости – гарантиями. Областная администрация готова оказать содействие в решении вопросов, связанных с техническими условиями модернизации предприятия, в частности речь идет о наращивании объемов потребления газа и электроэнергии. Обеспечение “Искитимцемента” дополнительными ресурсами будет включено в перечень приоритетных инвестиционных задач области. Думаю, что слова губернатора не разойдутся с делами. О конкретных формах и размерах поддержки можно будет говорить позже. Также мы рассчитываем на компенсацию части процентных ставок по кредитам. Ясно одно – в одиночку такой объем работы выполнить тяжело. Чтобы все прошло успешно, “Искитимцементу” требуются не только большие долгосрочные инвестиции, но и поддержка со стороны властей.- Какова роль ГК “РАТМ”? “РАТМ” - это организующее и направляющее начало всего проекта. Это большой локомотив, который тянет за собой всех его участников. “Искитимцемент” - работающее предприятие, поэтому нам, безусловно, необходим дополнительный менеджмент, люди, интеллектуальный потенциал. Кроме того, проект нуждается и в собственных инвестициях – требуется обеспечить до 30% объемов финансирования. Эти средства выделяет “РАТМ”, который уже затратил на предпроектную проработку 14,3 млн. руб. - Каков будущий вклад цементного завода в экономику Искитима и Новосибирской области? Роль завода и нового проекта для Искитима сложно переоценить. Начнем с того, что предприятие имеет градообразующее значение для Искитимского района: 50% промышленного производства – наше. Если мы удвоим свои объемы, то это обеспечит существенный прирост промышленного производства как в районе, так и в области. Налогооблагаемая база возрастет вдвое. В прошлом году завод заплатил 285 млн. руб. налогов в бюджеты всех уровней, в этом году этот показатель будет еще выше. С вводом новой линии появятся 300-400 дополнительных рабочих мест, за счет увеличения производительности труда вырастет зарплата. - Можно ли было обойтись без строительства второй линии, скажем, просто модернизировать действующее на заводе оборудование? Без второй линии проблема дефицита цемента в НСО будет постоянно нарастать. Сейчас нехватка его начинает ощущаться в летний период, а со следующего года прогнозируется уже стабильный дефицит. Это оценки нашей областной администрации и Минэкономразвития, прогнозирующего, что к 2010 году общая потребность в цементе в России возрастет до 85-90 млн. тонн, в то время как в прошлом году все цементные заводы России произвели чуть больше 48 млн. тонн цемента, а их совокупные мощности рассчитаны на производство менее 70 млн. тонн цемента. В течение 40 лет основные фонды цементных предприятий не обновлялись, в стране ничего не строилось. С начала 70-х годов выбыло почти 25 млн. тонн мощностей, взамен которых ничего не построено.Без нового производства строительный комплекс Новосибирской области через 3 года задохнется, строить будет не на чем. Поэтому, безусловно, потребность в наращивании мощностей назрела. Экономика и рынок диктуют необходимость развития цементной отрасли. Все проекты, которые намечается осуществить не только в Сибири, но и в европейской части страны, не покрывают растущего спроса. Известно, что рост благосостояния граждан и положительные тенденции в экономике в первую очередь приводят к росту нового строительства, которое невозможно без цемента. Наш проект полностью вписывается в президентскую программу “Доступное жилье” и, кроме того, его выполнение даст толчок развитию строительной отрасли. Предстоящий большой объем строительно-монтажных работ (почти 2 млрд. руб.) выведет ее на новый уровень. Такого значительного объекта у строителей и монтажников уже давно не было. - Рассматриваете ли вы в будущем расширение географии поставок “Искитимцемента”? -Искитим удачно располагается в окружении нескольких областей, в центре большого региона. Мы удобны по логистике, и при наличии новых мощностей завод будет вполне конкурентным на рынках Западной и Восточной Сибири, Тюмени, Уральского региона. У нас налажены поставки в Казахстан, где дефицит составляет около 1,5 млн. тонн цемента. - Обеспечен ли проект сырьевыми ресурсами? Проведенный аудит подтвердил высокое качество имеющегося в Искитиме сырья и его значительные запасы. По имеющимся оценкам, их хватит не менее, чем на 100 лет. Качество исходного сырья по своим характеристикам позволяет осуществить строительство завода по производству цемента “сухим” способом, данная технология производства является современной и экономичной. “Сухой” способ сокращает расход энергоресурсов, поэтому ожидается экономия газа почти в 2 раза, электроэнергии – на 15%. В целом затраты на производство одной тонны цемента при “сухом” способе ниже на 27% - в основном за счет уменьшения топливно-энергетических затрат. Внедряемая технология обеспечит относительное снижение себестоимости, но при общем дефиците цемента цены на него будут расти, по нашим прогнозам, еще примерно десять лет.- С самого начала работы над проектом ГК “РАТМ” демонстрирует полную открытость всего происходящего. Чья это инициатива? Губернатор области Виктор Толоконский предложил сделать проект реконструкции “Искитимцемента” открытым и публичным, с тем чтобы показать пример максимально цивилизованного развития предприятия. Но и сами акционера стремились подробно информировать жителей области, бизнес-сообщество о ходе выполнения значимого для региона проекта.С самого начала мы говорили о том, что завод должен работать открыто и прозрачно. Поэтому все важное, что будет происходить, будет сообщаться в СМИ. Есть договоренность с обладминистрацией, что общественность будет контролировать выполнение работ, возможно для этого даже будет создан специальный совет. Реконструкция “Искитимцемента” - знаковое событие для области. Мы уверены в его успехе и, конечно, нам хочется, чтобы нас поддержали не только руководители, но и простые горожане, жители области, которые, безусловно, почувствуют положительный эффект от запуска нового завода: в строительстве жилья, дорог и многих важных объектов. Портал БЕТОН.РУ благодарит пресс-службу ОАО "Искитимцемент" за предоставление данного материала.
|
|