С началом строительного сезона трасса Новосибирск-Искитим для строительных компаний города становится «дорогой жизни». Очередь машин на погрузку к «Искитимцементу» выстраивается с раннего утра. С ростом строительства растет и спрос на цемент - основной строительный материал. О потребности в цементе строительного рынка и о планах по увеличению его производства наш разговор с генеральным директором завода «Искитимцемент» Игорем Мисько:
- Игорь Геннадьевич, последние четыре года завод демонстрировал устойчивую динамику роста. Какую планку вы ставите на 2006 год?
В прошлом году мы полностью восстановили вторую площадку, запустили все четыре технологические линии. Идем к проектной мощности 1650-1670 тысяч тонн цемента в год. Даже в плановые социалистические времена завод выдавал максимум 1640 тысяч тонн цемента в год, причем с учетом первой площадки постройки 1930 года, которая сейчас выведена из эксплуатации в связи с износом оборудования. В 2006 году должны выйти на 1500-1550 тысяч тонн. В 2007-м планируем произвести 1600-1650 тысяч тонн, то есть завод подходит к своей проектной мощности на оборудовании 50-летней давности. За счет технических решений, думаю, дотянем до 1700 тысяч тонн. Все. Это предел наших возможностей. Должен сказать, что примерно в таком же положении находятся все цементные заводы страны. С 90 млн тонн в 90-х годах мощности российских заводов в настоящее время упали до 62,5 млн тонн. Износ оборудования на всех заводах 80% и выше - последние линии ставили 40 лет назад. За 2005 год производство составило где-то около 53 млн. тонн цемента - окончательных данных еще нет. Если за ориентир брать президентскую программу по вводу жилья, к 2010 году производство цемента в стране должно составить 80-82 млн тонн в год. То есть к сегодняшнему уровню нужно добавить почти 40% мощностей.
На Западно-Сибирский
регион в основном работают «Искитимцемент»,
«Сибирский Цемент», частично потребности закрывают уральские заводы, но они все больше переориентируются на Центральный регион. Там строительство пошло в рост раньше и более быстрыми темпами, чем в Сибири, и дефицит цемента уже сейчас составляет около 6 млн тонн. Возможности экстенсивного пути для завода исчерпаны. После того, как предприятие достигнет проектной мощности, увеличение производства на каждые 5 процентов будет требовать огромных капиталовложений. Поэтому сегодня, занимаясь переоснащением производства, мы одновременно ведем работы по восстановлению первой площадки.
В 30-х годах именно с нее наш завод начинался, потом по ветхости оборудования она была выведена из эксплуатации. И вот теперь на этом месте мы готовимся построить фактически еще один завод.
- Какой мощности будет новая линия и, самое главное - когда сроки пуска?
Новая печь планируется производительностью 1300-1500 тысяч тонн. К концу апреля СИБНИИПРОЕКТЦЕМЕНТ полностью выдаст все рекомендации для выполнения проектных работ. Экономические расчеты и выкладки фактически уже лежат у меня на столе. Реализация проекта оценивается приблизительно в 4,5 млрд рублей, а вместе с вопросами экологии около 5 млрд рублей. Срок окупаемости 6 лет. Для такого производства это нормально. Западные компании под подобные проекты закладывают сроки окупаемости в 20 лет и выше. Вместо применяемого сейчас так называемого «мокрого» способа, не в полной мере отвечающего требованиям экологии, будет использоваться более экологичный и менее энергозатратный «сухой способ». Надеемся, что благодаря снижению себестоимости сможем быстрее окупить затраты. По плану на строительство новой линии отводится три года. После пуска, который мы намечаем на 2009 год, производительность «Искитимцемента» достигнет 2,9 миллиона тонн.
- Буквально на днях на «Искитимцементе» побывал губернатор области. Его приезд был связан со строительством новой линии?
Губернатор проводил на заводе рабочее совещание по развитию промышленности области. То, что местом для этого был выбран «Искитимцемент», думаю, не случайность. Проектов, подобных нашему по масштабу и вложениям, в области не было лет двадцать, в плане реализации президентской программы «Доступное жилье» строительство новой линии, почти вдвое увеличивающей мощности предприятия, становится особенно актуальным. Вопрос о привлечении инвестиций для развития «Искитимцемента» руководством группы «РАТМ» и областной администрацией обсуждался уже два года. Без государственной поддержки поднять такой проект трудно, если вообще возможно. Сейчас точки над i расставлены. Заводу обещана и организационная, и финансовая поддержка. По кредитам, которые будут взяты на строительство второй очереди «Искитимцемента», администрация области будет субсидировать процентные ставки. Из инвестиций в 120 миллионов евро, о которых мы вели переговоры, кредиты составят порядка 70% на срок 7-8 лет. Вложения колоссальные, но с пуском второй очереди значительно вырастут и финансовые возможности предприятия. С нынешних 2,2 миллиарда в 2009 году обороты завода, по нашим расчетам, должны подняться до 9 миллиардов рублей.
- В 2005-м, к неудовольствию строительных организаций, цена увеличилась на 40%. Неужели и в этом сезоне цемент также вырастет в цене?
Думаю, да. В условиях рынка при дефиците товара рост цены закономерен. Почему-то никто не спрашивает со строителей за то, что цена квадратного метра за год увеличивается на 30 процентов. Максимальная составляющая цемента в себестоимости строительства до 3 процентов - это в монолитном домостроении. В остальных меньше - от полутора до трех процентов. Эти цифры известны всем. Так что строителям, прежде чем ссылаться на цементников, я бы посоветовал - вы свою себестоимость расшифруйте. Мы это делаем ежемесячно, отчитываясь перед антимонопольным комитетом. Поднимают цены сырьевики - им тоже надо развиваться. В структуре себестоимости цемента 40% занимает энергетика, а цена электроэнергии и газа, как известно, каждый год растет опережающими темпами. 15% себестоимости составляет заработная плата с отчислениями. Мы ежегодно обеспечиваем ее прирост на 20-22% - без этого тоже нельзя. Только ремонтный фонд завода на этот год около 500 млн рублей. Оборудование старое, его необходимо поддерживать в рабочем состоянии. А нужно еще и развиваться. Строители сами говорят: цемента не хватает! Но вы же не хотите, чтобы у нас было, как в Казахстане, где в прошлый строительный сезон тонна цемента влет уходила за 160 долларов, потому что дефицит цемента в регионе миллион тонн.
- Существуют ли предприятия, которым вы продаете свою продукцию по более низким ценам?
В 2005 году было заключено соглашение с областной администрацией и Ассоциацией строителей по обеспечению цементом заводов ЖБИ. Был составлен график - сколько эти предприятия должны забрать зимой, летом, осенью, определен размер скидок. Со своей стороны мы обязательства выполнили. Все потребности заводов ЖБИ закрывались полностью, ценовая скидка в общей сложности потянула ни много ни мало на 40 млн рублей. Заводы же весь необходимый им цемент забрали летом, а зимой и осенью заказов практически не было. Обязательства всегда взаимные, они выгодны, если выполняются обеими сторонами. Мы заинтересованы в планомерной работе, как это было при социализме, когда существовал ровный график сбыта. Завод тогда давал по 120-130 тысяч тонн цемента в месяц в течение всего года. Сейчас цемент нужен всем в пиковый сезон с мая по сентябрь, а в течение года есть моменты, когда у нас могут простаивать мощности. При более равномерном сбыте общие объемы производства могли быть больше. Это и в интересах наших потребителей. В этом году помесячный рост спроса составил 10-15%, даже с учетом нынешней холодной зимы. Не могу сказать, что это уже тенденция. Но некоторые наши заказчики, видимо, уже понимают: чтоб гарантированно получить цемент, нужно и свой график работ планировать по году более равномерно.
- Насколько завод готов к пиковому сезону? Он, можно сказать, уже начался: за цементом к вам очередь.
В этом году, чтобы пройти пиковый сезон, мы запасли 40 тысяч тонн цемента и 150 тысяч тонн клинкера - исходного сырья. Это практически 15% годового выпуска. Больше при имеющихся мощностях завод дать не может. Потребности строителей в этом году мы все-таки закроем, а вот следующий год будет уже дефицитным. Исправить ситуацию может только ввод новых мощностей. Понимание этого есть и на уровне федерации, и областных властей. Сейчас нужны только конкретные действия.
Ссылка по теме: http://vn.ru/18.04.2006/economics/76046/