Реклама

Интервью с министром регионального развития России Владимиром Яковлевым

Дата публикации: 06.04.2006 Количество просмотров: 402

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Яковлев – министр регионального развития РФ. Эфир ведет Ольга Бычкова.

- Добрый день. Я приветствую министра регионального развития РФ Владимира Анатольевича Яковлева. Добрый день.

Добрый день. 

- И говорить мы будем сегодня о жилье, которого не хватает слишком многим россиянам. Доступного и комфортного еще больше. Прежде я бы хотела начать вот с чего. Как утверждают социологи, половина россиян готовы так или иначе выйти на улицы или принять участие в акциях протеста, связанных с ухудшением их материального положения. Ближайшая такая акция назначена на 8 число против роста тарифов ЖКХ. Половина протестующих, по мнению социологов, это одно, а какие у вас ожидания, как вы думаете, насколько серьезной будет акция в этом году?

Давайте, прежде всего, начнем с того, что все-таки у нас 3 млрд. квадратных метров жилья. Жилье имеет большую степень износа, ЖКХ в целом как инженерная инфраструктура тоже более 70% изношена.

- А тарифы все растут.

К сожалению, тарифы растут, за все необходимо платить. Другой разговор, сколько необходимо, вот какая доля должна идти за счет населения, а что должно оплачиваться за счет бюджета. Есть социальная защита это 22% барьер, от совокупного дохода семьи, если он перешкаливает, то, безусловно, государство помогает. И эта цена достаточно большая. Более 50 млрд. рублей. Если говорить вообще в целом о ЖКХ, то долги составляют более 360 млрд. рублей.

- Это какие долги?

Долги предприятий, поставляющих газ, тепло, электроэнергию, долги бюджетов разных уровней этим же предприятием. Это долги населения. 70 млрд. рублей за уже отпущенную услугу, должно население. И теперь, когда мы говорим: довольны ли люди – да конечно недовольны. Качество услуг не намного улучшается, в ряде случаев даже ухудшилось, потому что та часть, о которой говорили об изношенности, она значительно влияет на степень эксплуатации и оказания услуг. Поэтому мы говорим, что необходимо принимать ряд мер, в том числе на уровне муниципалитетов и субъектов. По всем законам, по Жилищному кодексу все, что относится к ЖКХ, это предмет управления на муниципальном уровне. И мы когда говорим о забастовках, о прочих явлениях, это действительно протестная мера, которая заставляет задуматься власти всех уровней, а что здесь еще можно сделать и каким образом можно сделать. То, что большое количество народу недовольно, по разным опросам больше половины людей точнее, до 70% не удовлетворены своим жильем и тем, как эксплуатируется это жилье. Конечно, надо принимать меры. Поэтому Жилищный кодекс говорит о том, что необходимо создавать товарищества собственников жилья, которые бы взяли на себя вопросы управления.

- То есть вы хотите сказать, люди, вместо того идти на улицы с транспарантом, создайте товарищество собственников жилья и так далее, примите конкретные меры сами в своей жизни.

Я единственное хочу сказать, что если люди не почувствуют того, что они должны взять в свои руки. Почему мы говорим о развитии демократии, в том числе через муниципальные образования. Поскольку 24 тысячи муниципалитетов создано в стране на 1 января этого года. Это огромная большая власть на местах, которая должна решать многие из тех вопросов, которые мы сейчас задаем. Ну, выйдут люди на улицу и мало того, многие выходят просто из-за протеста о том, что все равно что-то плохо, что-то надо поменять. Я не думаю, что на улицах решаются те важные задачи, о которых мы сейчас говорим. Безусловно, людям необходимо помогать. И товарищества собственников жилья, которые создаются, необходимо помогать в ремонте зданий, помещений, основных конструкций. Нельзя на жителей и муниципалитеты возлагать всю ответственность за те недоремонты, которые складывались в течение десятков лет. Необходима им поддержка. Но решать на улице эти вопросы, наверное, не совсем логично и не совсем правильно.

- То есть тогда скажем по-другому, вы хотите призвать людей стрелки как-то перевести. То есть идите, разбирайтесь в ваших близлежащих инстанциях, что у вас там собственно в ваших городах происходит.

Не совсем может быть так. Хотя разбираться, безусловно, необходимо на местах. Но поддержка должна быть от всех уровней. Мы сейчас готовим такие рекомендации, предложения, в том числе и внесение изменений в законодательство, чтобы активнее шел процесс реформирования ЖКХ. Допустим, мы говорим о том, что более 100 млрд. рублей из федерального бюджета получают льготы за оплату услуг жители. Это граждане нашей страны. Примерно половина из этой суммы это компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, тот, кто сам не может в полном объеме оплачивать. Мы считаем, что эти деньги должны попадать не в бюджеты муниципалитетов, а они должны попадать на расчетные счета конкретных граждан, на персонифицированные счета с тем расчетом, что если граждане будут создавать эти товарищества, чтобы они понимали, что лучше нанять такую структуру, которая будет правильно оказывать услугу. И не платить тем, кто эту услугу оказывает очень некачественно, очень плохо. Жалоб очень много. Заявлений очень много. И мы видим, что в этом плане много недоделано. Происходят аварии, много теплопотерь в домах. За все же граждане не могут отвечать. Поэтому мы должны создавать им условия, чтобы легче было производить оплату. Чтобы дешевле становилась услуга. Но мы сегодня не дошли даже до того предела, до того рубежа, так называемых полностью окупаемых услуг. Ведь магазин, когда гражданин приходит, покупает хлеб, колбасу, он считает, безусловно, что надо за него заплатить.

- Это понятно. Но гражданин же справедливо полагает, что то, что он платит, а тем более если ему придется платить еще и еще больше, а цены повышаются на глазах, то цена качеству не всегда соответствует.

А за некачественную услугу и платить не надо или надо платить в таком проценте, в котором эта услуга оказывается. Первое. Второе. Если вы помните, как начинался прошлый год. Сразу со скачка тарифа до 32,6%. В прошлом году в конце года был принят закон 184-й, который ограничил рост тарифов до 20%. Создан сейчас коридор. Выше 20% в принципе в среднем по России нельзя повышать тарифы. На сегодняшний день, если говорить в среднем по России, за три месяца рост тарифов произошел на 18%, это практически в два раза ниже, чем это произошло в прошлом году. И мы уверены, что дальше рост тарифов в этом году расти уже не должен. Потому что основные процессы повышения тарифов уже прошли.

- Вы уверены или вы утверждаете, что так оно и будет?

Я утверждаю, что так должно быть и так будет.

- Мы продолжаем наш разговор. Говорим о жилье доступном и комфортном. Это национальный проект российский. Можно без преувеличения сказать, что это проект номер один, хотя их всего несколько.

Их четыре. Президент 5 сентября озвучил все проекты. В число этих проектов - проект "Доступное жилье" гражданам России и инструментом для реализации этого проекта является федеральная целевая программа "Жилище". Мы ее приняли на правительстве в прошлом году. Сегодня начинается этап уже реализации проекта. Четыре подпрограммы в этом проекте. Это предоставление бесплатного жилья тем, кому государство по законам должно предоставить это жилье. 133 тысячи семей до 2010 года будут обеспечены жильем. Это программа "Молодежь", предоставление жилья молодежи. Но с социальным подходом. 40% предоставляется субсидий молодежи для оплаты первого взноса, а дальше молодая семья, оформив ипотеку, получив жилье. Начинает за него доплачивать. И самое главное - необходимо увеличивать объемы жилищного строительства. Есть две подпрограммы, которые находятся в целевой программе "Жилище". Это инженерная подготовка территорий и модернизация ЖКХ, это то, как раз, о чем мы говорили. Изношенное хозяйство требует колоссальных затрат, требует конкретного участия как государства, так и бизнеса. Мы сейчас программой ФЦП создаем условия, для того чтобы появился нормальный рынок от продажи на аукционах участков…

- Это понятно. Об этом говорили. Скажите, у вас уже есть ясность, что происходит на уровне отдельных регионов и что нужно там совершенно конкретно. Потому что везде картина разная. А когда начинаются какие-то масштабные преобразования, как с монетизацией льгот, было, предположим, вдруг выяснилось, что ни у кого полного списка всех задач и целей оказывается, нет.

Абсолютно правильно. Все проекты такие крупные такого плана обычно начинаются с административных решений и не всегда эти административные решения правильно оцениваются на территориях. Некоторые чего-то ждут, а вдруг чего-то поменяется. 

- А чего они ждут?

Некоторые инициативу не проявляют. А ведь смысл заключается в том, что задача верхнего уровня власти подготовить законодательную базу, разработать правила, на уровне региональном необходимо эти правила выполнять и готовить свои программы.

- А разве национальный проект это не когда регионам федеральный центр дает денег для их нужд, а они сидят, наверное, и ждут, когда им дадут денег.

Дело в том, что сегодня в регионах как раз решается судьба строительства, они строят на территориях, строительство ведется. Промышленность строительных материалов тоже на территориях. Поэтому они работу ведут. Другой разговор. Ведь новый проект, а проект, честно говоря, он достаточно сложный, тяжелый проект по отношению к тем проектам, которые мы перечисляли по образованию, сельскому хозяйству и медицине, поэтому здесь требуется гораздо больше разъяснений, гораздо больше порядка, постановлений и изменений в ряд законодательств. Допустим, 214-й закон, о котором много говорили, в том числе и на вашей радиостанции, что этот закон приостановил работу многих подрядных организаций по кредитованию банков, поскольку они не согласны были с исполнением этого закона.

- Это по долевому участию.

Речь идет о долевом участии. Нужный закон, понятный вроде бы закон. С одной стороны очень здорово защитили дольщиков, а с другой стороны недоучли, что баланс перевесился теперь в сторону дольщиков. И поэтому здесь необходимо находить компромиссы. Сейчас, точнее сегодня этот документ продолжает обсуждаться в ГД, мы надеемся, что поправки все-таки будут приняты, и в результате обсуждения мы придем к тому, чтобы этот закон заработал. То, что касается регионов, регионы не должны и многие не ждут, когда кто-то к ним придет, и будет требовать исполнять. Безусловно, нужна подготовка территорий. 209 заявок субъекты уже сегодня сделали в "Росстрое". Но при этом мы говорим о качестве заявок. Не все они соответствуют тем параметрам, которые нужны. Но есть хорошие предложение, хорошие проекты. Орловская область, Самарская область замечательные предложения. А есть наиболее плохие. Это республика допустим, Тува не в полном объеме подготовлено. Есть территории в Центральной России, которые не совсем подготовились. Есть недопонимание и крупных центров, которые работают по своим планам, но не представили соответствующие документы к нам сюда в центр.

- То есть это документы в обмен на деньги. Правильно? Схема такая.

В принципе да. Мы должны понять, что делается на территории. Но мы и включили в эти проекты механизмы и инструменты, которые должны дать дополнительные квадратные метры к тому, что делалось там на территориях. Но мы должны представлять, что промышленность строительных материалов это на сто процентов рыночный объект управления. А если говорить о строительных компаниях, более 90% компании частные, находятся в рынке, поэтому, казалось бы, государству вмешиваться не надо. А на самом деле без участия государства проекты эти не пойдут в полном объеме. Почему? Мощностей электро-, тепло-, газо- ввода, отведения, канализования не хватает, а без государства решить эти вопросы невозможно.

- То есть регион должен сказать: вот нам здесь нужно построить цементный завод или расчистить какие-то площадки серьезные и вот эта проблема, которая у нас все держит. Помогите нам ее решить.

Построить цементный завод это дело бизнеса. Но при этом, если мы видим, что бизнес все-таки требует больших колоссальных средств на модернизацию, а цементные заводы на 70% оборудование изношено, значит, необходимо пойти навстречу по ряду вопросов. Каким вопросам. Они закупают, допустим, цементные мельницы за рубежом. Это таможенные пошлины, НДС, значит, государство должно оценить и понять, что дешевле убрать эти обременения, для того чтобы пошел цемент в стране.

- То есть задача заключается в том, что в каждом конкретном месте выявить вот такое звено, которое держит развитие всех остальных…

Конечно. Вот один из вопросов развития жилья допустим, в Сибири. Там в свое время была хорошо развита промышленность строительных материалов, домостроительные комбинаты неплохо работали, развивалась Сибирь активно, Дальний Восток, а в 90-е годы наступил спад. Промышленность опустилась, домостроительных комбинатов мощности если существуют, то всего лишь процентов на 20 используются. Необходимо все это возрождать. Возрождать можно бизнесу и бизнес это будет делать. Но если необходима помощь государства и конкретных субъектов, надо помогать, это гораздо будет дешевле, если мы соотносим к себестоимости квадратного метра.

- Но приписывать должны, наверное, при таких обстоятельствах в немереных масштабах.

Давайте мы сейчас вспомним только две цифры. Себестоимость строительства допустим, 11-12 тысяч рублей квадратный метр, а продажная цена средняя 24 тысячи. Какая сразу разница. Здесь мы сразу понимаем, что большие издержки, связанные с административными барьерами, с переводами земель из категорий в категорию. Решением вопросов, связанных с предоставлением каких-то услуг с бесплатным жильем, решение вопросов по социальным задачам, это необходимо муниципалитету, решать социальные задачи на территориях и жилье бесплатное получать застройщика, но в то же время это же делается за счет потребителя, что абсолютно неправильно. Поэтому мы и говорим, что есть федеральная целевая программа. Есть подпрограмма инженерной подготовки территорий. Она заключается в оказании поддержки государства. Государство дает гарантии и на 50% процентует процентную ставку. Ту, которую застройщик берет в банке. Берет 14%, государство ему прощает 7%. 

- Понятно. Но я вас еще вот о чем спрашивала. Наверняка, когда речь идет о бюджетных деньгах, конечно же, будут приписывать мертвые души, потемкинские деревни, говорить, вот у нас несчастных бедных сирых и убогих в регионе не столько, а в 10 раз больше. И у нас тут масштаб проблемы не такой, как мы всегда говорили, а на самом деле совершенно другой. И, в общем, дайте нам немножко отпилить от ваших…

Такие мнения, такие разговоры ведутся. Но система учета все-таки налажена так сейчас уже достаточно жестко.

- Но ловили уже какие-то заявки, где что-то такое можно было.

Если говорить по заявкам, то на сегодняшний день абсолютно понятно, что по программам, которые финансируются за счет федерального бюджета, заявки на первом этапе всегда предоставляются - больше заявим и соответственно побольше дадут. Ничего подобного, мы инвентаризируем заявки, мы смотрим, что в них включается, и после этого принимаем решение. У нас есть возможность выбора, потому что деньги все-таки ограничены. И они не в таком объеме, что можно решить сразу все вопросы.

- А ведь считается, что деньги на национальные проекты это такая бездонная бочка практически. Сейчас их так много у государства образовалось.

Они находятся как бы в других направлениях. Если мы говорим про Стабилизационный фонд, он не используется на эти средства. Если мы говорим Пенсионный фонд, он также не используется на эти проекты. А денег на проекты, в самом деле, действительно много. То есть на начальном этапе необходимо правильно раскрутить механизм. Для того чтобы раскрутить национальный проект по стране, требуются колоссальные усилия. Для того чтобы он был всеми понят. И самое главное в этой ситуации, когда мы говорим решение жилья, во многом зависит от того, как ты сам можешь это сделать, как ты сам к этому относишься. Сегодня только 9% людей могут за свой счет или за счет заемных средств решить свою судьбу приобретение жилья.

- 9 это еще много.

Мы поставили задачу, чтобы до 2010 года уже 30% могло поучаствовать в этих программах. Большие задачи. Сегодня мы вводим 43 млн. квадратных метров жилья. А задача поставлена президентом 80 млн. По ипотеке 46 тысяч ипотечных кредитов было в прошлом году, а задача стоит до миллиона довести ипотечных кредитов в год.

- Подождите, 46 тысяч ипотечных кредитов.

По стране.

- По стране. Ничего себе. Страна, где 140 млн.

Да, очень мало.

- Это вообще нисколько просто.

Вообще, если мы говорим об ипотечном кредитовании, в полной своей форме прямой классической еще не начало работать в стране. По ипотечному кредитованию в США более 50% ВВП используется. А у нас пока 0,03%. Поэтому нам есть куда двигаться. И в этом плане мы можем уже говорить о результатах. Допустим, 2005 год по отношению к 2004 году увеличение произошло в два раза. Сегодня более 350 банков принимают участие в ипотечном кредитовании. Объемы небольшие.

- Объемы небольшие, потому что это отдельно от государственной программы.

Есть вопросы, которые на сегодняшний день допустим, не решены или беспокоят. Это риски банков. Так называемый нужен переселенческий фонд, если там кто-то не справляется с ипотечным кредитованием. Этого фонда, как правило, нет. Есть вопросы, связанные с процедурой этих административных барьеров, которые мешают прозрачно решать задачи и так далее.

- Специалисты называли разные цифры, чтобы решить все эти проблемы вообще с ЖКХ, если брать эту историю в своей полноте, то сотни миллиардов долларов нужно откуда-то взять, для того чтобы заткнуть даже просто дыры. Если сравнивать цифры потребности с тем, что выделено под этот национальный проект, то вот как получается?

Под национальный проект выделены средства на увеличение объемов строительства. То, что связано с ЖКХ по реформе ЖКХ это совсем отдельная тема и требует действительно триллионы рублей для того, чтобы все выправить. Но мы можем вспоминать 10 лет назад, 20, 50 лет назад финансирование ЖКХ всегда шло по остаточному принципу. Когда всем распределили, то, что остается там, это дается на ЖКХ. И сегодня мы должны всю ту часть переправить. Реформа ЖКХ это не простое выкачивание денег из населения, а это решение конкретных вопросов и задач, связанных с законами, нормами, правилами и оплатой.

Хотелось бы в это верить. Спасибо большое. Владимир Яковлев, министр регионального развития был в прямом эфире "Эхо Москвы". Спасибо вам.

Ссылка по теме: http://echo.msk.ru/interview/42736/

 




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
15726
Участников online
60
Подписано
13272
Объявлений
1112
Компаний
5502
Новостей
13901
Форумов
24
Тем форумов
18910
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
514

Подписка




Политика конфиденциальности