|
Невысокий процент повышения добычи гранитного щебня - одна из проблем развития Ленобласти
Невысокий процент повышения добычи строительного камня – одна из проблем развития Ленинградской области. Причина заключается в том, что богатый подобными месторождениями регион до сих пор не может ими правильно распорядиться. А если проще – найти эффективных недропользоватей. И дело не в том, что таковых нет. Есть. Однако, при подведении итогов конкурсов чиновники Ленобласти их почему-то игнорируют, отдавая предпочтение тем, кто рисует воздушные замки. Как показывает практика, такие замки очень непрочны. Мираж быстро рассеивается, а отрасль продолжает медленно загибаться. В советские времена заводы по производству гранитного щебня строились как можно ближе к разрабатываемому месторождению. Завод и недра окутывала единая инфраструктура. Таким образом во всем мире поступают до сих пор. Если это кольцо (по сути, недра и щебеночный завод – части одного целого) разорвать, произойдет резкое подорожание конечного продукта (бетона), вплоть до того, что производство окажется нерентабельным. Однако чиновников Ленинградской области это почему-то не волнует. В 2004 году были аннулированы лицензии государственного предприятия «Гавриловский щебеночный завод» и ЗАО «Гранит-Карелия». Таким образом, предприятия лишились возможности добывать гранитный щебень. Судьба принадлежавшего Октябрьской железной дороге «Гавриловского завода» была подвешена порядка полутора лет. Несмотря на то, что на карьер пришло ООО «Дорпромгранит», все это время завод фактически стоял. Владелец ЗАО «Гранит-Карелия» - «Балтийская строительная компания» – выставил завод на торги. В течение трех – четырех месяцев это предприятие мог приобрести любой желающий. Таковой нашелся. Им оказалось дочернее предприятие московской фирмы «Стромбетон» – «Стромбетон Санкт-Петербург». Придя на место, новый владелец первым делом составил план выхода предприятия из тупика. Начали модернизировать ветхое производство, провели предварительные переговоры по кредитованию, ввели соцпакет для сотрудников, повысили заработную плату и так далее. Перспективы развития были самыми радужными. Однако, для нормальной работы, предприятию было необходимо получить лицензию на пользование недрами карьера «Вуокса», который расположен менее чем в километре от завода. В ноябре 2005 года состоялись два конкурса на право пользования участками недр Гавриловского месторождения и «Вуоксы». В первом случае фаворитами считались областное ООО «Дорпромгранит» и ОАО «Российские железные дороги». Во втором было очевидно, что лицензию должно было получить ООО «Стромбетон СПб». Руководство «Стромбетона» к конкурсу подошло ответственно. Писать техническую часть конкурсной документации пригласили специалиста с 20-летним стажем. Сотрудники «Стромбетона» скрупулезно подсчитывали и сверяли каждую цифру, каждый кубометр добытого и переработанного камня. В результате получился план выхода из кризиса и развития щебеночного завода. В конце ноября прошел первый конкурс, решивший судьбу Гавриловского месторождения. Несмотря на то, что ООО «Дорпромгранит» прилагало все усилия, чтобы заполучить недра себе, конкурс выиграли «Российские железные дороги». Как считают эксперты, решение конкурсной комиссии было продиктовано нежеланием областных чиновников портить отношения с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным. Есть мнение, что чиновники могли поостеречься вступать в конфликт с Якуниным, который, как говорят, входит в близкое окружение сильных мира сего. «Гаврилово» вернули железной дороге, отняв его тем самым у «Дорпромгранита». Спустя пару дней состоялся второй конкурс. Решалась судьба карьера «Вуокса». Примечательно, что три-четыре компании (среди которых была и одна иностранная), подумывавшие было поучаствовать в конкурсе, от этой идеи отказались, поскольку преимущество «Стромбетона» было очевидным. Внезапно, среди конкурсантов появился потерпевший ранее поражение «Дорпромгранит». Каким образом за пару дней эта фирма сумела подготовить конкурсную документацию – тайна за семью печатями. Как говорят люди, читавшие заявку «Дорпромгранита», она чрезвычайно напоминала аналогичный документ «Стройбетона». Только все цифры были завышены в полтора раза. По мнению специалистов «Стройбетона, добиться таких показателей на практике – нереально – воздушные замки, да и только. Тем не менее, лицензия досталась «Дорпромграниту». Возникает впечатление, что таким образом члены конкурсной комиссии (среди которых был и руководитель Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по Санкт-Петербургу и Ленобласти Олег Лебедь) попытались компенсировать руководству «Дорпромгранита» поражение в предыдущем конкурсе. Кроме Олега Лебедя, ключевыми фигурами в конкурсной комиссии были вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития Ленинградской области Георгий Двас и председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Михаил Дедов. Чем руководствовались чиновники, принимая столь неоднозначное решение, непонятно. Впрочем, раз они так поступили, значит, что-то их на это подвигло. Развитие ситуации, если «Дорпромгранит» - таки придет на «Вуоксу», спрогнозировать несложно. Достаточно посмотреть на географическое месторасположение карьера, который полукругом опоясывает река Вуокса и окружают леса первой категории. Поскольку щебеночный завод (и вся инфраструктура, включая, железнодорожный подъезд, и автодорогу) принадлежат «Стромбетону», все это «Дорпромграниту» придется строить заново. Дороги эти могут быть проложены только на месте лесов первой категории. С большой долей вероятности можно предположить, что такая стройка вызовет протест со стороны природоохранных государственных ведомств и различных экологических организаций. Далее, как подсчитали специалисты, дороги эти обойдутся в два раза дороже, чем сам карьер. То есть, добыча гранита становится априори экономически убыточной. Еще более серьезная проблема заключается в специфике добычи гранита. Сначала производится взрыв. Потом взорванную массу везут на грузовиках на завод. Чтобы производить взрывы необходим склад для хранения взрывчатых веществ. Разместить его неподалеку от карьера нельзя, дальше - река. Соответственно, остается только одно – каждый день привозить взрывчатку на грузовиках. Очень сомнительно, что контролирующая взрывные работы специализированная надзирательная организация «Ростехнадзор» (вопреки всем действующим нормативам) разрешит возить каждый день тонны взрывчатки через десятки населенных пунктов. Получается, либо в природоохранной зоне, где расположен карьер будет устроена форменная убыточная помойка (с кучами мусора пыли и прочего «удовольствия»), а по дорогам Ленобласти будут рассекать груженые взрывчаткой «КамАЗы», либо работы на карьере так и не начнутся, а бюджет Ленобласти по-прежнему будет недополучать налоги. Неужели этого не понимали члены комиссии? Скорее всего, - понимали. И, тем не менее, отдали предпочтение «Дорпромграниту». Что же за обстоятельство неодолимой силы подвигло их на это? Говорят, таким обстоятельством могли послужить некие неформальные дружественные отношения между руководством «Дорпромгранита» и руководителем главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по Санкт-Петербургу и Ленобласти Олегом Лебедем. Ссылка по теме: http://www.fontanka.ru/155429
|
|