|
Интервью с руководителем Росстроя Сергеем Кругликом
Коммунальный сектор остается одной из наиболее консервативных отраслей российской экономики. Сергей Круглик, который летом возглавил Федеральное агентство по строительству и ЖКХ, полагает, что все необходимые законы для перехода отрасли на рыночные рельсы уже приняты, а тормозят реформу муниципалитеты. Чтобы подтолкнуть их к действиям, Круглик рассчитывает с 2006 г. использовать гранты Всемирного банка. О тарифах ЖКХ, замедлении роста цен на жилье, создании фондов модернизации инфраструктуры, строительстве дамбы в Петербурге и неприятностях административной реформы Сергей Круглик рассказал в интервью “Ведомостям”. - Какими средствами распоряжается Росстрой? В 2005 г. порядка 42 млрд руб. В 2006 г. будет порядка 65-66 млрд руб. - На что идут эти деньги? В этом году в основном на стройки и на государственные жилищные сертификаты для военнослужащих. Кроме того, мы управляем освоением кредитов ЕБРР и Всемирного банка порядка $120-150 млн в год. А в 2006 г. подавляющий объем средств пойдет на программу “Жилище”. Ее структура практически полностью изменена - эта программа стала основным инструментом реализации национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России”. Это наше самое главное направление. Помимо этого происходит передача Дирекции по восстановлению экономики Чечни в Чеченскую Республику. Плюс строительство комплекса защитных сооружений в Санкт-Петербурге. Там мы хотим упростить всю систему управления, чтобы стало понятным и прозрачным движение средств, и постараться в 2008 г. в основном завершить все работы. В 2005 г. завершаем подготовку зон затопления Бурейской ГЭС, Ирганайской ГЭС, это очень объемные работы. Запустили четвертый гидроагрегат Бурейской ГЭС. Помимо этого у нас десятки, сотни мелких объектов, связанных с модернизацией системы ЖКХ по всей стране. Работы хватает. - Бывшего владельца “Промстройбанка СПб” Владимира Когана недавно назначили главой “Северо-Западной дирекции Госстроя России - дирекции комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений”. Почему такой выбор? Владимир Коган зарекомендовал себя как отличный менеджер, специалист в области финансов, управления. Это то, что сейчас требуется. Конечно, эффективная работа дирекции будет в том числе зависеть от состава команды, которую он сформирует. - По программе “Жилище” к 2010 г. объем жилищного строительства достигнет 80 млн кв. м, т. е. почти удвоится по сравнению с 2004 г. Как может быть достигнут такой рост? Программа господдержки жилищного строительства направлена на то, чтобы поддержать спрос и сформировать предложение на рынке жилья. Если говорить о спросе, то это поддержка ипотечного жилищного кредитования. В бюджете на 2006 г. для Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) заложено 14 млрд руб. на гарантии и 3,7 млрд - на увеличение уставного капитала. Капитализация АИЖК наряду с запуском ипотечных ценных бумаг позволит увеличить объем ипотечного кредитования в 20 раз - с 20 млрд руб. в 2004 г. до 415 млрд руб. в 2010 г. Плюс к тому есть обязательства государства перед военнослужащими, ветеранами, инвалидами, чернобыльцами, и на их обеспечение жильем тоже заложены средства. - Это спрос. А предложение? Если бы мы вторглись с такими суммами и запросами на рынок, то это бы ни к чему не привело, кроме увеличения цены. Поэтому в программе есть часть, связанная со стимулированием предложения. Во-первых, это подготовка инженерной инфраструктуры для земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. В 2006 г. предусматривается через субъекты РФ выдать порядка 12,5 млрд руб. гарантий и 1,7 млрд руб. субсидий на погашение процентной ставки застройщикам, которые будут строить инженерную инфраструктуру. Во-вторых, это модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. С 2007 г. предусматривается формирование фондов поддержки коммунальной системы, которые будут капитализироваться и привлекать средства на рынке для модернизации котельных, труб. Все это вкупе позволит сформулировать предложение, которое не даст тенденции к росту цен доминировать на этом рынке. За счет этих мер строительство жилья вырастет примерно на 10-12%. Но вообще, это занятие муниципалитетов. Нам просто нужно показать, как это делается, чтобы после 2010 г. муниципалитеты взяли это все на себя. - Какие цены на жилье вы прогнозируете к 2010 г.? На рынке нельзя сказать, какая должна быть цена. В Москве мы начинали этот год с $1800 за метр, а заканчиваем на $2100-2200. Но это будет уже рост менее чем на 20%, а год назад было 25%. Программа “Жилище” позволяет в среднем по России снизить темпы роста цен к 2010 г., по нашим прогнозам, до 6-8% в год. Прежних темпов роста цен уже не будет. Всплеск был потому, что у населения появились свободные ресурсы и они сразу были брошены в жилищный рынок. В отдельных сибирских регионах цены растут на 60% в год. Достаточно серьезные темпы - в Московской области. Наша задача в рамках программы поддержки строительства инфраструктуры - не просто куда-то вбухать 12,5 млрд руб., а там, где начинается перекос в сторону спроса, поддержать предложение. А там, где нужно, наоборот, подержать спрос. - Много территорий, где рынок перегрет? Рынок с перегретым спросом - это, например, Башкирия, где хорошо развита система ипотечного кредитования. Это повлекло за собой рост цен на жилье в Уфе на 30%. Противоположный пример - Чувашия. Я думаю, что в I квартале 2006 г. мы примем решение по стимулированию спроса в Чебоксарах. - Поможет ли решение ФАС оштрафовать “Евроцемент груп” на $70 млн за повышение цен на цемент остановить рост цен на жилье? То, что ситуацию рассмотрели, абсолютно правильно, но наложение штрафов в пользу бюджета - неверное решение. Цементная отрасль от этого только пострадает. Если бы эти деньги не забрали, компания вложила бы их в расширение мощностей, а если не поднимать цену, они вообще прекратят производить цемент. С другой стороны, если они поднимут цену до мирового уровня, то начнет поступать цемент из-за рубежа и в страну придут иностранные производители, которым будет интересно производить новый качественный цемент. - Вы считаете, что никаких нарушений антимонопольного законодательства не было? Конечно, не было. Цена цемента просто не соответствует затратам на его производство, из-за этого заводы не модернизируются. А механизм производства цемента у нас очень затратный: подавляющая часть производится дедовским способом. - Как будут устанавливаться пределы повышения тарифов на услуги ЖКХ? Порядок будет отработан после принятия законопроекта (с поправками к закону “Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса”). Это вызывает массу разговоров, есть сторонники и противники. Себя я не отношу ни к тем ни к другим. Регионов, которые занимались преобразованием системы ЖКХ, проблема не коснется. Ее почувствуют те регионы, где последние 10 лет ничего не делалось. Но ограничения сверху позволят заняться снижением издержек! Нужно будет не просто фантазировать, сколько нужно денег, или как поднять тарифы, или сколько взять из бюджета, или сколько недоплатить поставщикам, но задуматься об издержках. - Какими могут быть ограничения по росту тарифов на 2006 г.? В среднем по стране не более 20%. - Не начнется ли из-за этих ограничений рост убытков ЖКХ? В конечном итоге начнется. Я поэтому и сказал, что не отношу себя к сторонникам или противникам этой меры. Но сегодня финансовый рынок близок к тому, что на нем можно брать кредиты и заниматься модернизацией, а не просто просить деньги. - В 2005 г. доходы ЖКХ сильно выросли, но расходы увеличились не меньше, и отрасль опять в убытке. Это результат плохого управления затратами? Тот подъем цены, который произошел в 2005 г., - это в значительной степени простое выравнивание тарифов. Топливо подорожало в 1,7 раза. Тарифы ЖКХ повысились на проценты, а здесь рост в разы. Но потерь и воровства тоже очень много, поскольку отсутствуют рыночные отношения. Реформа ЖКХ нацелена на демонополизацию сектора, на построение рыночных договорных отношений. Она, безусловно, приведет к снижению этих потерь и к стабилизации тарифов ЖКХ. - Есть оценка, насколько велики потери от неэффективного управления затратами и воровства? Везде по-разному. Но на 10-30% снизить издержки возможно. - Как Росстрой будет подталкивать регионы к демонополизации ЖКХ? Мы в последние годы привязываем государственную поддержку к реформе. Сейчас в сфере ЖКХ частных предприятий 17,3%, больше всего их в секторе электро- и теплоснабжения 37%. В 2006 г. начнется новый проект Всемирного банка, который охватит весь комплекс реформирования ЖКХ. Ни один регион - а для них это будут безвозвратные гранты - не войдет в эту программу, пока не выполнит определенных обязательств. Те, у кого стоимость услуг ЖКХ превышает федеральный стандарт, даже рассматриваться не будут. Верхнее ограничение роста тарифов ускорит реформу: вот вам потолок, а дальше делайте, как хотите. Это будет самым серьезным стимулом, чтобы заняться сокращением расходов. - Кто может заставить ЖКХ заняться снижением издержек? Только муниципалитеты. Все нормативы, все законодательные акты для этих целей на федеральном уровне приняты. Сейчас нужно сфокусироваться на том, чтобы муниципалитеты просто реализовывали свои полномочия. - Достигли ли нынешние тарифы ЖКХ уровня себестоимости? Пока далеки. Когда мы говорим о 100%-ной оплате, в это понятие не входят ни капитальные затраты, ни средства на модернизацию - только текущие расходы. А с другой стороны, никто не знает, сколько там непроизводительных издержек. Поэтому эти цифры условные. - Насколько изношены основные фонды ЖКХ, не начнется ли через несколько лет их массовое выбытие из строя, которое вызовет сеть техногенных катастроф? Наиболее изношены тепловые сети и отопительное оборудование. Водяной сектор более консервативен, туда больше вкладывалось средств в советское время. В некоторых муниципальных образованиях износ инженерной инфраструктуры достигает 80%. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. В среднем по России уровень износа 60-65%. - А какие запланированы затраты по созданию коммунальных фондов? В 2006 г. около 2 млрд руб. прямых инвестиций на модернизацию объектов ЖКХ. А с 2007 г. чуть более 1 млрд руб. на капитализацию такого фонда, чтобы привлечь хотя бы 5 млрд руб. с рынка на отобранные проекты для модернизации. Сегодня спрогнозировать, сколько их будет, невозможно. Потому что проектов пока нет. Это одна из самых сложных проблем в этом секторе - сделать нормальный, грамотный проект. Не просто план капитальных вложений - это есть у каждого водоканала, а проект, сопряженный с тарифной политикой, с сокращением затрат на производство. - Сколько будет стоить модернизация сетей и оборудования? Мы начали несколько лет назад это рассчитывать, когда готовили программу модернизации коммунального сектора. Дошли до 2 трлн руб. и прекратили считать, потому что оценка износа связана с эффективностью управления ЖКХ. Пусть оценивают муниципальные образования и предприятия ЖКХ, которые управляют этим процессом. А нам ради любопытства надо прекратить это все считать. Пора отходить от страшилок про износ. Надо смотреть на цены и издержки. - Не все привыкли к новой структуре федеральных органов власти. Как разделены обязанности между Росстроем и Минрегионом? Какой орган будет устанавливать максимальные тарифы ЖКХ? В компетенции министерства правовое регулирование, а реализация полномочий в сфере строительства и ЖКХ - компетенция агентства. В случае тарифной политики сказать, что административная реформа сразу все расставила по своим местам, крайне сложно, поскольку в этом секторе круг специалистов ограничен. До сих пор происходит некое пересечение функций и, я думаю, еще какой-то период будет происходить. Мы сейчас находимся в здании Госстроя, где более 50 лет функции министерства и агентства были соединены. И тот небольшой коллектив, который в Росстрое остался, занимается и нормотворчеством. Например, мы сейчас организуем разработку нормативной базы жилищного пакета законопроектов. Недавно закончили обсуждать [с заинтересованными ведомствами] поправки в Жилищный и Градостроительный кодексы и в закон о долевом участии. - О каких поправках вы договорились? Об исключении субсидиарной ответственности банков, которая не позволяла привлекать банки к строительству. О штрафах: сейчас любой дольщик может беспричинно изъять средства из долевого участия, причем с процентами. Это осложняет работу рынка, ведь если бы дольщики договорились, они могли создавать для застройщиков такие угрозы. Скажем, мы с вами договорились, изъяли с процентами деньги - и считайте, нет больше застройщика. Такие вещи в законе будут подправлены. - Сколько сейчас человек работает в Росстрое и его региональных отделениях? Региональных отделений у нас нет. Работает у нас 183 человека. В старом Госстрое работало 424 человека. Это как раз та оптимальная цифра, которая позволяла бы в полной мере заниматься одним из национальных приоритетов. - А лицензирование строителей, которым занимается Росстрой, это ведь надзорная функция? Это не надзорные функции, а разрешительные. Мы лицензируем деятельность в строительстве до 1 января 2007 г. Следующий год будет последним, когда мы осуществляем такое администрирование рынка. Ликвидация лицензирования - это правильно. В Градостроительном кодексе мы прописали всю меру ответственности за строительство, разделив ее между проектировщиками, строителями, экспертизой. Это будет переход к системе административной, экономической, уголовной ответственности за деяния, которые происходят в секторе строительства. - Этой системы достаточно для того, чтобы качество строительства не снизилось? Достаточно. Есть еще экспертиза проектов и государственный строительный надзор. Они усиливаются, это уже прописано в Градостроительном кодексе. Чтобы ограничить мытарства проектировщиков и застройщиков, мы постараемся сконцентрировать все экспертизы, которые сегодня находятся в разных органах власти, ограничить сроки прохождения экспертизы, убрать дублирование. В Градостроительном кодексе прописано, что для повторно применяемых, типовых проектов экспертиза проводится один раз. - Сколько времени будет требоваться строителям на получение всех разрешений? Максимум полгода. Сейчас эти процедуры занимают до 3,5 года. - Когда же наступит это счастливое время? Я думаю, что через полтора-два года это достижимо. Тогда с аукциона будут продаваться подготовленные земельные участки с инженерной инфраструктурой, и от продажи до начала строительства должно проходить не более полугода. - Ведется ли разработка СНиПов по высотному строительству в Москве? Мы разработку СНиПов прекратили. Должен быть соответствующий технический регламент. Он будет разрабатываться в ближайшие годы, но это обязанность не наша. Всего по строительству до 2010 г. должно быть разработано 16 технических регламентов. - Кто их будет писать? Часть из них уже включена в программу правительства на 2004-2006 гг., и по ним заключены госконтракты. Часть будет дополнительно включена при корректировке программы, а остальные документы подобного рода должны инициироваться саморегулируемыми организациями бизнес-сообщества. - Может, и не надо было разделять функции агентств, служб и министерств? Сегодня мы не сможем трезво оценить, правильно это или нет. Пока это болезненно и кажется, что неправильно, но в перспективе разделение функций необходимо. Тогда ведомства будут действительно заниматься нормотворчеством. Чтобы эта работа была более эффективная, нужно на ней сосредоточиться. Но должно пройти время, прежде чем министерства и агентства сфокусируются на исполнении тех функций, ради которых они созданы. - В 2004 г. Росстрой был подчинен Минпромэнерго, а затем - Минрегиону. В чем смысл этой перестановки? В этом смысла нет вообще. Разные пертурбации, перетаскивания, кроме осложнений, ничего не дают. Из-за этого мы потеряли достаточно много кадров, которые теперь работают и в правительстве, и в регионах. - А какому ведомству более логично подчинить Росстрой? Логичнее, с моей точки зрения, работать самостоятельно. Биография: Сергей Иванович Круглик родился 14 марта 1955 г. в Иркутске. В 1977 г. окончил Иркутский политехнический институт. С 1977 по 1980 г. работал начальником партии Красноярской комплексной геологоразведочной экспедиции. В 1980-1989 гг. - старший гидрогеолог Управления геологии Латвийской ССР. В 1989-1994 гг. - домовый мастер, начальник ЖЭР, управляющий ДУ-97, руководитель аварийно-диспетчерской службы, замдиректора производственного управления ЖКХ Ленинского района г. Риги (Латвия). В 1995-1998 гг. - замглавы администрации г. Новгорода. В июле 1998 г. назначен замминистра по земельной политике, строительству и ЖКХ. В том же году переведен на должность замминистра по региональной политике. В 1999-2004 гг. - первый зампред Госстроя. В 2004-2005 гг. - директор департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго. С июля 2005 г. - руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ. Ссылка по теме: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/12/12/100675
|
|