- С какими регионами Москва сотрудничает в области строительства?
В настоящее время правительство Москвы сотрудничает с 48 городами Российской Федерации и 10 зарубежными странами. Мы заключили контракты и соглашения на ввод в строй более двух миллионов квадратных метров жилья и объектов социальной сферы. Инвестиции московских строительных компаний за пределами Москвы составляют около 300 миллионов долларов. В европейской части страны сложно найти регион, где бы не работали строительные компании столицы. Активное сотрудничество начато с Зауральем и Дальним Востоком. Только за первое полугодие текущего года введено в строй более 110 тысяч квадратных метров жилья в Рязани, Тамбове, Туле, Белгороде, Перми, Екатеринбурге. Особым вниманием московских строителей пользуются регионы, пострадавшие от террористов. Так, на территории Чечни при участии Москвы строятся школы, роддом, первая срочная очередь жилья. В Беслане московские строители возвели к началу учебного года 2 школы, помогают разрабатывать генплан развития города.
Недавно мы вместе с мэром
Лужковым были в Ереване, где приняли участие в церемонии закладки первого камня в основание Дома Москвы, который станет центром культурных и бизнес-связей. Дом Москвы нужен для дальнейшего развития контактов, культурных связей, торговли, малого и среднего предпринимательства между столицами России и Армении. Он будет построен на одном из самых почетных мест Еревана - прямо напротив городского муниципалитета. Сотрудничество между нашими городами активно развивается. Только за последний год торгово-экономические отношения между Москвой и Ереваном возросли на 20%. В столице Армении на Северном проспекте московская компания
“МонАрх” заканчивает строительство жилого комплекса общей площадью 12 тысяч квадратных метров. Комплекс будет сдан уже в начале следующего года.
- Возглавляемый вами стройкомплекс Москвы считается движущей силой экономического и социального развития города, но “квартирный вопрос” остается одним из злободневных. Каковы перспективы столичного стройкомплекса?
Строительство было и остается одним из приоритетных направлений развития Москвы, локомотивом, который в 1990-е годы провел экономику города сквозь череду дефолтов и кризисов переходного периода. Сегодня в Москве строительство является градообразующей отраслью, в которой работает около миллиона человек. За последние пятнадцать лет более трех миллионов москвичей улучшили свои жилищные условия. Всего за полтора десятилетия в Москве было построено свыше 50 миллионов квадратных метров жилья, а генпланом развития Москвы предусматривается до 2020 года построить еще порядка 70 миллионов квадратных метров. Обеспечение россиян доступным и комфортным жильем стало одной из главных задач, поставленных президентом России Владимиром Путиным в его ежегодном послании Федеральному Собранию. В Москве эта проблема решается. Благодаря хорошо налаженному инвестиционному процессу в городе реализуются крупномасштабные программы возведения социального жилья для очередников, молодых семей, жителей сносимых ветхих домов и пятиэтажек. Более трети возводимых в столице домов строится для социальных нужд. Из 5 миллионов квадратных метров, которые будут возведены в Москве, более 1,7 миллионов строится по социальным программам.
В начале 1990-х, когда в стране пошла массовая волна неконтролируемой приватизации, поразивший страну кризис в полной мере сказался и на строителях. От нас стали уходить люди, опытные монтажники, механизаторы потянулись в растущие малые предприятия и кооперативы за “длинным рублем”. Тогда мы потеряли несколько десятков тысяч специалистов. Могли бы потерять больше, если бы как все пошли по тому пути реформ, которые в то время предлагал центр. Москва могла остаться без строителей, как это случилось во многих других городах. Тогда я увидел, что значит роль личности в истории. Всю тяжесть наших проблем взвалил на себя Юрий Лужков. Будучи опытным хозяйственником и грамотным экономистом, он понял: строить – значит побеждать. Было принято решение проводить приватизацию, не нарушая технологической цепочки строительного комплекса. Если цепочка нарушалась – не давали согласия на акционирование, куплю-продажу. Сохранялась единая ответственность за конечный результат всех участников процесса строительства. Никто – ни фундаментщики, ни монтажники, ни отделочники – не мог выпасть их этого круга. Так мы не дали растащить наш комплекс. Такая модель приватизации позволила сохранить в Москве производственные мощности, ежегодно наращивать обороты, увеличивать объемы строительства.
Москва - единственный город, где в таких больших масштабах предоставляется бесплатное жилье очередникам, сносится и реконструируется пятиэтажный и ветхий жилой фонд, выполняются другие социальные программы. И это не феномен, а просто результат грамотной экономической политики и правильно выбранные приоритеты.
- Как определяются долгосрочные перспективные проекты развития Москвы?
Прежде всего, у нас есть генеральный план развития Москвы до 2020 года, в соответствии с которым в столице реализуются сразу несколько крупномасштабных проектов, которые существенно изменят облик города. Это реконструкция центра, снос пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, реконструкция пятиэтажек “несносимых серий”, капитальный ремонт, модернизация, реконструкция и реновация кварталов сложившейся застройки, перебазирование, реформирование и ликвидация промзон, высотное строительство. Согласно генплану развития столицы, приоритетная задача – строительство жилья. Сегодня средняя обеспеченность москвичей жилплощадью составляет около 21 квадратного метра на человека, в то время как в крупных городах Европы этот показатель равен 40-70 квадратным метрам.
В генплане определены основные нормативы по обеспеченности горожан жильем, местами в больницах, детских садах, школах, спортивными и другими сооружениями общественного назначения, а также меры по их достижению. Причем эти показатели должны достигаться при обязательном условии, что все такие объекты будут располагаться в местах, удобных для их использования москвичами и гостями города. Город будет активно развиваться: появятся новые жилые кварталы, транспортные магистрали и многоуровневые развязки. Вырастут высотные здания, поднимутся корпуса ММДЦ “Москва-Сити”, исчезнут пятиэтажки и ветхие здания, промзоны, начнет принимать пассажиров новый международный аэропорт Внуково, появятся новые автомагистрали и линии метро. А вот исторический центр, где сосредоточены памятники архитектуры и культуры и сохранилась историческая застройка, не изменит своего облика.
- Если инвесторы уйдут в более выгодные отрасли, стоит ли опасаться спада в строительной отрасли? И что тогда будет с социальными обязательствами Москвы?
Спада в строительстве не будет. Напротив, можно ожидать прихода на строительный рынок новых крупных капиталов. По существу, этот процесс уже начался. Новые капиталы будут вложены в строительную отрасль, соответственно, она получит дополнительный импульс к развитию. Среднесрочная экономическая конъюнктура в стране, и особенно в Москве такова, что город не зависит от предпочтений инвесторов. Москва имеет возможность выбирать среди инвесторов тех, кто предложит ей наиболее выгодные условия сотрудничества. Время погони за инвесторами прошло. Все строительство в Москве ведется на конкурсной основе. Посредством тендерных торгов город возлагает на инвесторов необходимые ему обременения.
Что касается социальных обязательств города, то Москва действительно твердо их придерживается, и не будет нарушать их, несмотря ни на какие изменения конъюнктуры. Не первый год у столицы социально ориентированный бюджет, а это значит, что социальные программы не будут свернуты. Например, согласно вступившему 1 марта в силу жилищному кодексу, регион может не предоставлять жителям сносимых ветхих домов новые квартиры, а выплачивать вместо них денежные суммы на приобретение жилья. Однако в Москве вопрос будет решаться иначе. По решению мэра и правительства Москвы мы не будем отказываться от своих социальных обязательств, от тех принципов, которые являются более человечными. Взамен сносимого ветхого жилья в Москве граждане будут получать новые квартиры. Социальная инфраструктура Москвы тоже будет совершенствоваться. Параллельно с возведением жилья в Москве строятся новые школы, детские сады, поликлиники, другие нужные людям объекты. В общем, у нас есть все возможности, чтобы реализовать установку мэра и превратить столицу в город, по-настоящему удобный и комфортный для его жителей.
- На каком этапе находится программа сноса ветхих пятиэтажек? Когда будет снесена последняя “хрущевка”?
28 мая этого года в Москве был снесен четырехмиллионный квадратный метр ветхих пятиэтажек, притом что всего к сносу предназначено 6,7 миллионов квадратных метров. Словом, программа выходит на “финишную прямую”. Благодаря тому, что московские строители работают сегодня очень высокими темпами, мы можем судить, что расселение ветхих домов, предназначенных под снос, в большинстве округов столицы закончится с опережениями сроков. В 2010 году исчезнут “хрущобы” в трех последних административных округах – Северном, Юго-Западном и в Зеленограде. В других округах программа завершится в более ранние сроки. Так, в центре и на юге столицы - уже в этом году, в ЮВАО - в 2008 году, а на востоке и северо-востоке - в 2009 году.
Мы сами поставили ограничения, которые сдерживают темпы реализации программы расселения. С этого года новое жилье предоставляется жителям ветхих домов в пределах прежнего района, а не округа. В связи с этим возникла необходимость изыскивать новые средства для расселения “хрущевок”. Возможно, город будет выкупать у коммерческих застройщиков квартиры для расселения жителей ветхих пятиэтажек в пределах района. Кстати, в среднем по Москве на одного жителя сносимой пятиэтажки приходится менее 16 квадратных метров общей площади, а в итоге он получает от города в 1,55 раза больше - почти 26 квадратных метров.
- Как в столице осваивается высотное пространство? Нужны ли Москве небоскребы?
В Москве определено 60 территорий, на которых в рамках программы Новое кольцо Москвы будет вестись высотное строительство. Там в ближайшие годы появятся высотные здания. Высотные дома нужны Москве по нескольким причинам. Во-первых, они украсят облик безликих кварталов, построенных в 1970-1980-е годы. Во-вторых, позволят решить проблему нехватки свободных территорий, и, в-третьих, на высокие этажи в Москве – высокий спрос покупателей. Чтобы не было недоразумений, хочу отметить – высотные строения, которые будут возводиться в Москве, не являются небоскребами в традиционном понимании, то есть зданиями с более чем 70 или даже 100 этажами. Москва не станет подобием Нью-Йорка. В московских высотках будет где-то 45 этажей, только в редких отдельных случаях больше. Осваивать высотное пространство Москве необходимо, поскольку возможности экстенсивного роста городом практически исчерпаны. Дальнейшее расползание районов и кварталов неминуемо приведет к транспортному коллапсу и стагнации всей деловой и повседневной жизни города. Сегодня в черте Москвы остается все меньше и меньше места для массовой застройки.
При строительстве высоток будет учтен весь мировой опыт возведения небоскребов. Московские специалисты сотрудничают с инженерами, конструкторами и проектировщиками, которые строят высотные здания в США, Японии, Объединенных Арабских Эмиратах и в других странах. Приоритетным становится вопрос безопасности строительства и эксплуатации высоток. В прошлом году были разработаны московские городские нормы строительства для высотных зданий. Особое внимание проектировщики высоток уделяют качеству строительных материалов, в том числе – с точки зрения пожароустойчивости. Самое пристальное внимание уделяется мерам пожаротушения и эвакуации граждан. В процессе разработки норм был учтен зарубежный опыт, однако прямого заимствования нормативов и технологий, конечно, не было. Московские нормы адаптированы под московские условия: климатические, геологические, экологически и так далее.
- Как вы оцениваете перспективы развития ипотеки в Москве?
Ипотека остается основной формой приобретения жилья во всех развитых странах. По сравнению с западными странами, у нас уровень ипотечных услуг остается крайне низким. Мы видим свою задачу в том, чтобы создать в Москве систему социальной ипотеки, которая бы обеспечивала жильем тех граждан, которые долгие годы ожидают получения социального жилья. Строительный рынок Москвы работает интенсивно, и различные формы коммерческой ипотеки, в том числе скрытой ипотеки, применяются строительными компаниями самостоятельно давно. Коммерческая ипотека требует поддержки на федеральном уровне, и прежде всего, в банковской сфере. Правительство Москвы со своей стороны намерено сконцентрировать свои усилия на социальной ипотеке, призванной помочь тем гражданам, которые не в состоянии приобрести жилье или улучшить свои жилищные условия по рыночным ценам. Социальная ипотека призвана заменить собой бесплатное предоставление жилья.
Московская социальная ипотечная программа продвигается вперед, несмотря на объективные трудности российского финансового рынка. К настоящему времени московским властям удалось добиться существенного снижения размера первоначального взноса за жилье, приобретаемого по социальной ипотеке. Пример тому – принятое в середине лета решение о снижении размера первоначального взноса за квартиру для участников программы “Молодой семье – доступное жилье” в три раза. Теперь необходимо решить проблему слишком высоких процентных ставок по ипотечным кредитам. По сути дела, как только эта проблема будет решена, можно ожидать, что ипотека заработает в полную силу. Ориентиром для московской ипотечной программы является ставка по ипотечному кредиту в размере 6-8%. Реальные предпосылки для достижения этой цели есть – рост всех экономических показателей и успехи развития банковской системы в секторе кредитования населения.
- Как продвигается реконструкция аэропорта “Внуково”?
Уже фактически завершилась подготовительная стадия проекта реконструкции аэропорта. Настала пора переходить к практической реализации концепции, разработанной компанией “Обермайер планен” и утвержденной Общественным градостроительным советом при мэре Москвы. Для осуществления этой задачи на конкурсной основе будет выбран подрядчик. Соответствующее распоряжение недавно подписал мэр Лужков. “Внуково” станет самым современным аэродромом, крупнейшим в Москве, основными воздушными воротами города. Реконструкция была неизбежна, потому что старый аэропорт “Внуково” - это день не то что вчерашний, а позавчерашний. Его перестроят полностью. Это будет и международный, и внутренний аэропорт со всеми техническими службами, с новыми взлетными полосами, с новым терминалом.
Реконструированное “Внуково” будет не просто крупнейшим аэропортом страны, способным принимать порядка 20 миллионов пассажиров в год. Он станет воздушными “воротами” страны, ее парадным фасадом. Внуково превратится в международный транзитный центр, который станет связующим узлом трансконтинентальных коммуникаций. Сейчас практически полностью решена проблема транспортного обеспечения пассажиров - наземные транспортные коммуникации, связывающие Внуково со столицей, уже приведены в надлежащее состояние. Реконструированы Киевское и Боровское шоссе, построена система сообщения Внуково-Киевский вокзал с единственной в стране подземной железнодорожной платформой. В ближайшем будущем появится линия легкого метро, которая свяжет Внуково и московский метрополитен.
Ссылка по теме:
http://www.gazetasng.ru/article.php?id=3088