Реклама

Неразрушающий прогрев бетона

Группа "ЛСР" намерена заняться производством строительных материалов в Московском регионе

Дата публикации: 18.10.2005 Количество просмотров: 1122

Группа ЛСР - не совсем обычный производственно-строительный холдинг. В отличие от разрозненных игроков отечественного строительного рынка это крупный и вполне самодостаточный конгломерат. Во-первых, он контролирует около 80% петербургского рынка кирпича, 70% рынка песка, 56% рынка железобетона, 35% рынка щебня, 30% рынка окон, 33% рынка транспортно-механизированных услуг, около 30% рынка бетона. Во-вторых, принадлежащие группе девелоперские и строительные компании возводят из этих материалов дома, а риэлтерские - продают. То есть холдинг имеет замкнутый производственный цикл. Его доля на петербургском рынке элитного и панельного домостроения оценивается примерно в 20%. По своей структуре Группа ЛСР похожа на западные строительные концерны. Например, явно напрашиваются параллели с ирландским холдингом CRH, в который входят 275 подразделений, в том числе кирпичные заводы, карьеры, бетонные и цементные производства. Разве что масштабы бизнеса компании из города на Неве и ее обороты пока значительно скромнее: около 600 млн долларов в год (у CRH - 12 млрд долларов). Впрочем, этот разрыв постепенно сокращается. Петербургский холдинг растет - он ежегодно удваивает выручку и реинвестирует львиную ее долю в дальнейшее развитие.

Группа компаний возникла на базе старейшего петербургского объединения заводов по производству столярной продукции, железобетонных изделий и металлоконструкций "Стройдеталь". В 1993 году это предприятие приватизировали молодые предприниматели во главе с Андреем Молчановым - в то время он руководил одним из первых в стране чековых инвестиционных фондов. Бизнесмены уверяют, что "Стройдеталь" досталась им совершенно случайно, раньше никто из них строительством не занимался. Аппетит, как говорится, пришел во время еды. Уже через год новые хозяева завода решили дополнить производственную цепочку несколькими звеньями. В частности, собственной генподрядной организацией. Огляделись и выяснили, что в советское время завод "Стройдеталь" производил строительные материалы для треста "Ленстройреконструкция", который специализировался на капитальном ремонте и строительстве в центре города. Не прошло и года, как эта организация перешла под контроль команды Молчанова и стала ключевым звеном в развитии направления элитного строительства. Компания приступила к реализации первых девелоперских проектов, продолжая докупать недостающие активы. Так, в 1997 году был приобретен контрольный пакет ОАО "Ленстройкерамика" (производитель строительного и полнотелого кирпича), компании "Рудас" (добыча и поставка морского и карьерного песка, добыча нерудных ископаемых) и "Стройлес" (заготовка и переработка леса). "Мы попытались восстановить разорванные связи, существовавшие в строительной отрасли раньше, собрать под одним крылом раздробленные на десятки мелких компаний крупные предприятия. Докупали все, чего не хватало для замыкания цепочки строительства", рассказывает вице-президент Группы ЛСР Михаил Романов.

Новый рывок в развитии холдинг совершил после кризиса, когда появилась возможность снять с пробега ослабленных дефолтом конкурентов. Новые приобретения позволили компании очень быстро увеличить собственную долю рынка и расширить спектр деятельности. В 1999 году "Ленстройреконструкция" купила крупнейшего производителя высококачественного керамического кирпича НПО "Керамика", после чего доля группы на рынке кирпича возросла до 60%. В 2004 году она составляла уже 80% благодаря приобретению у фирмы Knauf еще одного кирпичного завода "Победа". В 2002 году компания вышла на рынок массового домостроения, получив контроль над двумя крупными домостроительными комбинатами - Гатчинским ДСК и ДСК "Блок". В 2003-м Группа ЛСР купила производителя сборных железобетонных и бетонных конструкций - объединение "Баррикада", а также управление механизации. "Мы решили, что доля рынка для нас важнее прибыли, а потому инвестировали все вырученные средства в развитие. Мы создавали базу для роста, понимая, что у строительной отрасли хорошие перспективы", говорит Андрей Молчанов. Недавно в состав группы вошла компания "Дорстройпроект" - одно из крупнейших дорожно-строительных объединений, а также фирма "Трансмост", которая специализируется на проектировании железнодорожных, автодорожных и городских транспортных сооружений.

Но похоже, что резервы для роста внутри региона уже практически исчерпаны. К тому же петербургский рынок жилищного строительства стагнирует, что существенно ограничивает свободу маневра. Какова же в таком случае дальнейшая стратегия холдинга и перспективы развития? Об этом, а также о нынешнем состоянии строительного рынка "Эксперту" рассказал первый вице-президент Группы ЛСР Игорь Левит.

- Как бы вы охарактеризовали ситуацию, сложившуюся на петербургском рынке жилищного строительства?

Это кризис, который начался еще два года назад. Именно тогда ситуация стала резко ухудшаться. Какое-то время рынок развивался инерционно, сохранялась благоприятная конъюнктура. Однако затем строительные компании столкнулись с дефицитом финансирования, который возник из-за оттока покупателей. Дольщики, на деньгах которых крутился рынок жилья, перестали инвестировать в строительство из-за истощения платежеспособного спроса, а банки так и не вышли на этот рынок, потому что строительство в глазах банкиров осталось одной из самых рискованных сфер кредитования. Учитывая, что в последние годы объемы жилищного строительства в Петербурге неуклонно росли, участникам рынка не удалось преодолеть негативные тенденции. У многих компаний не было возможности кредитоваться в необходимом объеме для поддержания ликвидности и завершения всех проектов. По сути дела, мы столкнулись с кризисом перепроизводства, который не был подкреплен платежеспособным спросом на жилье. Если с 2001-го по 2003 год цены росли ежемесячно, то в прошлом году они уперлись в потолок.

- Как в этой ситуации повели себя строители?

Они выбрали самый простой и логичный путь - снизили объемы строительства. Правда, не сразу: чтобы избежать скандалов, компании были вынуждены нести убытки, но завершать проекты, в которых часть квартир уже была распродана. А вот темпы строительства снизились. "Пятна", которые были у компаний в запасе, отложены до лучших времен. Многие начали использовать почти забытые бартерные схемы, предлагать жилье в обмен на стройматериалы. Это не такие уж плохие схемы с точки зрения бизнеса, но они способны только усугубить ситуацию на рынке. Ведь когда строители отдают квартиры в обмен на стройматериалы, то это жилье не выпадает с рынка, а, наоборот, выбрасывается на него. Зачастую по демпинговым ценам, что мы и наблюдали. Но другого выхода не было. С наименьшими потерями снижение объемов продаж и цен пережили компании, которые имели хорошие "пятна" под застройку.

- Как кризис продаж сказался на вашей компании?

Мы двояко завязаны на строительный рынок. С одной стороны - представлены на нем как девелоперы в двух разных сегментах: на рынке элитной недвижимости, который ограничен центром города, и на рынке массового жилья - у нас есть два домостроительных комбината. Элитный сегмент кризис практически не затронул. По крайней мере, мы не почувствовали снижения продаж. А вот в массовом сегменте спад продаж почувствовали. Правда, в сентябре продажи начали восстанавливаться.

А как кризис на рынке жилья отразился на рынке строительных материалов?

- Понятно, что это взаимосвязанные рынки. Но мы производим широкую номенклатуру материалов: кирпич, бетон, железобетонные изделия. И 40-50% стройматериалов, которые мы производим, используется в инфраструктурном и коммерческом строительстве. Здесь нет никакого кризиса. Вообще, если говорить о кризисе, то у него есть как отрицательные, так и положительные стороны. Для нас это возможность укрепить наши позиции. Мы готовы были во время кризиса поступиться прибылью по основным направлениям, но сохранить объемы выпуска. И на снижающемся рынке увеличили свою долю. Например, на рынке кирпича и бетона. В тяжелый момент, когда возникли проблемы на строительном рынке, мы снизили цену и за счет экономии на издержках и масштабов бизнеса смогли обеспечить приемлемый уровень рентабельности. Этого не смогли сделать некоторые наши конкуренты. Например, недавно свернули бизнес несколько производителей бетона.

- Весной представители петербургских строительных компаний негодовали по поводу роста цен на цемент. Чем все закончилось?

По нашим оценкам цены на цемент с начала года выросли на 50%. Но этому есть свое объяснение. Цены на цемент у нас существенно ниже, чем в Европе. И это при том, что производство цемента очень технологичное и энергоемкое. Выпускать и продавать продукцию по низким ценам можно, только работая на новом оборудовании. Но в нашей стране все заводы старые, поэтому производители вынуждены инвестировать в ремонт и обновление мощностей и компенсировать эти расходы ценой. Разумеется, рост цен на цемент повлек за собой подорожание некоторых строительных материалов и готового жилья. Ну а что касается требования цементников осуществлять предоплату за цемент, то это нормальная ситуация. Крупнейший производитель цемента холдинг "Евроцемент" просто воспользовался своим монопольным положением. Если бы мы, например, были монополистами на рынке бетона, то поступили бы так же: брали бы предоплату за поставки. Но так как этот рынок высококонкурентный, мы вынуждены вести более гибкую ценовую политику. Сейчас цены на строительные материалы стабилизировались, они обеспечивают нам, как производителю, приемлемый уровень рентабельности. Одно из самых рентабельных направлений - кирпичное, оно приносит около 15-18% годовых. Рентабельность по бетону и железобетону находится на уровне 10 процентов.

- Каковы сейчас средние сроки окупаемости новых производств?

Смотря каких. Новый бетонный узел можно окупить за два года, если встроить его в готовую структуру. Такую, например, как наша. Если же просто купить и поставить узел в чистом поле, то его можно вообще никогда не окупить. Трудно будет пробиться на этот рынок, потому что на нем присутствуют достаточно сильные игроки. Окупаемость кирпичного завода, по нашим расчетам, составляет 8-9 лет. Завода по производству ЖБИ - 8-10 лет. Но в этих сегментах рынка новые игроки - редкость. Кирпичный завод с объемом производства 60 миллионов штук в год стоит 25-30 миллионов евро.

- Во многих странах жилищное строительство в свое время становилось одним из локомотивов экономического роста. Что же до сих пор сдерживает развитие отрасли в нашей стране?

Прежде всего низкий платежеспособный спрос. Потребность в жилье высокая, но платежеспособного спроса нет. Жилье достаточно дорогое даже в Петербурге, не говоря уже о Москве. Средняя цена сейчас немного снизилась, но все равно близка к тысяче долларов за квадратный метр в новостройках. То есть за однокомнатную квартиру площадью 40-45 квадратных метров без отделки надо выложить около 45 тысяч и еще тысяч пять добавить на ремонт. Для многих граждан это неподъемные деньги. Единственное, что может увеличить платежеспособный спрос, - это ипотека. Если появятся доступные государственные или коммерческие ипотечные программы, то платежеспособный спрос резко увеличится. Полагаю, что это будет стимулировать и строителей. По крайней мере, в промышленно развитых городах не возникнет проблем с увеличением объемов строительства. Если же говорить о возможных барьерах для увеличения предложения, то это проблемы с землей и монополистами - поставщиками энергоресурсов. Пока город недостаточно денег вкладывает в инженерную инфраструктуру, очень мало подготовленных участков под застройку. Много проблем возникает при подключении домов к электроэнергии, теплу.

- Рост цен на стройматериалы, в том числе на цемент, свидетельствует об ограниченном предложении. Существует ли риск, что при увеличении объемов строительства возникнет дефицит строительных материалов?

Производство строительных материалов мы можем увеличивать без ограничений. Все, что для этого нужно, - долгосрочный прогноз спроса на тот или иной материал. Если все говорит о том, что рынок будет стабильно расти, тогда и мы будем активнее вкладывать деньги в развитие производства. Если в ближайшее время заработает ипотека, то она станет сигналом для всех участников рынка. И в этом случае в Россию быстро придут мощные западные компании. Да и отечественные компании начнут активнее инвестировать в развитие производства.

- Кстати, а сейчас много иностранных компаний на рынке стройматериалов?

В производстве материалов, которые имеют широкий географический рынок сбыта, например минераловатные утеплители, изделия из гипса, присутствие иностранцев ощутимо. На эти рынки быстро вышли мировые концерны, построили заводы. Это очень капиталоемкие производства. Что же касается рынка местных строительных материалов, которые можно поставлять лишь на небольшие расстояния, а к таким относятся кирпич, цемент, бетон, ЖБИ, то здесь доля иностранцев пока очень низка. К этим рынкам они проявляют сдержанный интерес.

- Но кто же в случае расширения спроса будет увеличивать объемы строительства, ведь в стране слишком много небольших строительных компаний, которые привыкли к небольшим оборотам и большой марже?

Я бы не сказал, что сейчас строители имеют небольшие обороты и большую маржу. Сейчас маржа тоже маленькая, она не устраивает никого. Некоторые петербургские компании сейчас работают на грани рентабельности. Я уверен, что если в сегменте массового жилищного строительства заработает ипотека, то компании начнут активнее возводить новые дома. Хотя бы потому, что за счет увеличения объема они смогут увеличить прибыль. Тем более что запас пятен под застройку у них есть.

- Может, участники строительного рынка развернулись бы значительно быстрее, если бы государство им оказывало содействие? Например, если бы им были предоставлены налоговые преференции, льготные кредиты?

Главное, чтобы государство обратило внимание на повышение платежеспособного спроса. Это сразу положительно скажется на нашем бизнесе. Что касается преференций, то решение об их предоставлении, наверное, целесообразно принимать на региональном уровне. Например, у нас есть разница между городом и областью. В области пусть и сложный в применении, но существует закон о льготном налогообложении инвесторов. И мы даже однажды воспользовались этой льготой при реконструкции одного из кирпичных производств. Но одно лишь наличие льготы как таковой никого не подвигнет к строительству завода. Подвигнуть к этому может только ситуация на том или ином сегменте строительного рынка. Тогда уже инвестор выбирает. Например, он может построить завод в городе: но там жесткие экологические нормы, нет льготы на прибыль. А может в области: здесь есть льгота на прибыль, но нет газа или электричества. Что же касается субсидирования процентных ставок при кредитовании строительных компаний, то, как мне кажется, это неэффективный механизм. Например, у нас нет проблем с привлечением заемных денег. Мы привлекаем их столько, сколько нужно для развития бизнеса.

- А интересно ли вам участвовать в строительстве жилья по городскому или государственному заказу?

Эта схема была бы интересна домостроительным комбинатам с точки зрения загрузки мощностей. Большие объемы позволили бы им сэкономить на издержках. К тому же бюджетное строительство - это возведение дешевого панельного жилья. Поэтому бюджетный заказ правильнее размещать в сегменте панельного домостроения. Сейчас задача нарастить объемы бюджетного строительства перед нами не стоит, хотя, конечно, нам было бы интересно работать по госзаказу в случае увеличения объемов финансирования. Если нам не хватит сил, чтобы вести генподряд и выступать девелоперами на большом количестве объектов, мы могли бы делиться с другими игроками рынка генподрядными деньгами, а сами сосредоточились бы на производстве и поставках ЖБИ.

- Кстати, Группе ЛСР принадлежат два домостроительных комбината. Однако компания почти не заметна на рынке массового жилья. Почему?

Во-первых, на этом рынке есть мощные игроки. И мы понимали, что даже с нашей производственной базой будет трудно выбиться в лидеры, а затраты могут оказаться несоизмеримыми с результатами, которые мы получим. Во-вторых, мы достаточно серьезные производители строительных материалов, и нам не хотелось бы составлять столь серьезную конкуренцию нашим контрагентам, которые работают в сегменте массового строительства. Но вообще-то мы строим не так уж и мало панельного жилья, входим в пятерку лидеров. Просто идем с серьезным отрывом от первого места.

- Вы не планируете продать какие-нибудь производства? Например, иностранным компаниям?

Только если они нас сильно удивят ценой. А если серьезно, то пока мы не будем рассматривать такие предложения. Мы видим хорошие перспективы роста оборотов и доходности бизнеса. А вот размещение акций на фондовом рынке входит в наши планы. В ближайшее время мы намерены выйти на IPO.

- На какие же темпы роста вы рассчитываете в ближайшие год-два?

В следующем году мы не ожидаем существенного роста выручки или объемов производства на петербургских предприятиях. Если же говорить о стратегии развития, то мы будем осуществлять географическую экспансию. В частности, приняли решение о выходе на московский рынок, вплотную займемся этим уже в следующем году. Планируем охватить и другие регионы. Начнем с одного-двух продуктов, возможно, с бетона. Одним из наиболее приемлемых для нас вариантов была бы покупка готовых мощностей. Это позволило бы нам сразу начать зарабатывать деньги и окупать вложения, а также получить гарантированный рынок сбыта. Но если не получится, то у нас есть свои ноу-хау, ни у кого в Москве таких нет. Потому мы уверены: если не получится что-то купить, то, поставив несколько новых бетонных узлов, мы сразу сумеем отвоевать существенную долю рынка.

Ссылка по теме: http://www.expert.ru/expert/current/data/39-text1.shtml

 




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
9355
Участников online
56
Подписано
7194
Объявлений
2156
Компаний
5285
Новостей
13234
Форумов
24
Тем форумов
21757
Cтатей
1661
Резюме/вакансий
895

Подписка