|
Интервью Президента ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" Михаила Скорохода на радиостанции "Эхо Москвы"
О. БЫЧКОВА: Итак, в ближайшие 20 минут мы будем говорить о ценах на жилье и о том, почему они растут. Все знают, что рост цен на квадратные метры можно сравнить с ростом цен на нефть, может быть даже они растут быстрее. Строители обычно ссылаются на поставщиков стройматериалов, прежде всего тех, кто поставляет металл и цемент. Ну, вот за всех них сегодня (прим. БЕТОН.РУ, интервью состоялось 22 июня 2005 года) готов ответить наш гость. В прямом эфире "Эха Москвы" президент холдинга "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" Михаил Скороход. Добрый день, Михаил Анатольевич. М. СКОРОХОД: Добрый день.
О. БЫЧКОВА: Ну, какова ваша степень вины в росте цен на жилье? Сознавайтесь.
М. СКОРОХОД: Спасибо, очень хороший вопрос, тем более, что последнее время средства массовой информации, да уже даже телевидение, задают такой вопрос, и причем в этих всех заметках, статьях явно, красной нитью, проходит то, что строительные компании пытаются напрямую свести рост цен на цемент с тем, как увеличивается стоимость квадратного метра жилья. Я думаю, что сегодня мы могли бы затронуть эту тему, в первую очередь, вместе с вами, так как мы уже имеем достаточно серьезную экономическую грамоту, определить так ли это на самом деле.
О. БЫЧКОВА: Ну, все-таки какую часть, какую долю в цене квадратного метра занимает именно ваша составляющая - стройматериалы и цемент. Вот можно сказать конкретно или это трудно вычислить?
М. СКОРОХОД: Это можно сказать конкретно. На сегодняшний день есть четкое мнение агентства по строительству, это непосредственно агентство, которое занимается всем строительным комплексом, и есть четкая информация, связанная с тем, что в строительном квадратном метре жилья, в одном квадратном метре, 3% занимает доля цемента. Соответственно, эта себестоимость 3%, в стоимости жилья - это все лишь 1,5% занимает всего лишь стоимость цемента. Поэтому о каком можно говорить увеличении стоимости жилья, если такая пропорция официальная сегодня есть, подтверждена Федеральным агентством.
О. БЫЧКОВА: Мы сейчас вернемся именно к цементу, а скажите все-таки, у вас есть свои предположения? Почему в таком случае растет цена жилья?
М. СКОРОХОД: Да, у нас есть предположения, мы об этом говорили, уже прошли слушания в Государственной думе Российской Федерации. На слушании также задавался вопрос, почему на сегодняшний день растет стоимость жилья? И мы подняли вопрос, связанный с тем, что сегодня очень сложная ситуация, связанная с поставками сырья в виде цемента, металла и других компонентов для строительства одного квадратного метра в строительном комплексе. Есть операторские компании, которые закупают этот цемент, это операторские компании строительные, закупают цемент по одной цене и, соответственно, поставляют для строительных организаций, которые уже списывают его в себестоимость уже по другой цене.
О. БЫЧКОВА: То есть, как везде, во всем виноват посредник?
М. СКОРОХОД: Да, в первую очередь мы могли бы отметить, что разница по данным Росстата на декабрь месяц 2004 года составила примерно 400 рублей. Это означает то, что наша цена за одну тонну цемента составляла 1250 рублей, а строительные организации себе списывали по 1645 рублей.
О. БЫЧКОВА: Это не 3%.
М. СКОРОХОД: Это не 3%, конечно. Вот куда уходят денежные средства и вот почему, в том числе, стоимость одного квадратного метра дороже, чем он мог бы казаться. Но я бы хотел здесь, Ольга, сказать о том, что надо рассмотреть более детально этот вопрос. Вопрос не в том, на сколько увеличилась стоимость цемента, металла или других составляющих для строительства жилья, но надо рассмотреть вопросы, связанные, как создается сегодня ситуация по тому, что любой житель России может придти и приобрести жилье, доступное жилье.
О. БЫЧКОВА: Ну, это правда, потому что вот мне, например, как потребителю, совершенно все равно на самом деле, сколько стоит тонна цемента и какую долю этот цемент занимает в стоимости квадратного метра моей квартиры. Мне нужна доступная квартира. Программа действительно объявлена. Президент потребовал от правительства, правительство требует от всех остальных ее выполнения. Но те же самые строители говорят о том, что мало реально этого добиться в ближайшее десятилетие.
М. СКОРОХОД: Сегодня очень много делается в этом направлении. В первую очередь, это касается законодательного блока, принимаются новые законы, которые позволяют нам достичь доступного финансирования, строительства жилья, и, соответственно, любой человек может придти в банк и получить доступный кредит, не на 3-4 года, а на 10, 15, на 20 лет под соответствующую процентную ставку, которая будет не слишком высока, и будет возможно ее обеспечить заработной платой. Это один блок, и он уже решается. Хотя и здесь, я хочу обратить ваше внимание, строительные организации, строительный комплекс - вот буквально в апреле месяце - провозгласил то, что принятие закона о долевом участии также вызывает цепную реакцию роста стоимости жилья, то есть любое изменение, которое происходит на рынке, хотя они идут во благо, уже вызывают сразу первую реакцию. Второй блок вопросов, которые мы должны рассматривать, это прозрачность формирования себестоимости и калькуляция у строительных организаций. Сегодня торговые дома, операторские компании на входе в строительный комплекс, дальше идет непосредственно строительство, после этого опять же созданы дочерние компании - командатные товарищества, риэлторские компании, и масса других организаций - занимаются продажей этих квартир. Да, действительно, рентабельность на самой строительной компании может быть и 5%, и 10%, это было отмечено на слушаниях в Госдуме, что сколько бы цена на один квадратный метр не увеличилась, а рентабельность 5-10%. Но мы с вами прекрасно понимаем, я думаю, что слушатели также понимают, что где оседают денежные средства, где формируется рентабельность.
О. БЫЧКОВА: А где они оседают?
М. СКОРОХОД: Они оседают, в первую очередь, на первом звене, когда закупается цемент по 1250, а списывается по 1450.
О. БЫЧКОВА: Вот эти посредники, о которых вы говорили?
М. СКОРОХОД: Конечно, конечно. И второе звено, когда построенное жилье, построенный квадратный метр передается риэлтору, который так же продает и формирует свою рентабельность. Поэтому это длинная цепочка и надо ее внимательно рассмотреть. И на слушаниях также было рекомендовано Федеральному агентству, ФАС, службе, рассмотреть, как формируется сегодня цена одного квадратного метра в строительном комплексе. Потому что сегодня мы представили все материалы, обосновывающие стоимость одной тонны цемента, и мы уверены в том, что рассмотрение всех этих материалов, обоснованных материалов, позволит нам не просто доказать свою правоту, а обратить сегодня внимание Федеральной службы антимонопольного законодательства, что те тенденции, которые происходят сегодня в цементной промышленности, позволяют нам решать вопросы, которые поставлены перед строительным комплексом, обеспечить цементом, качественным цементом, строительный комплекс.
О. БЫЧКОВА: Часто говорят также о том, что, ну, не может страна строить столько квадратных метров, сколько требуется, а их требуется в несколько раз больше, чем строится сегодня, во много раз больше, потому что существует предел производственных мощностей. Вот если исходить из этой логики, то получается, что вам, например, невыгодно расширять свое производство, потому что тогда ваша продукция будет дешевле. Нет?
М. СКОРОХОД: Я думаю, здесь как раз ситуация прямо противоположная. Сегодня мы пришли к такой ситуации, что мощности цементных предприятий России загружены практически на 100%. И сегодня уже по 2005 году у нас создался дефицит цемента, локальный дефицит цемента. И для обеспечения тех задач, о которых вы только что сказали - построить квадратные метры, чтобы у каждого нашего жителя была возможность купить доступное жилье - нам необходимо произвести к 2010 году 80 миллионов тонн цемента при том, что сегодня производственные мощности России 68 миллионов. Дисбаланс явный.
О. БЫЧКОВА: То есть в полтора раза больше, как минимум?
М. СКОРОХОД: Конечно, конечно, в полтора раза больше, чем минимум. И сегодня задача, которую мы для себя ставим, это развивать наши производственные мощности. К сожалению, за предыдущие периоды у нас не было такой возможности. Я приведу некоторые цифры, я хочу, чтобы наши слушатели для себя четко представили, а какие же ценовые тенденции происходили, и, может быть, у нас не было возможности инвестировать деньги, мы не хотели это сделать. Стоимость квадратного метра с 97 года - это данные Росстата - увеличилась в 5 раз.
О. БЫЧКОВА: Да, это все хорошо знают.
М. СКОРОХОД: В то же время цена цемента, одной тонны, увеличилась всего лишь в 2,6 раза. В 2 раза строительная отрасль стала привлекательней, чем цементная отрасль. Ни одного завода за последние 40 лет не построено в России.
О. БЫЧКОВА: Ни одного цементного завода?
М. СКОРОХОД: Ни одного цементного завода.
О. БЫЧКОВА: За 40 лет?
М. СКОРОХОД: Совершенно верно. За последние 15 лет выбытие мощностей в цементной промышленности России произошло на 15 миллионов тонн цемента.
О. БЫЧКОВА: То есть, это старое оборудование, которое уже просто выходит из строя?
М. СКОРОХОД: Оно полностью списано и его нет. И продолжают выбывать производственные мощности. За последние 2 года выбыло 6 миллионов. За последние 2 года. Эта тенденция увеличивается.
О. БЫЧКОВА: А что вам мешает-то строить новые заводы, если цемент нарасхват, и строительная отрасль требует больше и больше?
М. СКОРОХОД: Вот здесь главный, наверное, вопрос. Он связан с тем, что последние годы цементная промышленность выступила донором. В хорошем смысле донором для строительного комплекса. За этот период строительный комплекс ввел новые серии домов, приобрел новое оборудование, модернизировался. Что произошло с цементной промышленностью? Мы не смогли даже поддерживать свои производственные мощности. Росстат нам говорит о том, что выбытие мощностей произошло. Поэтому на ваш вопрос ответ очень простой - не было инвестиций. Рентабельность сегодня цементных предприятий за 1-й квартал 2005 года, я могу сказать о нашем холдинге, составила -18% (минус восемнадцать процентов), то есть мы работаем в убыток.
О. БЫЧКОВА: Да ладно.
М. СКОРОХОД: Именно так.
О. БЫЧКОВА: А вот, например, наш слушатель Москвин из Москвы же говорит, что "цена на цемент повысилась с прошлого года на 50%. В целом тонна тарированного цемента - извините, если я неправильно читаю с пейджера - стоит в 2 раза выше, чем на мировом рынке, - утверждает наш слушатель, - спекулянты раздирают страну, разворовывают, рост цен небывалый".
М. СКОРОХОД: Спасибо большое, очень хороший вопрос. Для информации, сегодня тонна цемента в России стоит 65 долларов, для сравнения: западные страны, Испания - 160 долларов, Франция - 150 долларов, даже если взять наших ближайших соседей, Казахстан - 160 долларов стоит тонна цемента. Поэтому говорить о том, что мы сегодня имеем стоимость одной тонны выше, чем в западных странах, ну, поверьте мне, это смешно. Но здесь есть еще самый главный вопрос. Он связан с тем, что мы ведем очень серьезную борьбу с посредниками. Сегодня наша тонна цемента, один мешок цемента, вы можете приехать на наш любой элеватор в Москве, пожалуйста, приобрести в нашем магазине, всего лишь стоит 125 рублей.
О. БЫЧКОВА: Мешок - это сколько?
М. СКОРОХОД: Мешок стоит 125 рублей стоит, мешок цемента. В то же время на рынке этот мешок стоит от 60 до 200 рублей. И для того, чтобы полностью исключить посредников, мы сегодня уже сделали серьезнейший комплекс мероприятий. Создали филиал, у нас сегодня более 30 филиалов в России. Они находятся практически в каждой области. Мы сегодня создаем новые элеваторы для того, чтобы каждый житель мог приехать, кто хотел бы купить цемент, и купить у конечного производителя - у нас, а не у посредников. Мы ввели систему - она и раньше была, система предоплаты - но мы ужесточили эту ситуацию, потому что невозможно сегодня управлять ценами. Сегодня цена у вас, уважаемый слушатель, она состоит из порядка 30% накруток посредников. Я убедительно вас прошу. У нас есть сайт, обращайтесь, пожалуйста, по нашим телефонам, вы будете приобретать цемент минимум на 30% дешевле.
О. БЫЧКОВА: Адрес сайта?
М. СКОРОХОД: http://www.eurocem.ru - это адрес, известный, я надеюсь.
О. БЫЧКОВА: Вот еще один наш слушатель, Борис, весьма осведомленный, видимо, человек, пишет, что ваша компания собирается строить новый цементный завод. "Считаете ли вы, что через 2-5 лет его продукция будет востребована в России, а, возможно, вы строите завод специально с ориентацией на экспорт?"
М. СКОРОХОД: Спасибо большое. Очень приятно, что вы следите за деятельностью нашего холдинга.
О. БЫЧКОВА: А вы, правда, строите завод?
М. СКОРОХОД: Действительно, мы подписали буквально две недели назад соглашение с губернатором Липецкой области, Королевым Олегом Петровичем. Я должен сказать, что очень привлекательная область, инвестиционно привлекательная, и мы уже в этом году закладываем новый завод.
О. БЫЧКОВА: Так получается, что это первый за 40 лет, или еще кто-то строит, кроме вас?
М. СКОРОХОД: Это первый, совершенно верно, это первый завод за последние 40 лет, и это завод по самым современным технологическим требованиям, и экологическим требованиям. И, конечно же, мы ориентируемся, в первую очередь, на те цели и задачи, которые поставлены правительством. Они были еще раз Владимиром Владимировичем Путиным на Госсовете уточнены, и мы, конечно, сегодня формируем наши производственные мощности для того, чтобы обеспечить строительную индустрию дешевым и качественным цементом.
О. БЫЧКОВА: Завод, который вы строите в Липецкой области. Это завод, который будет оснащен иностранным оборудованием или отечественным?
М. СКОРОХОД: Очень тонко профессиональный вопрос, Ольга, спасибо. К сожалению, на сегодняшний день цементное машиностроение России если не полностью, то на процентов 80, развалено. К сожалению, мы вынуждены это делать, и часть оборудования будем заказывать за рубежом, в первую очередь, это немецкие заводы будут. Но! Мы сегодня все делаем для того, чтобы все машиностроительные заводы, российские машиностроительные заводы, которые работают на цементную промышленность, получили максимальный заказ. И если это будет конкурентоспособное оборудование, мы, конечно же, будем заказывать здесь, в России.
О. БЫЧКОВА: Объясните мне, пожалуйста, вы сказали, что 40 лет ничего не строили, значит, все заводы работают на послевоенном фактически, а, может быть, и довоенном оборудовании. А цементное машиностроение тогда что делает?
М. СКОРОХОД: А цементное машиностроение переориентировалось на те отрасли, которые имеют более высокую рентабельность. Это нефтяная промышленность, это горнодобывающая промышленность, это строительная промышленность. А цементники неинтересны, потому что…
О. БЫЧКОВА: А чем вы можете их заинтересовать?
М. СКОРОХОД: Сегодня мы их могли бы заинтересовать тем, что цементная промышленность востребовала их продукцию, и мы сегодня даем заказы нашим машиностроительным заводам. Сегодня мы подошли к той ситуации, когда все производственные мощности российских заводов загружены на 100%. Если взять 5 лет, 6 лет назад, был профицит цемента, и, конечно же, использовали оборудование то, которое было, то есть его выжимали полностью для того, чтобы получить тонну цемента. Сегодня ситуация изменилась. Дальше так уже продолжаться не может. Я могу сказать только одно, привести такой пример, я думаю, что он очень убедительный. В СССР травматизм на цементных предприятиях составлял всего лишь 3 несчастных случая на 1 миллион тонн цемента. Очень такая плохая статистика. Но сегодня…
О. БЫЧКОВА: Ну, "всего лишь" - не очень подходящее слово. Скажем, цифра была 3.
М. СКОРОХОД: Да. Но сегодня 4,5 человека травматизма на 1 миллион тонн.
О. БЫЧКОВА: Да вы что?
М. СКОРОХОД: Почему? Потому что износ основных фондов уже превысил 79%. Куда дальше?
О. БЫЧКОВА: Но эту проблему быстро не решить.
М. СКОРОХОД: Мы сегодня подошли к тому, что в решении Государственной думы четко определено и даны рекомендации всем профильным агентствам, министерствам подготовить программу развития цементной промышленности России. И без такой государственной программы, я вас уверяю, в 2006 год будем испытывать огромнейший дефицит цемента, и стоимость цемента будет уже даже не такая, как сегодня.
О. БЫЧКОВА: Ну, что ж. Наше время в эфире, к сожалению, истекло. Михаил Скороход, президент холдинга "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" был в прямом эфире "Эха Москвы". Тут есть несколько предложений и каких-то адресов, которые пришли на пейджер и на сайт в Интернете. Я Михаилу Скороходу их сейчас обязательно передам. Еще раз, если можно, адрес вашего сайта в Интернете?
М. СКОРОХОД: http://www.eurocem.ru
О. БЫЧКОВА: И я хочу также сказать нашим слушателям, что более подробно, может быть, можно сегодняшнюю "Комсомольскую правду" прочитать, да?
М. СКОРОХОД: Да, да.
О. БЫЧКОВА: Где проблемы этой отрасли также подробно анализируются. Спасибо вам.
М. СКОРОХОД: Спасибо большое, спасибо.
Ссылка по теме: http://echo.msk.ru/guests/10899/
|
|