Реклама

Время считать кирпичи

Дата публикации: 30.05.2005 Количество просмотров: 486

По нашим подсчетам, себестоимость строящихся квартир можно сократить на 40% за счет грамотной организации комплектации стройматериалами, включающей пресечение практики "откатов" в цепочке взаимоотношений строительных компаний с поставщиками и подрядчиками, а также за счет применения современных технологичных решений с качественными материалами", заявил директор по маркетингу Центра строительных технологий "УРСА" Максим Малафеевский. Наверное, тут можно поспорить о процентах (другие наши собеседники говорили о 10-15%), но в главном Малафеевский совершенно прав: оптимальная модель комплектации стройки - ключ к оптимизации затрат на строительство и повышению эффективности бизнеса в целом.

В последнее время этот вопрос становится все более актуальным, особенно в жилищном строительстве, где рыночная ситуация весьма неблагоприятна (падение спроса и, как следствие, объемов продаж, снижение цен), что приводит к сокращению доходности строительных компаний. Это должно заставить их использовать внутренние резервы, одним из которых и является обеспечение строительства стройматериалами. Попытаемся рассмотреть модели комплектации, действующие сегодня на строительном рынке Петербурга.

Смешанные формы

Модели обеспечения строек материалами условно можно разделить на два полярных типа: полностью самостоятельная комплектация или, наоборот, вопросы снабжения отданы на аутсорсинг профессиональным компаниям. В Петербурге в силу разных причин, о которых речь пойдет ниже, действуют смешанные формы снабжения. Снабжением строек занимаются сами строительные компании или генподрядчики, в большинстве своем являющиеся структурными подразделениями стройкорпораций. Как известно, в Петербурге компании, особенно в жилищном сегменте, выполняют едва ли не все функции, возможные в строительстве (девелопмент, генподряд, собственно строительство, риэлт и т.д.).

Службы снабжения компаний закупают у производителей или их дилеров, если таковые имеются, основные строительные материалы (бетон, арматуру, кирпич и т.д.). Специальные компоненты, например для инженерии, электрики, поставляют субподрядчики. Как правило, отделы снабжения имеют большой штат сотрудников, отвечающих за ту или иную номенклатурную позицию. В некоторых холдинговых компаниях снабженческие службы даже выделены в отдельные фирмы. В частности, в холдинге "Эталон-ЛенСпецСМУ" управление производственно-технической комплектации в свое время было преобразовано в ЗАО "УПТК-ЛенСпецСМУ".

Второй тип обеспечения в определенном смысле можно назвать аутсорсинговым. Вопросы комплектации отданы субподрядчикам: они сами закупают материалы, соответствующие заявленным заказчиком критериям. По такой схеме работают, например, компании, оказывающие услуги по управлению строительными проектами (как правило, коммерческо-промышленного назначения), такие как Генподрядная компания "СТЭП", финская строительная компания Lemcon и ряд других.

Другая схема - обеспечение строительства заказывается не субподрядчикам, а специализирующимся на комплектации компаниям. В Петербурге работают несколько таких фирм. Самыми известными считаются Центр развития проектов "Петербургская Недвижимость" (дочерняя структура одноименной корпорации), "Фитингвиль" (старое название - ГСК - "Главная строительная комплектация"), Центр строительных технологий "УРСА" (официальный дистрибутор компании "УРСА-Евразия"), "Оннинен" (российская "дочка" финской компании Onninen).

Две последние модели (кроме самостоятельной комплектации) очень схожи с западными схемами снабжения строительства. Но разница все-таки есть: на Западе специализированные снабженческие компании осуществляют полную комплектацию строек, т.е. поставляют все материалы, необходимые для строительства "под ключ". В Петербурге фирм, оказывающих услуги полного обеспечения, нет. Компании специализируются на одной номенклатурной позиции: либо общестроительные материалы, либо отделочные, либо теплоизоляционные и кровельные, либо все необходимое для инженерных сетей и т.д. Подобная сегментация, отмечают специалисты, свидетельствует о неразвитости петербургского рынка услуг по комплектации строек.

Своя рубаха ближе...

Как уже говорилось выше, жилищные строительные компании используют преимущественно "внутреннюю" схему комплектации. Учитывая, что по объемам строительства жилищный сегмент как минимум в полтора раза превышает все остальные вместе взятые, можно утверждать, что самостоятельная комплектация доминирует на петербургском рынке. Одна из основных причин этого лежит на поверхности: после развала советской централизованной (через Госснаб) системы обеспечения строек материалами компаниям ничего другого не оставалось, как организовывать собственные службы снабжения. Тем более что специализированных фирм в тот период фактически не существовало.

Приверженность схеме самообеспечения оказалась прочной в том числе и потому, что в глазах менеджеров строительных компаний она имеет много плюсов. Например, централизованный контроль над поставками и качеством материалов, единый финансовый поток и т.д. Но, пожалуй, наиболее важное преимущество, по мнению опрошенных представителей строительных компаний, выражается в том, что такая схема дает возможность закупать материалы по более низким ценам. Так, например, начальник отдела комплектации "Ленстройтреста", входящего в холдинг ПО "Ленстройматериалы", Надежда Суханцова поделилась расчетами: "Поставка строительных материалов собственными силами позволяет сэкономить 40-50 долларов на каждом кубическом метре монолитного железобетона".

Однако, как отмечает генеральный директор ЦРП "Петербургская Недвижимость" Илья Еременко, минимизировать затраты за счет выгодных цен производителя можно только в теории. "Максимальные скидки заводы-производители дают только при условии регулярных закупок крупных партий своей продукции, объясняет Еременко, а в больших объемах приобретают материалы лишь компании, стабильно строящие более сотни тысяч квадратных метров в год. Но даже у таких компаний объемы закупок намного меньше, чем у специализирующихся на комплектации фирм, которые, как правило, являются официальными дилерами крупнейших производителей, а значит, получают еще более выгодные скидки". Тем более что возможный выигрыш при отказе от услуг посредника легко съедается косвенными затратами - на содержание транспорта, складов и большого штата сотрудников отдела снабжения.

Вряд ли строительные компании этого не знают, но в то же время сохраняют верность самостоятельному обеспечению. Понятно, что для этого есть много оснований. В качестве одной из основных причин собеседники назвали внутренние противоречия между интересами топ-менеджмента компаний и сотрудников отделов снабжения. Не секрет, что в строительном бизнесе распространена практика "откатов". "Сотрудники отделов снабжения могут выбирать, мягко говоря, не самых выгодных в ценовом отношении поставщиков, - говорит генеральный директор "Оннинен" Сергей Григорьев, - но если снабженцы лично заинтересованы в работе именно с ними, то всегда можно найти достойные аргументы, чтобы убедить руководство. Если менеджмент компании попытается оптимизировать затраты путем перехода на другую модель комплектации, в отделе снабжения будут сопротивляться".

Как полагают эксперты, в схеме снабжения специализированными фирмами "откатный" риск минимален, а в субподрядной модели его легко снизить. "Мы знаем, что многие субподрядчики хотят заработать на материалах, - рассказывает региональный директор Lemcon Юсси Оваска. Но тендеры на субподряд, которые мы проводим, выигрывает тот, кто предложит оптимальную цену (в сумму входит оплата работ, стоимость материалов, которые субподрядчик покупает сам), а также гарантированно сможет осуществить поставки и работы в срок".

Дольщик все спишет

Кроме прочих, есть еще одно объяснение, почему на строительном рынке Петербурга преобладает неоптимальная и высокорискованная форма самокомплектации. Вице-президент Генподрядной компании "СТЭП" Юрий Иоффе видит причину в отсутствии должного внимания со стороны большинства строительных компаний к управлению себестоимостью (и многие с ним согласны). "Известно, что чем жестче бюджет проекта, тем более тщательно контролируются затраты, - рассуждает он. - Приведу такой пример. У нас есть два проекта - бюджет одного очень жесткий, рентабельность невысока; во втором случае, наоборот, мы можем получить сверхрентабельность - 25%, невиданную в промышленном строительстве. Так вот, менеджер, управляющий первым проектом, считает каждый рубль, чтобы ни на долю процента не снизить изначально низкую рентабельность. А второй может себе позволить не слишком биться над оптимизацией затрат, потому что доход с проекта все равно будет большим".

Стоит отметить, что в жилищном строительстве рентабельность всегда выше, чем в коммерческом и промышленном. В этом сегменте строительного рынка объекты реализуются на деньги профессионального заказчика, например промышленной компании. Отсюда жесткие бюджеты, выделяемые предприятиями на строительство новых производственных мощностей или иных объектов. Добавим также, что управление таким строительством, как правило, отдается на аутсорсинг, соответственно, тендер выигрывают управляющие проектами (или генподрядные) компании, способные не превышать лимит выделенных средств.

В свою очередь, в жилищном строительстве, финансируемом физическими лицами-дольщиками, цена во многом определяется спросом. Как следствие, когда спрос значительно превышает предложение, дольщики готовы оплачивать издержки, лишь бы получить заветный дефицит. Понятно, что лишь очень немногие строительные компании заботились о повышении эффективности технологического процесса: зачем себя утруждать, коль покупатель и так все приобретет практически по любой цене.

Курс на специализацию

В середине прошлого года жилищный рынок начал сокращаться: объемы продаж упали, цены медленно снижались. Эта неблагоприятная ситуация продолжается до сих пор и, по мнению аналитиков, негативный тренд по сокращению объемов продаж, наблюдавшийся в первом квартале 2005 года, сохранится. "Все это приводит к снижению прибыльности жилищного строительного бизнеса, рассуждает Сергей Григорьев, соответственно, компаниям придется задуматься об оптимизации затрат. В свою очередь, будут более востребованы и услуги по профессиональной комплектации".

В условиях "рынка покупателя" повышаются требования потребителей к квартирам. Аналитики рынка отмечают, что при выборе квартиры покупатели все чаще интересуются эксплуатационными характеристиками будущего жилья, пытаются подсчитать, какую сумму придется тратить на его содержание. Это заставляет строительные компании задумываться о качестве материалов. По мнению специалистов, компании теперь будут обращаться к услугам профессиональных снабженческих фирм.

Таким образом, происходящие на рынке жилищного строительства изменения играют на руку компаниям, предоставляющим услуги по комплектации. Правда, как считают специалисты, клиентская база организаций, занимающихся комплектацией, если и расширится за счет жилищных застройщиков, то нескоро. В частности, генеральный директор холдинга RBI Эдуард Тиктинский (а в данный момент задача номер один для компании - повысить операционную эффективность) отметил, что вопрос о переходе на аутсорсинговую модель комплектации пока не рассматривается. "На аутсорсинг можно отдать эксплуатацию домов или часть продаж, например, а обеспечение стройматериалами - одна из важнейших составляющих нашего бизнеса. Потеря контроля над ключевой частью чревата снижением эффективности", считает Эдуард Тиктинский.

Взросление рынка

Нежелание строительных компаний передавать вопросы обеспечения стройки на аутсорсинг частично объясняется неразвитостью рынка услуг по комплектации. С одной стороны, многие компании, позиционирующие себя как фирмы, предоставляющие услуги по снабжению, являются обыкновенными стройбазами, торгующими материалами. С другой стороны, большинство работающих на этом рынке компаний предоставляют своим заказчикам узкий ассортимент материалов и комплектующих. Надо признать, что многие узкоспециализированные компании постоянно повышают качество своих услуг. Так, например, "Оннинен" в этом году намерен запустить систему "контейнерной комплектации": на стройплощадке устанавливается выносной склад для хранения материалов, по мере использования "комплектатор" пополняет запасы, а строители их оплачивают. Такая схема широко практикуется в Финляндии.

Что же касается комплексного обеспечения стройки материалами, то, по мнению руководителя направления компании "Фитингвиль" Михаила Богода, на данном этапе развития рынка отсутствие "полнокомплектных" фирм вполне обоснованно: "Для полной комплектации в составе компании должны находиться сотрудники по сервисному обслуживанию или установке некоторых систем, - пояснил он, - таких как системы отопления, водоснабжения, канализации, кондиционирования и т.д. Соответственно, если компания занималась поставками общестроительных материалов, то расширить профиль и обеспечить сервис на должном уровне ей достаточно трудно".

Тем не менее, считают специалисты, именно расширение профиля деятельности специализированных компаний и будет основной тенденцией развития на рынке обеспечения стройматериалами и комплектующими. Во всяком случае, такую перспективу подсказывает западная практика. В свою очередь, и компаниям-застройщикам, желающим передать снабжение на аутсорсинг, будет выгоднее заказывать данную услугу в одной компании, а не в нескольких, как сейчас.

Ссылка по теме: http://www.expert.ru/sever/current/19skom.shtml

 




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
15728
Участников online
53
Подписано
13274
Объявлений
1113
Компаний
5502
Новостей
13901
Форумов
24
Тем форумов
18911
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
515

Подписка




Политика конфиденциальности