Цементная промышленность России сегодня с трудом удовлетворяет потребности строителей. Высокие издержки, низкая эффективность и сильный износ производственных мощностей тормозят развитие. Если в ближайшее время ситуация не изменится, цемент станет дефицитным товаром. Такой вывод делается в опубликованном в первом номере нового журнала о строительстве и недвижимости "Building life" обзоре, посвященном проблемам отрасли.
Правительство планирует к 2005 году увеличить объем вводимого жилья более чем в 2 раза по сравнению с 2002 году. С учетом замены ветхого и аварийного жилья - темпы строительства должны возрасти в 2,5 раза. Однако уже сейчас ясно, что обеспечить такой объем потребления цемента невозможно при существующих мощностях цементных заводов без модернизации производства и совершенствования технологий. На эти цели потребуется около млрд. долларов инвестиций. Правительственные планы опираются на данные Госкомстата, по которым мощности цементной промышленности составляют около 73,3 млн. тонн цемента. Между тем, при средней степени износа оборудования заводов свыше 67%, предельная мощность составляет максимум 50-52 млн. тонн в год.
По данным издания, уже сегодня дефицит наблюдается в центральном регионе, прежде всего-в Москве и Московской области, где потребление цемента в 2003 г. превзошло производство почти на 30 процентов. В 2003 году, отмечается в материале, было выпущено 41 млн. тонн цемента произвели российские заводы, что на 8,7% больше 2002 года. 60% произведенного цемента пришлось на марку М-400. В 2004 г. ожидается выпуск этого вида строительных материалов на уровне 45 млн.т.
Главными проблемами отрасли журнал считает высокую себестоимость производства и высокий износ основных средств. Из 53 заводов 46 работают по полному циклу. Из них только 4 завода, производящие 15-20% от общего объема цемента, работают по "сухому" способу. В мире же 90% цемента делается по "сухому", который позволяет экономить около 40% на топливе. Учитывая, что 50-55% в себестоимости цемента - это электроэнергия и газ, экономия получается существенной. Ведущими игроками цементного рынка "Building life" называет компании "Евроцемент" и "Интеко". Кроме них на рынке представлены несколько крупнейших мировых игроков цементного рынка: мировой лидер из Франции Lafarge, номер два - швейцарская компания Holcim. При этом остается еще значительная часть заводов, чьи владельцы, как правило, - региональные промышленные группы, ожидающие выгодного предложения для продажи. Из-за необходимости объемных инвестиций, ожидающих владельцев заводов при попытке активизировать производство, считают эксперты журнала, на рынке останется 3-5 игроков. Мировой опыт также доказывает высокую потребность отрасли к концентрации активов у небольшого числа компаний. Например, в Англии всего 3 цементные компании, во Франции - 4.