|
Дорожная мафия непобедима, или почему в России плохие дороги?
Хороших дорог в России не будет никогда. И не потому, что денег не хватает. В дорожное строительство вкладываются миллиарды. Но большая часть денег попадает в карманы тех, кто так или иначе причастен к этому вопросу. С теми, кто не согласен с подобным положением дел, дорожная мафия борется двумя способами: взятками или с помощью киллеров… Несекретная тайнаВ России с 1939 года не менялся стандарт на плотность грунтовой насыпи, на которую кладут асфальт. За 65 лет выросли скорости и грузоподъемность машин, а дороги строят по-довоенному-не для многотонных трейлеров, летящих со скоростью 120 км/ч, а для полуторок. Кроме того, Россия «сделана» из неудачного материала. 86% всех грунтов у нас-так называемые связные, то есть грунты с примесью глины или целиком состоящие из таковой. А глины и суглинки имеют такую особенность: они хорошо набирают и плохо отдают влагу. Подпочвенные воды подсасываются по рыхлостям и пустотам слоев грунта прямо под дорожное полотно и с первыми морозцами замерзают. Между прочим, давление замерзающей в замкнутой системе воды достигает 2000 кг/см2! И происходит то, что специалисты называют «морозным пучением», - асфальт трескается. А весной верхний слой грунта непосредственно под асфальтом размораживается, обводняется, теряет несущую способность. И колеса грузовиков просто проламывают асфальт над пустотами. Аут… И весь этот разрушительный механизм может остановить небольшое — всего на 5% — уплотнение грунта. Не верится? Тогда посмотрите на график, который есть практически во всех учебниках по строительству автомобильных дорог. Экспонентная кривая на нем ясно показывает, что небольшое (5–7%) повышение плотности грунта дает увеличение прочности дороги в 2,5 раза. Убить изобретателяНаши 25-тонные каточки проблему уплотнения грунта решить не могут. Даже если мы закупим тяжелую технику за рубежом, не факт, что она с нашей глиной справится. Тупик? Нет. На излете перестройки в СССР была построена уникальная машина, которая для забивки грунта использовала не давление, а вибрацию. Всего за один проход эта штуковина своей огромной рабочей плоскостью забивала грунт на 7% выше ГОСТа! Машина была построена в единственном экземпляре. Опытном. И опыт удался. В начале 1990-х изобретатель машины Феликс Губерман начал свои долгие хождения по инстанциям, пытаясь внедрить хорошие дороги в России. Именно тогда документы о необходимости увеличения стандарта на 5% последовательно ложились на стол всем нашим руководителям. И самое интересное, что все они были «за»! Но пробить бюрократическую стену дорожного ведомства так и не смогли. Почему? Потому что ремонтировать дороги гораздо выгоднее, чем их строить. Дело в том, что две трети дорожного бюджета страны тратится на ремонт дорог и только треть — на строительство новых. Это значит, что плохие дороги дорожникам нужнее, чем хорошие: на них больше денег дают!.. Дорожный бюджет России за 2002 год, например, — 54 миллиарда рублей. Огромные деньги! И любой, кто попытается их у дорожников отнять или как-то перераспределить, сразу же столкнется с тем, с чем столкнулся изобретатель замечательной машины: однажды в темном подъезде ему в нос сунули ствол пистолета и спросили, а не слишком ли мало дырок у него в голове и не стоит ли проделать еще одну? Изобретатель все понял и быстро-быстро эмигрировал из России. Сами воруем, сами контролируем?Ф. Губерман, Израиль: — Юрий Лужков считает, что колеи на МКАД образовались из-за шипованной резины. Если сделать срез дорожного полотна, то вы увидите, что на долю износа асфальта в этой колее приходится примерно 20%, а остальные 80% — чистый прогиб. Который образовался из-за некачественного дорожного строительства. И пока Федеральная дорожная служба России одновременно сама строит дороги и сама же себя контролирует, ничего не изменится. Во всяком случае, плотность дорожной подушки — главной в дороге — должен мерить независимый от дорожников орган. Да, мне действительно угрожали. Настолько недвусмысленно, что пришлось уехать из страны… Как украсть на строительстве дорог1. Обвес. Дорожный «пирог» состоит из большого количества слоев — песка, гравия, щебня, битума, не говоря уж про асфальт. Если уменьшить слой, скажем, щебня, всего на 10 сантиметров, то каждый новый километр приносит в карман воров 10 000 долл. 2. Рост цен. При строительстве одной из московских магистралей 1 экскаватор 3 часа копал траншею. А по документам проходило так, что копала ее в течение 2 дней бригада из 5 человек. 3. Пересортица. При прокладке скоростных магистралей в нижней части дорожной подушки используется калиброванный песок. Стоит он дорого — до 185 руб. за кубометр. А песок из карьера стоит всего 30–40 руб. И внешне от калиброванного отличается мало. 4. Мистика. Подрядчик регистрирует несколько фирм, которые выставляются субподрядчиками и выполняют часть работ по повышенным расценкам. Фирмы существуют только на бумаге. Один из прорабов, работавших на строительстве МКАД, в отношении которого сейчас ведется следствие, именно через такие подставные фирмы «вывел» из-под строительства 700 000 долл. Резиновые деньгиУ НАС в одной только Москве ежегодно выбрасывается на помойку около 15 тысяч (!) тонн покрышек. Из них кое-как перерабатывается около 10%. Остальное лежит на свалках. — Технология, которую мы придумали, — говорит бывший «оборонщик» Евгений Донщиков, самая дешевая из всех существующих и самая экологичная. В установку поступает покрышка, через полчаса от нее остается кучка резинового порошка, текстильный материал и проволочные кольца. Резину разрушает газ озон. Дешево и сердито. — Кроме того, — подхватывает исполнительный директор научно-внедренческой фирмы Наталья Туманова, резиновый порошок можно подмешивать в асфальт при строительстве дорог. Резинобитумное дорожное полотно получается более упругим, поэтому оно меньше трескается при температурных перепадах и намного дольше служит. Идеей заинтересовались в Англии, Прибалтике, построен завод в Таиланде. А России такое производство, похоже, не нужно.
|
|