|
Крупнейший производитель кирпича в мире "Wienerberger AG" выходит на российский рынок
В текущем году на российский рынок строительных материалов может выйти новый крупный международный игрок. Австрийская компания Wienerberger AG намерена заняться в России производством кирпича и кровельных материалов, для чего собирается купить или самостоятельно построить несколько промышленных объектов. В компании пока не раскрывают подробности своих планов, но участники рынка и эксперты отмечают, что Wienerberger придется серьезно побороться за место под солнцем и сразу приобрести несколько крупных действующих производств, поскольку строительство объекта «с нуля» чревато долгим поиском рынков сбыта. Wienerberger AG – крупнейший в мире производитель кирпича и черепицы. Компания работает в 23 странах и имеет 218 производственных площадок. В прошлом году выручка компании составила 1,8 млрд евро, чистая прибыль – 113,1 млн евро. Свыше 80% акций компании обращаются на Венской фондовой бирже или принадлежат институциональным инвесторам. Компания занимает лидирующие позиции на рынке кирпича и черепицы в США и Западной Европе и контролирует свыше 30% рынка строительного кирпича Восточной Европы. В прошлом году в России было произведено около 11 млрд шт. кирпича, что при средней цене в 100 долл. (за тысячу штук условного кирпича) позволяет оценить российский кирпичный рынок в 1,1 млрд долл. Крупнейшими производителями кирпича в России являются предприятия группы «ЛСР» (Санкт-Петербург, в 2003 г. изготовили 188,7 млн шт.), Голицынский кирпичный завод (Московская область, 115,9 млн шт.), Ревдинский кирпичный завод, принадлежащий УГМК (Свердловская обл., 110,3 млн шт.), и ЗАО «Победа Кнауф» (С-Пб, 100 млн шт.). Российский кирпичный рынок сильно фрагментирован и слабо консолидирован: на долю первых пяти компаний приходится всего 4,7% общероссийского производства. В годовом отчете Wienerberger за 2003 г., который имеется в распоряжении RBC daily, отмечается, что компания намерена продолжить экспансию в восточно-европейском направлении и в 2004 г. открыть собственные производства кирпича и черепицы в России, на Украине, в Болгарии и Сербии. «Эти рынки характеризуются высокими темпами роста жилищного строительства и высоким скрытым требованием на качественные жилые помещения», – отмечается в отчете Wienerberger. По данным компании, среднегодовые темпы роста объемов строительства в странах Восточной Европы достигают 10% в год, тогда как строительный рынок Западной Европы растет только на 1-2% в год, а в США вообще сокращается (на 3-4% в год). «Мы сосредотачиваемся на растущих рынках, на которых кирпичу принадлежит значительная доля, – говорится в отчете Wienerberger. – В течение ближайшего года мы имеем возможности для расширения в России, на Украине, в Сербии и Болгарии». В материалах компании особо отмечается, что Россия – огромный кирпичный рынок, который по размерам на 25% превосходит совокупный рынок стран Центральной и Восточной Европы (Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Хорватия, Босния и Румыния), на котором доминирует Wienerberger. В компании отказались предоставить более подробную информацию о планах в отношении России, сославшись на отсутствие необходимых сотрудников. Между тем в конце прошлой недели на сайте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) появилась информация о том, что Wienerberger обратилась в банк за софинансированием своей экспансии в Восточной Европе и странах СНГ. Компания намерена вложить около 180 млн евро в ближайшие четыре года в строительство новых или приобретение существующих предприятий с последующей их модернизацией и расширением. Нина Гиенко, эксперт Института исследований товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), не видит ничего опасного для российских производителей в приходе крупного международного игрока. «Российский рынок кирпича достаточно хорошо насыщен, и проблем с его нехваткой просто не существует, – заявила она. Новому игроку будет достаточно трудно найти свою нишу на рынке, особенно в том случае, еслипроизводство будет строиться «с нуля». Кроме того, новое строительство может столкнуться с проблемами сбыта и необходимостью установления более высоких цен, чтобы окупить инвестиции». По словам эксперта, особенно конкурентен рынок столичных агломераций. «Крупные производители, поставляющие кирпич и черепицу на рынок Москвы и Санкт-Петербурга, вряд ли сдадут свои позиции, поскольку у них существуют стабильные связи со строительными компаниями», – полагает г-жа Гиенко. По ее словам, совсем другая ситуация на рынке керамической черепицы, которая так и не стала в России достаточно популярной. «Керамическая черепица пользуется незначительным спросом, поскольку не укладывается в российскую строительную традицию: крыши кроют оцинкованным железом, металлочерепицей, а большая часть крыш многоквартирных домов плоская, – говорит эксперт. Крупнейший производитель черепицы в России – компания BRAAS-ДСК-1 (входит в концерн Lafarge) – вынужден распространять свою продукцию по большинству регионов Центральной России, поскольку столичный регион не настолько ёмок». Источник ИА "РосБизнесКонсалтинг"
|
|