Реклама

Юрий Лужков знает причину роста цен на столичные новостройки

Дата публикации: 15.04.2004 Количество просмотров: 947

Федеральные министры Герман Греф, Виктор Христенко и глава Федерального антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев 15 апреля должны отчитаться перед главой правительства о ситуации с ценами на металлопродукцию. Поводом для доклада министров стало письмо мэра Москвы Юрия Лужкова на имя премьера, в котором он возложил на металлургов ответственность за рост цен на столичные новостройки. Но Лужков не может не знать, что стоимость металла в цепочке производитель - перекупщик - конечный потребитель возрастает минимум в 1,5-2 раза. К тому же, по оценкам экспертов, в себестоимости строительства на долю металла приходится максимум 2,2%, даже без учета оптовых скидок. К тому же, в ФАС вообще не исключили, что эти претензии рассматриваться не будут. "Мы не видим признаков сговора", - заявили источники в агентстве.

Атака со всех сторон

Претензии к отечественным металлургам начали предъявлять в конце прошлого года. Сначала нефтяники обратились к президенту Владимиру Путину и пожаловались на необоснованный, с их точки зрения, рост цен на трубную заготовку (на 20-30%). По их мнению, из-за этого подорожали трубы. В реальности же повышения цен на трубы добивались трубные заводы, которые хотели снизить затраты на сырье. Спустя некоторое время атаку на меткомбинаты провели автопроизводители. Машиностроительный холдинг "Руспромавто" и ОАО "АвтоВАЗ" давлением на металлургов попытались публично оправдать готовящееся повышение цен на свою продукцию: несмотря на введение повышенных таможенных пошлин для импортных производителей их продукция по-прежнему не пользуется спросом. Теперь к этому списку присоединился мэр Москвы Юрий Лужков.

Столичный градоначальник обратился к Михаилу Фрадкову с письмом, в котором утверждает, что за последние два месяца отпускные цены на металлопродукцию выросли в среднем на 55-60%, а к концу года могут увеличиться на 100-120%. По его мнению, рост цен на металлопрокат привел к удорожанию кубометра железобетона на 6-7%, а квадратного метра строящегося жилья - на 4%.

Продолжение роста цен может, по мнению мэра, привести к срыву программы строительства в столице, потому что дорожает главный строительный материал–железобетон.

Московские строители сами завышают цены

На сегодняшний день 850 долларов за квадратный метр-фактически нижняя планка стоимости столичных новостроек, а средняя стоимость составляет 1644 доллара. Причем за последние два года «панель» и «монолит» практически сравнялись в цене. В эту стоимость входит собственно себестоимость строительства (420-450 долларов) и расчеты с городскими властями (около 30% от стоимости объекта). Себестоимость строительства складывается из цены стройматериалов (от 20 до 30%), цены строительно-монтажных работ, эксплуатации машин и механизмов (от 10 до 20%), затрат на аренду участка земли и энергоресурсы, из налогов. «С 1 января энергоносители подорожали на 15%, железнодорожные тарифы выросли на 12%, цены на газ увеличились на 20%. Так как затраты на газ занимают самый большой удельный вес в стоимости цемента, автоматически подорожала вся строительная продукция домостроительного комбината. Кроме того, некоторые наши поставщики поставляют материалы с импортными составляющими. Как только курс доллара пошел вниз, а евро вверх, сразу увеличилась стоимость импорта», - пояснили в ДСК-1.

Между тем некрупные строительные компании готовы строить в Москве более дешевое жилье (при условии, что стройматериалы будут поставлять нестоличные поставщики) – они уверяют, что даже с учетом собственной прибыли они могут снизить себестоимость строительства панельного дома до 180-200 долларов за кв. м, а монолитного – до 240-270 долларов. Так что крупные московские девелоперы не используют имеющиеся возможности по снижению издержек, и рост цен на металл в данном случае ни при чем.

По словам генерального директора компании «Мосстройцены» Ларисы Подгорной, единственным цветным металлом, которой используется в больших количествах при строительстве жилых домов, является алюминий. И если брать в расчет расходы на покупку строителями продукции металлургических предприятий (арматура, швеллер, уголок и т.д.), то они не столь велики. Так, цены на балки и оцинкованные листы в Москве составляют от 18,5 тыс. до 23 тыс. рублей за тонну, швеллеры - от 25,5 тыс. рублей до 26,4 тыс. рублей за тонну.

При этом рост цен на железобетонные изделия объясняется не столько подорожанием металла (в стеновой панели или кубическом метре монолитного железобетона лишь 5% занимает арматура), сколько удорожанием цемента, песка, щебня и присадок. Только за последние два месяца на 20-30% увеличилась цена на щебень.

Если вычленить "металлическую" составляющую в себестоимости московского строительства, то она будет не более 2,2% (10 долларов с квадратного метра).

Для сравнения, цена балки в Петербурге составляет от 9,9 тыс. до 12 тыс. рублей. Швеллер стоит в среднем 10,2 тыс. рублей за тонну. Получается, что в Москве эта продукция стоит в 2 раза дороже. Причина этого не в высокой цене на металлопродукцию а в том, что к строителям металл попадает через цепочку посреднических фирм, которые так или иначе, по информации ГАЗЕТЫ, связаны с чиновниками правительства Москвы.

На повышение играют перекупщики металла

Главную роль в ценовом буме играют металлоторговцы, реализующие сырье на мелкооптовом и розничном рынках, и сами производители железобетонных изделий (ЖБИ). На профессиональном сленге такие фирмы называют "фонарями" или "прокладками". Маржа, которую производители ЖБИ (и перекупщики) оставляют у себя, в прошлом году выросла до 20-25%. В отдельных случаях - до 40-50% от стоимости первоначальной продукции. Это подтвердили в ряде компаний, работающих на московском рынке.

По оценкам экспертов, обвинения металлургов в спекулятивном повышении цен безосновательны. Они указывают, что потребители металлопродукции, выражая озабоченность повышением цен на металлопрокат, демонстрируют при этом самые высокие темпы роста основных экономических показателей. В данном случае это строительные комбинаты и компании, а также заводы ЖБИ.

Прислушаются ли федеральные чиновники к жалобам столичного мэра, станет известно завтра. В Министерстве промышленности и энергетики сообщили, что "ведомство, отвечающее за промышленную политику, должно изучить ситуацию со всех сторон и не допустить последствий, которые могли бы отрицательно сказаться на экономическом росте".

По материалам газеты "Газета"




Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
17748
Участников online
10
Подписано
15295
Объявлений
1353
Компаний
5536
Новостей
13974
Форумов
24
Тем форумов
19254
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
585

Подписка




Политика конфиденциальности